​Александр КЛИМОВ, заместитель министра образования и науки РФ:

У нас уже принят профессиональный стандарт педагога, который должен обозначать горизонты. Профессиональный стандарт учителя полностью соответствует документу, который обозначает, в каком направлении необходимо двигаться. При этом понятно, что мы не сможем профессиональный стандарт ввести мгновенно, так как действительно, те требования, которые в профессиональном стандарте предусмотрены, перспективны, задают горизонты, но главное здесь не спешить, а системно двигаться.
На координационном совете было проведено отдельное обсуждение по поводу введения профессионального стандарта, его участники говорили, что нужно двигаться поступательно, в первую очередь через модернизацию программ педобразования, чтобы те выпускники, которые приходят после этих программ, наиболее полно соответствовали профессиональному стандарту. Тогда через какое-то время мы сможем постепенно довести до нужного уровень тех людей, которые будут работать в школах.
У нас нынче появились новые образовательные стандарты в школах, реализуются большие программы повышения оплаты труда как в общем, так и в высшем образовании, поэтому неудивительно, что именно сейчас появилась концепция модернизации педобразования, проект которой размещен на сайте Министерства образования и науки РФ. Работа шла у нас с февраля прошлого года, была создана большая рабочая группа, в которую входили Алексей Семенов и Анатолий Каспржак, Министерство образования и науки РФ представляли только два человека: один - от Департамента высшего образования, другой - от Департамента общего образования.
Суть Концепции в том, что предполагается разработка новых программ, которые будут удовлетворять всем требованиям в связи с принятием нового Закона «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2013 года. Теперь существенная часть педобразования может быть перенесена на площадку базовой кафедры в школе или в учреждении дополнительного образования детей, где студенты смогут проходить практику. У нас есть возможность реализации сетевых программ, в которые могут входить и колледжи, и иные организации, уточнена нормативная база по целевому обучению, появился прикладной бакалавриат. То есть мы имеем много новых механизмов, которые позволяют реализовывать программы в рамках педагогического образования. Намеренно говорю «педобразование», не акцентируясь на педвузах, так как у нас 170 вузов реализуют программу педобразования и только 48 имеют наименование педвуз.
Министерство утверждает перечень направлений подготовки, по которым допускается проведение дополнительных собеседований на поступление для абитуриентов, чтобы вуз мог понимать, насколько человек вообще готов связать свою жизнь с этой профессией, узнать его мотивацию, какие-то внутренние установки, ведь один только набор знаний еще не означает, что человек может быть учителем с большой буквы.
Серьезное внимание в концепции уделяется магистерским программам, нам нужен широкий пакет этих программ, именно в рамках магистерских программ разворачивается опыт взаимодействия с образовательными организациями.
Кроме того, университеты должны разворачивать такие программы совместно с зарубежными вузами. Сейчас есть такие программы, но численность студентов, которые обучаются на них, очень небольшая.
Когда мы с коллегами обсуждали концепцию, то серьезное внимание уделяли блоку магистерских программ, которые могли бы использовать для совершенствования уже работающих учителей и тех, кто в настоящее время не занимается педдеятельностью, но имеет хорошее педобразование. Мы сейчас фиксируем поток людей, которые в предыдущие годы не пошли в школы и в учреждения дополнительного образования, но в силу изменения ситуации, дополнительного внимания, которое уделяется школам, сейчас хотят прийти в школу, это требует дополнительного обучения, так как меняются требования, образовательные стандарты.

Анатолий КАСПРЖАК, профессор института развития образования НИУ ВШЭ, заслуженный учитель РФ:

У нас есть только один путь войти в учителя. Молодой человек должен 6 лет (бакалавриат + магистратура) учиться в вузе, шанс, что за эти 6 лет он сохранит это звание, 10%. Одна из идей реформы - раскрыть систему образования: предположим, человек закончил в классическом университете физический бакалавриат, понял, что ему это не нужно, пошел в школу, то есть человек может поменять профессию. Если мы будем так готовить, как нам бы хотелось бы - со стажировками, с оплатой поездок за границу, тогда нужно к 3-му курсу понять, кто те 10 из 100, что будут учителями, и давать сильное педагогическое образование только им. Эта многоканальность одна из ключевых идей реформы педобразования, которая, может быть, состоится.
Сегодня у нас по школе ходят «физички», «химички», кто угодно, но не учителя. Если бы нам удалось в словосочетании «учитель физики» или «учитель химии» перенести акцент на слово «учитель», я был бы счастлив. Главная проблема сегодняшнего учителя, к сожалению, архаические образовательные технологии, используемые ими. В исследовании международного качества образования PISA предполагается ввести групповую работу; у нас учителя, когда работаешь на курсах повышения квалификации, не понимают, как организовать работу группы. Теперь - почему это произошло. Если мы напишем бумагу, даже самую лучшую, которая всех устроит, все равно ничего не изменится, те самые возрастные учителя, я могу так говорить, так как сам такой, те самые преподаватели вузов, которые не понимают, зачем и как надо работать с педагогами, конечно, такими и останутся, их нужно потихонечку замещать, но это дело долгое.
Социолог образования Владимир Собкин 5-7 лет назад провел исследование и выяснил, что не самые лучшие выпускники школ идут в педвузы, сегодня надо говорить об образовательных программах подготовки учителей, так как по этому исследованию к 5-му курсу только 10% выпускников говорят о том, что они свяжут со школой свою жизнь. То есть мы продолжаем пока идти в подготовке учителей традиционным экстенсивным путем, выпускаем все больше и больше в надежде, что кто-то все-таки в школу придет. Эта система, конечно, переламывается, но надо понимать, что педвузы - так была устроена советская система образования - были едва ли не единственным местом получения хорошего гуманитарного образования. Я помню, когда пришел в 1971 году в педвуз, замечательный профессор, светлая ему память, закончил первую лекцию такими словами: «Учтите, будете плохо учиться, пойдете в школу!» Сегодня возникла другая проблема - как только подняли зарплаты, молодым учителям стало некуда идти, разница между зарплатой и пенсией стала абсолютно вопиющей.
Мы в концепцию вписали два предложения - создание возможности введения дополнительных испытаний при поступлении в педвуз, но надо понимать, что это крайне коррупциемкая вещь, и вступительный экзамен в профессию, так как во всем мире диплом дает право потом сдать профессиональный экзамен. До этого путь долгий, но, наверное, мы к нему идем.
Суть главного изменения процесса подготовки учителя - его практико-ориентированность, хотя это очень трудно сделать. Я помню, в Голландии был в школе педагогики и не видел такого предмета, как методика преподавания. Я спросил почему, а они говорят: а зачем, я профессор физики, читаю лекции по физики, а потом мы с вами разбираем, как я все объяснял. Это высший пилотаж, но до этого высшего пилотажа при всем нашем оптимизме далеко. Если нам удастся хотя бы чуть-чуть сделать несколько шагов в эту строну за счет проведения некоторых действий, тогда мы реформу прожили не зря.
Я участвовал уже во многих реформах, в которых доли процентов были реализованы. В этой реформе есть то, что меня делает скромным оптимистом. Начинается эта реформа с пилотных проектов, которые будут реализованы в 17-25 вузах. Если это так и будет, то у нас есть шанс, что мы постепенно к чему-то будем двигаться.

Алексей СЕМЕНОВ, ректор МПГУ:

Главная проблема профессии учителя с точки зрения профессионализма состояла в том, что из-за низкого материального уровня, который учителю даже не обеспечивался в 90-е гг., возник существенный отток кадров в этой массовой профессии. Низкая зарплата привела к снижению качества, толковые учителя испытывали безумную перегрузку, работали часто в нескольких школах, старались заработать репетиторством. Было мало сильных учителей, много - посредственных, некоторые были слабые, но школа их терпела и держала у себя из-за того, что не было замены, до сих пор в некоторых регионах есть дефицит учителей, например математики. Нет кадров, нет выпускников, нет желающих работать в школе, несмотря на то что зарплата стала выше, чем средняя по региону.
Есть многие признаки того, что в регионах, да и в Москве, эта тенденция уже преодолена. Существенные усилия власти по повышению зарплат, которые активно обсуждались в СМИ последние 3-4 года, привели к тому, что изменилось общественное отношение к роли учителя, повысился престиж этой профессии. Мы сейчас констатируем, что средний балл ЕГЭ в какой-то степени характеризует силу выпускника, его амбиции, он готовился к ЕГЭ, сдал, получил свои 75-80. Мы видим, что этот балл растет для педагогических вузов быстрее, чем меняется средний балл по стране, то есть происходит переориентация среди молодежи в стране на профессию педагога.
Мне кажется, что ситуацию, когда не лучшие выпускники шли в школу, надо ломать. МПГУ нынче устанавливает связи со школой, которая сегодня стала большой по количеству учеников. Разговариваю с директором школы: я приведу тебе выпускника, возьмешь ли ты его? Возьмет, после года работы гарантирует ему зарплату существенно выше, чем средняя по региону. У него в школе на этой специальности 20 учителей, их давно следовало отправить на пенсию, теперь он их переведет на работу с отстающими в дополнительное время, они будут получать в 5 раз меньше, но это разумные деньги и в будущем нормальная пенсия. Через год на их место придет молодой человек из лучших выпускников. Другое дело, что даже лучших выпускников педвузов сейчас мало.
Что касается готовности работать с детьми, это вопрос достаточно сложный, но ведь еще нам бы хотелось, чтобы учитель химии ориентировался в школьной программе по химии, учитель истории в школьном курсе истории, а они приходят и совсем не знают предмет хотя бы на четверку. Какой же это будет учитель? Значит, надо давать им базовые знания по предмету, а при этом совершенствовать и систему вступительных экзаменов. Сейчас поскольку направление у нас одно - педобразование, мы хотели бы, и министерство нас в этом смысле поддерживает, в этом году выделить профильные предметы по той учительской специальности, на которую хочет готовиться этот будущий студент, усовершенствование системы приема может дать нам более сильных студентов.
Школа в последние годы во многом опережала развитие педобразования, например, оснащение в московских школах более высокое, чем в системе повышения квалификации и системе педобразования. Конечно, есть школы, работающие по советским стандартам в худшем варианте, но есть школы, где отрабатывают далеко зашедшие вперед методики, естественно, что мы своих будущих учителей будем приводить в эти школы. Мы хотим принципиально изменить ситуацию, отбирая лучших для работы в школе, такая перспектива будет по нраву школе. Есть ли кому сегодня учить будущего учителя в вузах?
Экономизация школьного образования может привести к вымыванию квалифицированных кадров независимо от возраста, но пока кадры в вузах есть, только надо дать возможность хорошим кадрам получать достойную зарплату и сконцентрироваться на обучении.