Я музыкальный руководитель детского сада. Владеть голосом, быть ритмически организованным и эмоционально откликаться на музыку - это те три кита, на которые опирается моя деятельность. С одной стороны, это основная цель, о которой говорится в программе дошкольного образования. А с другой - великий смысл педагогического мастерства, проявляющийся в моем умении настроить воспитанника на ту волну, на то излучение, которые исходят от творений искусства: поэзии, музыки, живописи.
Сделать это возможно. Занятие музыкой - это универсальное действо, дающее простор для развития самых разных способностей ребенка, как двигательных, так и интеллектуальных и творческих. А это значит, что выбор средств познания неограничен: игра, слушание, движение, рассматривание, исполнение, разговор, спор… Чем больше форм, тем шире у ребенка спектр способов восприятия мира.
Говорят: «Цель оправдывает средства». Не спорю, избитая фраза. А вспомнилась она вот в связи с чем. Процесс выбора целей и средств всегда интересен размышляющему педагогу.
У музыкального занятия, как и у любого другого, стержнем всего является цель. И на эту вертикаль нанизываются методы, формы и средства, помогающие получить запланированный результат. Чем опытнее педагог, тем больше у него в запасе педагогических находок. Чем опытнее педагог, тем универсальнее они. Когда педагог становится мастером, в его занятиях с детьми чаще присутствует импровизация. Такая импровизация не имеет ничего общего с неразберихой, с неуправляемым потоком фантазии. Это творческий полет мысли педагога к четко очерченной вершине.
Откуда педагог черпает идеи для своей деятельности? Это уроки педагогического мастерства со времен учебы, курсы повышения квалификации и открытые занятия коллег, традиции учреждения, в котором он работает. Вопрос: «Есть ли внутренняя цензура у педагога на всю получаемую информацию?» Откуда тогда обилие некачественных аранжировок детских песен, репертуар, мало соответствующий возрасту, преобладание фонограмм над «живым» исполнением? Ведь ни один норматив, ни одна программа развития не помогут отличить настоящее искусство от подделки. Только образованность и пытливость педагога помогают отделять зерна от плевел.
Слышать слово и правильно его выражать тоже является педагогической задачей музыкального руководителя. Но для начала он сам должен овладеть этой практикой. Опять же его внутренняя цензура не должна пропускать произведения со словами «я буду хвастать», «я ненавижу» и т. п. Настороженно нужно относиться к сленгу, пусть даже очень распространенному среди детей. Его использование скорее свидетельствует о стремлении заработать дешевую популярность, нежели «идти в ногу со временем».
Особенно важным является умение педагога планировать педагогическую деятельность с учетом возрастных особенностей детей. Опираясь на них, мы понимаем, что ребенку необходимо движение и что разумно чередование фаз напряжения и спокойствия, что игра - способ самовыражения и познания мира, и себя в этом мире. Но часто бывает так, что музыкант забывает о том, что связки ребенка - это две тонкие ниточки, находящиеся к тому же в стадии роста. Если усиленный поток воздуха, а такое случается при крике или форсированном громком пении, бьет по связкам, они деформируются. Если крик постоянен, на связках образуются узелки. Тогда человеку навсегда обеспечены хриплый голос и закрытые двери к возможности длительных публичных выступлений. Требование от дошкольника петь громче, ярче должно уступать место тщательному подбору произведений с небольшим диапазоном (где не нужно преодолевать певческий порог, что влечет за собой дополнительные нагрузки на связки) и терпеливому обучению аккуратному, чистому и мягкому пению.
Чтобы успешно обучать и развивать детей, педагог должен создать комфортные условия, в числе которых я бы назвала стабильность. Ребенок, идя из группы в зал на занятие, совершает знакомый ритуал, доведенный до автоматизма, и тем самым высвобождает свою мысль для другой деятельности. То, что его встретит улыбающийся педагог, - тоже ритуал. «Включить глазки» и «поднять бровки» для ребенка добрая традиция, а для меня педагогическая необходимость, в результате которой я получаю положительный настрой малыша и направленный на меня взгляд. Мне очень важно, чтобы ребенку было комфортно рядом со мной. Маленький человек должен быть уверен, что взрослый его любит. Искренней любовью к ребенку ты заслуживаешь его доверие, а значит, право говорить с ним назидательно.
Все вышесказанное лежит в основе моей педагогической философии.
Образованность, интеллигентность, самосовершенствование, наличие жесткого внутреннего фильтра, собранность, самоотдача - вот качества, которые должен воспитывать и развивать в себе любой педагог, волею судьбы допущенный к воспитанию ребенка.
А еще важно всей душой любить свое дело, как бы банально это ни звучало. Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете. Как это просто и… как это сложно!

Челябинская область