Движения пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой - головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Ее исследования показали, что до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться не удается. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь - кулак - ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

«Гребешок». Пальцы сцеплены в замок. Кончики пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают, как петушиный гребень (рис. 1).

Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой - и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки (рис. 2).

«Прятки». Ладони прижаты тыльной стороной. Левая ладонь сжата в кулак и нахо­дится сзади правой (прячется), ладонь правой руки выпрямлена. Затем поло­жение рук меняется.

«Кулак-ладонь» (совершенствование межполушарного взаимодействия, развитие концентрации внимания).
1‑й вариант. Хлопки кулаками (ребром ладони) и ладонями (поочередно).
2‑й вариант. Хлопки: одна рука - ладонь, другая - кулак, поочередно менять.
«Стул». Левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно сжаты. Правая рука согнута, и кулак приставлен к нижней части ладони левой руки, затем положе­ние рук меняется.
Ножка, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

«Стол». Левая рука согнута, пальцы собраны в кулак. Правая рука выпрямлена, на­крывает сверху левую. Затем положение рук меняется.
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

«Растяжка». Кончики пальцев правой руки упираются в кончики пальцев левой руки. Не отрывая руки друг от друга, пальцы то раздвигают в стороны, то сужают в одну точку.

«Дружная семья». Ладони и раскрытые пальчики обеих рук прижаты друг к другу.
Этот пальчик - дедушка. (Большие пальчики стучат друг о друга.)
Этот пальчик - бабушка. (Указательные пальчики стучат друг о друга.)
Этот пальчик - папочка. (Средние пальчики стучат друг о друга.)
Этот пальчик - мамочка. (Безымянные пальчики стучат друг о друга.)
Этот пальчик - буду я. (Мизинцы стучат друг о друга.)
Вот и вся моя семья! (Руки - в замок.)

«Заведи мотор». Кончики пальцев правой руки упираются в кончики пальцев левой руки, а мизинчики крутятся вокруг друг друга. Ту же работу нужно проделать со всеми остальными пальчиками.

Развитию кисти и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами. Попросите ребенка выложить из семян, орешков, косточек или крупы любой рисунок - солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов - серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, фантазию. И самое главное - развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок - оригами.
Очень полезное и любимое всеми детьми занятие - рисование. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш. Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т. д. В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если вы не просто купите своему ребенку раскраску, а выполните хотя бы несколько заданий вместе с ним, научите правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.
Очень интересны и полезны упражнения с деревянными или пластмассовыми палочками, например, построить колодец. Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркнем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.