Я недавно прочитал книгу Эрика Шмидта «Новый цифровой мир», он описывает, как изменяется наша жизнь с введением новых цифровых технологий. Понятно, что мир уже не будет прежним. Все переводится либо в какой-то цифровой вид, либо в электронный, который вообще не ощутим, деньги уже становятся электронными, будет изменяться психолого-педагогический аспект. Большая проблема, как подстраиваться под этот постоянно изменяющийся мир, как учить по-новому, как делать подготовку к занятиям, ведь подача информации - это совершенно другой ритм, ученики воспринимают информацию по-другому. Не обязательно, что у них это клиповое мышление, современные дети далеко не клиповые, они умные, думающие, могут формировать какую-то собственную позицию. Весь сложный вопрос сегодня заключается в том, насколько наши учителя готовы к таким вызовам.
Свобода сети Интернет ставится под некую угрозу, когда внутри отдельных государств формируются свои собственные сети выхода из нее. Насколько я знаю, есть практика регулирования всей этой сферы, например, в Китае регулируют всю сферу целиком, в том числе и ту часть, которая относится к образовательной части. Есть примеры восточных стран, в которых на таком же уровне все находится под запретом. На мой взгляд, когда государство тотально контролирует абсолютно все ресурсы, не очень хорошо, так как тот посыл, который дает нам использование Интернета, та свобода, которую он нам предоставляет, ставится под угрозу. Естественно, в школах есть уроки, посвященные интернет-безопасности, тому, как им пользоваться, как грамотно проводить поиск информации, а не просто набирать первое попавшееся слово и открывать первую попавшуюся ссылку. В школе должна быть определенная методика обучения такому поиску, чтобы дети не попадали на вредные сайты. У тех учителей, которые заинтересованы в своей работе, этот процесс перехода проходит очень гладко. Да, есть возрастной ценз для разных соцсетей, есть мировая практика, но реальная жизнь идет в параллели с нашей виртуальной жизнью, мы идем к тому, что виртуальные личности соседствуют с реальностью. Сейчас уже до рождения ребенка родители могут зарегистрировать его аккаунт. Это только кажется, что смешно, но это происходит сплошь и рядом. Учителя информатики, я думаю, в каждой школе ведут работу по обеспечению информационной безопасности в Интернете для своих учеников, такая работа идет не только на уроках информатики, но и на каждом предмете. Кроме того, нужно вести эту четкую, грамотную и постоянную работу с родителями. Мы рассказываем родителям о том, что есть контент-фильтры, которые позволяют ограничивать доступ к сайтам. Есть контент, который можно установить на компьютер и который будет защищать компьютер от несанкционированного доступа.
Такие разговоры с родителями дают значительный резонанс, так как большая часть родителей не знают, что эту работа и так ведут учителя. Вопрос в том, насколько сами родители хотят это слышать, вникать, как этим пользоваться.

Владимир ХАРИТОНОВ, исполнительный директор ассоциации интернет-издателей:

Есть один способ борьбы с нежелательными сайтами в Интернете - отключить его, но отключить Интернет невозможно, это значит отключить всю банковскую систему, государственную систему. Государство пытается вводить свои эстетические стандарты, которые с общественными не совпадают. Оно занимается этим, вместо того чтобы ловить преступников, которые не в Интернете.
Есть мировая практика, которая сводится к тому, что за безопасность детей в Интернете отвечают родители. Есть рекомендации Еврокомиссии, которая советует вести пропаганду среди родителей, среди учителей, среди тех, кто имеет дело с детьми, как настраивать родительские фильтры, которые есть во всех браузерах.
Способна ли школа в качестве лоцмана взять на себя эту ответственность в информационном мире?
Да, школа это делает, и делает хорошо. Самое главное - научить детей пользоваться поисковыми системами. Вся информация, преподносимая детям, теперь должна содержать образцы патриотизма и гордости за Россию, модели поведения, демонстрирующие уважение истории, культурных и исторических памятников.
Возможно ли обеспечить запрет на то, что наносит вред безопасности работы детей в Интернете? Реализовать это технически просто невозможно, так как любые запреты и блокировки можно обходить. Кстати, дети в этом поднаторели за последнее время, специалисты говорят, что резко помолодели российские хакеры, они начинают заниматься этим делом уже с 12 лет. В Интернете много ресурсов, где написано, как обходить эти блокировки, дети начинают этому учиться.
Если мы хотим, чтобы дети не были в соцсетях, нужно включить фильтр, чтобы они туда не заходили и не пользовались ими.
Для того чтобы нормально пользоваться соцсетью и адекватно реагировать на ту информацию, которая там появляется, все-таки человек должен быть достаточно взрослым. Хорошо, если бы были соцсети для детей. В Америке дети и подростки не идут в Фейсбук не потому, что там есть ограничения, а потому, что это им все уже неинтересно. У них есть свои коммуникации, которыми дети в России не пользуются, сейчас есть «снепчат» - сеть мгновенных сообщений, которые исчезают сразу после прочтения, это специфическая сеть, в которой можно обмениваться изображениями.

Олег КОЗЫРЕВ, отец:

Интернет представляет собой огромное количество сайтов, ресурсов. Если нет доступа к этому всему, то нет и Интернета. Получается, когда мы говорим о каких-то ограничениях, мы видим Интернет в некоем усеченном виде. В последних инициативах государства есть желание создать большой детский сайт.
Конечно, государство может задавать некий стандарт, оно может определять правила, но лучше, когда это происходит по системе самоорганизации. Мне кажется, ключевой момент для обеспечения безопасности в Интернете - воспитание.
Безопасность в Интернете связана со многими вещами, но то, с чем мы чаще всего сталкиваемся, - это либо вредоносные сайты, где можно подцепить вирус, либо ситуация, когда ребенок, пользуясь компьютером или телефоном, может что-то случайно или специально купить.
Есть сервисы, которые родители могли бы покупать и таким образом защищать своих детей.
У меня сыну 13 лет, дочке 7 лет, сыну мы старались примерно описать, где можно бродить в Интернете, куда не нужно заходить. Теперь он более или менее это понимает. Совершенно иная ситуация с дочкой, сегодня в 1-м классе ее сразу сажают за компьютер, у них уже совершенно другие стандарты обучения.
Мне кажется, серьезную ошибку делает интернет-индустрия, надо разрешить детям создавать аккаунты, почты, если будет создано как можно больше детских аккаунтов, то появится возможность регулировать браузер или среду под определенный возраст.