​Информация к сведению

Всероссийская олимпиада школьников проводится по 21 предмету в 4 этапа: школьный, окружной, региональный, заключительный. Успешное выступление в финале дает право поступления в вузы соответствующего профиля без экзаменов.
 Московская олимпиада школьников проводится по 19 предметам, часть из которых входит в перечень (в этом году это астрономия, география, история, обществознание, физика, математика, информатика, химия, лингвистика). Льготы при поступлении предоставляются победителям и призерам соревнований по предметам из перечня.


Департаменте образования состоялась пресс-конференция «Олимпиады в Москве - возможности развития таланта каждого школьника». В мероприятии приняли участие директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко и ответственный секретарь городского оргкомитета Московской олимпиады школьников Алексей Горбачев, которые   подвели итоги прошедших этапов Всероссийской олимпиады школьников и рассказали о том, какие новшества появились в олимпиадном движении в последнее время.

Иван ЯЩЕНКО, руководитель Центра педагогического мастерства:
- Московская олимпиада школьников и  Всероссийская олимпиада школьников - два  массовых мероприятия. По Всероссийской олимпиаде, которую проводит Москва,  проходят три этапа - школьный, окружной, который завершился в декабре 2013 года, и региональный,  на который  прошли те ребята, которые успешно выступили на окружных этапах. Прежде всего хочу отметить, что  в этом году происходит небывалый рост числа участников олимпиады. Самыми массовыми в этом году  стали олимпиады по английскому языку - около 24,5 тысячи участников, математике - почти 19 тысяч и обществознанию - более 18 тысяч участников. Такая популярность объясняется тем, что олимпиада стала доступнее - школьный этап провели практически все учебные заведения города. Тем, кто по каким-то причинам не смог поучаствовать во Всероссийской олимпиаде, не стоит расстраиваться, как раз сейчас проходят отборочные туры Московской олимпиады, в которых свои силы могут попробовать учащиеся из всех регионов России.
Вообще в последние годы у нас наметился небывалый  рост интереса, связанный во многом с тем, что не только ведущие школы, которые  были известны, но и массовые школы активно  подключились к возможностям открытия таланта детей, сюда подключилась система дополнительного образования, система интернет-поддержки. В результате у нас в этом году вместо 120 тысяч работ на окружном этапе, как это было в прошлом году, было получено свыше 170 тысяч работ.  Это те ребята, которые успешно выступили на школьном этапе олимпиады, а после этого пришли на окружной этап. Только благодаря внедрению новой технологической  модели проведения  школьного этапа, которая была развернута вместе с Департаментом образования и Департаментом  информационных технологий,  мы смогли справиться с таким резким ростом количества работ. В этом году мы все работы сканировали, обрабатывали электронно, и ребята, учителя, родители могли через портал госуслуг Правительства Москвы  скачать тексты работ. Это большая технологическая процедура, которая была очень оперативно внедрена, когда мы почувствовали  уже на школьном этапе рост работ  и поняли, что традиционным образом с этим не справимся. Кроме этого, конечно, возможность посмотреть свою работу способствует повышению качества, потому что все могут посмотреть, сравнить, обсудить, естественно, есть возможность подать апелляцию.
Дух честного соревнования в олимпиадах очень силен, мы стараемся его культивировать. Как только результаты поступления в вузы стали учитывать, мы два года назад на Московской олимпиаде школьников применяли опережающие меры, предпринимаемые позже на ЕГЭ. После того как  мы пресекли первую попытку студентов, приехавших из  Санкт-Петербургского университета, участвовать в нашей олимпиаде вместо школьников, больше таких попыток не было. Все знают, что с нами лучше не связываться. В этом году значительно усилены меры безопасности во время проведения олимпиад - это и присутствие общественных наблюдателей, и проверка документов, и централизованная печать заданий - все, чтобы исключить возможность использования шпаргалок. На самом деле в Москве сформирована мощная система учета олимпиадных результатов, портфолио и невозможна ситуация, когда талант ребенка, который до того ни разу не проявлялся, в 11-м классе на олимпиаде, результаты которой засчитываются при приеме в  вузы, вдруг ярко раскрылся.  
Так как  основной регламент проведения Всероссийской олимпиады школьников в Москве мы не можем изменять, все то, что делаем, стало дополнительным сервисом, включенным в основную «нитку». Сейчас мы видим мощный интерес к региональному этапу ВОШ по поступающим жалобам. В этом году  нам поступило много жалоб на пересечение сроков проведения олимпиад по физике и русскому языку.  К сожалению, федеральные органы, Министерство образования и  науки РФ, которые определяют сроки проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады (это не полномочия регионов, так как региональные задания  дают федералы), устанавливают их так, что все дети пишут задания по разным предметам в один и тот же день по одним и тем же заданиям. Соответственно министерство поставило на один день физику и русский  язык, видимо, считая, что дети либо физики, либо лирики. В Москве несколько десятков ребят, которые, успешно выступив на школьном  и окружном этапах, перешли на городской, то есть региональный, по тому и другому предмету. Им сейчас придется выбирать или  испытать тяжелое напряжение, когда  в один день они будут писать две олимпиады, например, написать олимпиаду по русскому языку и выполнить экспериментальный тур по физике. Естественно, мы стараемся предоставить им такие возможности там,  где  это технологически возможно, но сразу предупреждаем родителей и участников, что это очень большое напряжение и лучше им выбрать для себя одну ведущую олимпиаду, тем более что в Москве есть Московская олимпиада школьников, которая  тоже проходит по всем предметам. По многим предметам она включена в перечень Минобрнауки РФ, и свой талант можно проявить не только на региональном этапе Всероссийской олимпиады, но и на Московской олимпиаде школьников.
Все олимпиады, которые проводит Департамент образования,   для школьников открытые и бесплатные. Если кто-то  где-то собирает деньги за олимпиады, это значит, что какая-то частная инициатива, к которой департамент не имеет отношения, и скорее всего  она имеет  определенный коммерческий интерес. Тем более что  согласно порядку проведения Всероссийской и Московской олимпиад школьников никакая платная процедура  не может быть включена в перечень Минобрнауки РФ и нигде не может засчитываться.
Родители часто задают вопрос о том, какие льготы может получить ребенок при участии в олимпиадах. Главное,  для чего мы проводим олимпиады, - это   дать ребенку  возможность проявить свой талант. Не все из тех сотен тысяч участников, которые  есть в Москве,  получат льготы при поступлении в вузы, но многие из них попробуют свои силы и, возможно, выберут для себя какую-то траекторию, связанную с тем или иным предметом, откроют для себя что-то новое и интересное. Те же, кто успешно выступит в олимпиадах, действительно получат льготы в соответствии с федеральным законом. Во Всероссийской олимпиаде школьников льготы предоставляются только  по результатам заключительного этапа: после проведения регионального этапа будет сформирована команда Москвы, которая, мы надеемся,  выступит успешно на этом заключительном этапе. Те, кто выступит на этом этапе успешно, станут победителями и призерами, смогут поступить  по соответствующему направлению в любой вуз по своему выбору.
В прошлом году ректор Высшей школы экономики  Ярослав Кузьминов выступил с предложением:  если баллы по ЕГЭ у выпускника школы ниже 75, то результаты олимпиады для него аннулируются, и никаких льгот для поступления в вуз уже не будет, сейчас разговор идет о 65 баллах. Могу сказать, что на победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников распространяется действие федерального закона, поэтому ни  ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, ни даже министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов не могут изменить ситуацию. Если человек стал победителем  или призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады  школьников, он имеет право на поступление в вуз независимо от   результатов сдачи ЕГЭ. Речь идет об олимпиадах, включенных в перечень Министерства образования и науки РФ. Не секрет, что, к сожалению, наряду с  традиционными олимпиадами (а нашей Московской олимпиаде больше 70 лет) в последнее время  возникло множество олимпиад, основная цель которых - поступление в вузы. В Московской олимпиаде дети участвовали тогда, когда никаких льгот на поступление в вузы еще не было, если льготы отменят, они будут продолжать участвовать в  ней. Только небольшой процент ребят - учеников 11-х классов - интересуют льготы на поступление, в принципе сотни тысяч других участников олимпиады идут туда, потому что им это интересно. Мы провели соответствующий анализ и выяснили, что Москва никаких изменений норм не боится, для московских школьников (победителей и призеров)  нет проблем получить что 65, что 70, что 75 баллов по ЕГЭ, они так сдавали ЕГЭ в прошлые годы.
Есть перечень олимпиад школьников, в который подавали заявки, и нам очень приятно, что Московская олимпиада школьников по таким предметам, как математика (Московская математическая олимпиада), физика, химия, информатика, география, астрономия, лингвистика, история и обществознание,  вошла в перечень Министерства образования и науки, то есть ребята, которые выступят в этой олимпиаде, могут быть зачислены в вузы  по этим результатам. Здесь в отличие от Всероссийской победитель может прийти в вуз, и его туда возьмут.  Московская олимпиада  для вузов достаточно авторитетна, и мы уверены, что большинство столичных вузов по соответствующим профилям нашу олимпиаду будут учитывать наравне с другими, при этом те предметы, которые в нашу олимпиаду вошли, не то что хорошие, а остальные плохие, на самом деле остальные предметы тоже замечательные, но  у министерства есть правило: для того чтобы олимпиада могла претендовать на включение в перечень, она должна быть межрегиональной, то есть в ней должны принимать участие многие ребята из других регионов,  например, в Московской математической олимпиаде в прошлом году приняли участие школьники из 50 регионов России.  Не по всем предметам наши олимпиады стали такими же популярными в регионах, поэтому  мы не можем пока подать заявку для включения их в перечень Министерства образования и науки РФ.
Во Всероссийской олимпиаде школьников главное наше достижение - это то, что принимают участие в ней  очень много школ, то есть у нас в Москве практически нет школы,  из которой бы  никто из ее учеников не вышел на региональный этап. Еще совсем недавно у нас небольшая группа школ (80-100-200) доходила до олимпиад регионального уровня, сейчас все школы имеют победителей  и призеров окружного этапа. Очень важно, что  расширяется спектр предметов. Если раньше у нас была очень мощная специализация - ребенок участвовал только в олимпиаде по одному предмету или из школы ребята  шли на олимпиаду по какому-то предмету, то сейчас те самые пересечения олимпиад по русскому языку и физике, те самые результаты того, что физико-математические школы открыли у себя мощные гуманитарные направления обучения. Оказывается, что из этих школ и ребята проходят на  разные олимпиады, что кроме талантов физиков  они открывают в себе и таланты лириков, так как в этих школах появляются яркие учителя по гуманитарным предметам. У нас возникают возможности  для открытия не специализированного  таланта, а комплексного.
Все, что мы делаем,  поддержано Интернетом, все прозрачно, все есть на наших сайтах. Все задания, как только у нас что-то прошло, все решения, все критерии, все проверки  есть в Интернете как по этому, так и по прошлым годам. Поэтому мы всем рекомендуем, прежде чем участвовать в олимпиадах, посмотреть на все это, оценить свои силы, задать вопросы. У нас много онлайн-семинаров, большую роль в подготовке к олимпиадам сыграли наши  курсы для учителей: 17 тысяч педагогов через Интернет получили с сентября по декабрь 2013 года методическую поддержку  в новой электронной среде, построенной в соответствии со стратегией Департамента образования и Департамента информационных технологий на основе, когда есть среда, в которой сам учитель  может получить методическую поддержку по всем предметам.
Мы задавали участникам олимпиады очень важный вопрос, предлагая им назвать тех педагогов, которым они обязаны своими знаниями. По результатам этих ответов и по результатам тех олимпиад, которые были в  прошлом году, педагоги, которые подготовили многих ребят,  стали победителями в важнейшей номинации  конкурса на получение гранта Правительства Москвы для учителей. Учителя, которые подготовили ребят - победителей олимпиад, по результатам опросов ребят получили весьма значительное материальное  поощрение. Причем в число обладателей этих грантов вошли не только учителя, но и  преподаватели вузов, что было сделано впервые, преподаватели дополнительного образования.  
Кроме Всероссийской и Московской олимпиад школьников есть еще олимпиады, проходящие  в течение всего учебного года, например олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», которую Департамент образования проводит совместно с Департаментом  культуры. В них участвуют ребята, группы,  классы, семьи, которые посещают  московские музеи, выполняют различные задания, отвечают на вопросы. Это мощное движение, объединяющее  учебный процесс и открывающее для него музейное пространство.

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы»

Конкурс рекламы «Прорекламируй музей!»
Если вы сходили в музей и вам он очень понравился, вы можете не только написать о нем отзыв, но и сочинить ему достойную рекламу! Участвуйте в нашем конкурсе, присылайте работы - слоган, текст (около 250 знаков) или картинку (афишу-рекламу). Самое главное, чтобы люди, увидевшие вашу рекламу, захотели сходить в ваш любимый музей в новом, 2014 году! Лучшие работы, возможно, будут опубликованы в каком-либо печатном издании.
Пожалуйста, обратите внимание, что текст должен быть не больше 250 знаков! Знаком считается буква, а не слово.
Сроки: до  31 января 2014 года.
Возрастная категория: 1-11-е классы.