Материалы: мольберт, карточки-модели, две коробки разного цвета, игрушка «Карандаш», игрушка «Гвоздь», металлическая палочка, записки с загадками, маркеры, простые и цветные карандаши, карточки, лист белой бумаги.
Для опытов: деревянные и металлические дощечки, молоточки, кнопки-гвоздики, металлические предметы, деревянные палочки, баночки с водой, свеча, спички, картинки - истории, поощрительные призы для детей.

Ход деятельности

Этюд «Улыбка»
Воспитатель. Здравствуйте, друзья! Посмотрите, какой сегодня хороший день! Улыбнитесь, как кот, пригревшийся на солнышке (глаза закрыты, губы растянуты в улыбке). А теперь, как хитрая лиса! (глаза прищурены, улыбка, высунутый кончик языка). А сейчас улыбнитесь так, как будто вам подарили маленького щенка. Улыбнитесь от всей души (широко открытые глаза, широкая улыбка). Ах, как я рада видеть вас счастливыми!
Интересно, у нас в группе появилось что-то новое, необычное. Посмотрите вокруг, что вы заметили? (Коврик.) Верно. Это чудо-коврик. Чем он необычен? (Его узор состоит из разных предметов.) Раз это чудо-коврик, предлагаю вам с ним поиграть. Вы согласны? Назовем игру «Друзья». Каждый по очереди будет называть предмет, добавляя к нему слово-прилагательное. Следующий игрок повторяет первые слова и называет свои. Я начну: «Жила-была... маленькая ложка…». (Рассказ продолжают дети.) Молодцы, вы были очень внимательны.
Ребята, из каких предметов состоит узор на коврике? (Из посуды.) Из чего она сделана? (Из дерева и металла.) Как выдумаете, где дома можно повесить этот коврик? (На кухне.) Понравилось вам с ним играть?
Смотрите, почтальон принес нам две бандероли. Как можно узнать, что лежит внутри? (Открыть и посмотреть.) Я с вами согласна. А если не глядя? Что еще можно сделать? (Потрогать.) Верно, можно определить на ощупь.
Как вы думаете, по запаху можно узнать, что внутри? (Можно.)
Понюхайте, запах чего вы чувствуете? (Картона, бумаги.)
Как еще определить содержание бандероли? (Потрясти и послушать.) Да, действительно, можно попробовать определить по звуку. Слушайте. Какие звуки вы слышите? (Глухой и звонкий.) Догадались ли мы, что в бандеролях? (Нет.)
Ой! Оказывается, здесь есть записки-подсказки. Послушайте:
Серый Ивашка -
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там след кладет.
Что это? (Карандаш.)
Металлический Антошка,
Он на очень длинной ножке.
По головке постучишь -
Что-нибудь да смастеришь.
А это что? (Гвоздь.)
Ну, вот и они.

Гвоздь и Карандаш (игрушки озвучивает педагог). Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. Ребята, Карандаш с Гвоздем давно дружат. Даже кажется, что они чем-то похожи. Как вы думаете, чем?

Игра «Найди сходство». Педагог рассуждает вместе с детьми: гвоздь и карандаш видимы; они одинаковые по толщине; у них есть шляпки; они оставляют за собой след; они одинакового цвета; круглые, положишь на стол - упадут; опасные, баловаться с ними нельзя; они продаются в магазине; они полезны и нужны людям.
Воспитатель. Все правильно, ребята. Вы очень внимательны. А еще Карандаш и Гвоздь великие спорщики, и каждый из них уверен, что он лучше. Как разрешить их спор? Верно. Проверить их свойства. Я предлагаю вам провести ряд экспериментов-опытов. Вы согласны? Приглашаю вас в наш исследовательский центр.
Возьмите в руки деревянную дощечку и металлическую пластинку. Приложите их к разным щекам. Что вы чувствуете? Как можно обозначить тепло и холод?
Тепло: а) красный кружок; б) солнце; в) огонь.
Холод: а) синий кружок; б) луна; в) снежинка.
Нарисуйте на карточке вывод: дерево - тепло, металл - холод.
Воспитатель рисует на листе (на мольберте).
Второй наш опыт такой: пробуем забить гвоздь в деревянную дощечку. Что у тебя получилось, Ярослав? (Гвоздь забился, зашел в дерево.) Как ты думаешь, почему? (Дерево мягкое.)
Попробуйте то же самое проделать с гвоздем и металлической пластинкой. Что получилось у тебя, Саша? (Ничего не вышло.) Почему, как ты считаешь? (Металл твердый.) Верно. Отлично. Зарисуйте этот вывод на второй картинке (воспитатель рисует образец на мольберте).
Ребята, можно ли предположить, что произойдет, если бросить в воду металлический предмет?
Боря, что можно сказать о металле? (Металл тяжелый, он тонет.) Обозначьте это свойство металла в следующей карточке.
Теперь опустите в воду деревянную палочку. Что ты видишь, Максим? (Она не утонула - плавает.) Значит, какой вы сделаете вывод? (Дерево легкое, оно не тонет.) Отметим и это свойство на карточке (воспитатель рисует образец на мольберте).
Вот какие они разные, дерево и металл. И мы доказываем это с помощью опытов.
А сейчас я попробую сломать гвоздь пополам, и вы попробуйте. Что-нибудь у тебя получилось, Алена? И я не смогла сломать гвоздь, потому что он из металла, какой? (Прочный.)
Возьмите спичку и сделайте то же самое. Что с твоей спичкой, Боря? Какой можно сделать вывод? (Дерево хрупкое, оно ломается.) Зарисуйте этот вывод на карточке.
Ребята, как вы думаете, дерево горит? От чего оно может загореться? Наш вывод - дерево горит. Рисуем огонь.
А если поджечь гвоздь, что произойдет? (Гвоздь не загорится.) Почему, как вы считаете? (Он металлический, а металл в огне не горит, а только нагревается.) Верно. Отметим это свойство в табличке.
Ну, вот мы и закончили наши эксперименты. Получилось ли у нас разрешить спор Карандаша и Гвоздя, как вы думаете? Кто же из них лучше?
Назовите все свойства дерева и металла, вам поможет табличка, которую вы нарисовали.
Молодцы, ребята. Большую работу мы проделали, пора отдохнуть и поиграть.

Самомассаж «Плотник»
Мастер в руки взял фуганок (поглаживание левой руки от плеча к кисти - 4 раза),
Остро наточил рубанок (поглаживаем правую руку),
Доски гладко отстругал (разминаем левую руку),
Взял сверло, шурупы взял (разминаем правую руку),
Доски ловко просверлил (круговые движения пальцами правой руки от плеча к кисти левой руки),
Их шурупами свинтил (то же левой рукой),
Поработал долотом (поколачивание по левой руке),
Сколотил все молотком (поколачивание по правой руке).
Получилась рама (быстро перебирая пальцами правой руки, пройти ими по левой от плеча до локтя) -
Загляденье прямо! (то же левой рукой)
Прекрасный тот работник (погладить левую руку)
Зовется просто плотник (погладить правую руку).
Ой, ребята, пока мы играли, смотрите, что произошло. Карандаш и Гвоздь отправились в путешествие. Шли они шли и попали на реку. Карандаш обрадовался: «Переплывем на тот берег, освежимся». А Гвоздь приуныл. Как вы думаете, почему? (Он боится утонуть, потому что металл тяжелый.)
Что же делать друзьям? (Предположения: 1. Карандаш может перевезти Гвоздь на себе. 2. Они могут сделать плот: бревна сколотить гвоздями.)
Верно. Ну, вот наши друзья уже на другом берегу. Они устали, проголодались. Решили уху сварить. Как вы думаете, кто начал костер разводить? (Костер начал разводить Гвоздь, так как он не боится сгореть, он только нагреется.)
Что нужно Гвоздю, чтобы разжечь огонь? (Спички, дрова, дерево.)
Костер они развели, надо рыбу для ухи наловить. Кто пошел к реке? (Предположения: 1. Карандаш - он не боится утонуть. 2. Им надо идти вдвоем, потому что удочка должна быть легкая - деревянная, а крючок тяжелый - металлический.)
Сварили они уху, поели, решили дальше идти. Что нужно сначала сделать? Как затушить костер?
Двинулись друзья дальше в путь. Идут по лесной тропинке, не заметили ежика. Карандаш наступил - ногу проколол, а Гвоздь наступил - хоть бы что ему. Почему? (Карандаш мягкий, а гвоздь твердый.)
Не может идти Карандаш - больно ему. Говорит тогда Гвоздь: «Давай я тебя понесу, я выдержу, ведь я...» Какой? (Прочный.) А Карандаш смог бы?
Долго еще искали приют себе Гвоздь и Карандаш. Решили они себе дом построить. Как вы думаете, из какого материала будет дом?
Ребята, скажите, что в доме может быть деревянным? (Стол, стул, пол.) О чем можно сказать: деревянная; деревянное?
Что в доме может быть металлическим?
Построили друзья дом, стали в нем жить-поживать да добра наживать. Вы знаете, очень часто предмет сравнивают с разными людьми, их внешностью, поведением или характером. Я предлагаю вам придумать и сказать, какое качество есть у вас и у дерева или метала.
«Карандаш быстро и легко двигается по бумаге, он подвижный, как я».
«Металл прочный и выносливый, и я люблю долго прыгать, приседать».
«Деревянные ложки трещат, и я люблю болтать и разговаривать».
«Дерево плавает, и я плавать умею».
«Дерево доброе, и я девочка добрая».
Вот видите, ребята, сколько людей, столько и характеров. И у предметов так же - все они разные по свойствам и по характеру, но в то же время все, что нас окружает, взаимосвязано.