Отбор в школу проводился таким образом - в два тура было протестировано около 6500 ребят из 5-9-х классов.
В первом туре, который проводился в школах, им были предложены 3- и 4-балльные задачи олимпиады «Кенгуру» разных лет. Если учесть, что тестировались учащиеся 25 лучших школ и гимназий города Тюмени, рекомендованных городским Департаментом образования, то можно было ожидать вполне достойных результатов. Увы, более 50% задач, что являлось проходным баллом во второй тур, решили только 430 человек.
Второй тур проходил на базе Тюменского государственного университета. На этот раз экзаменуемым были предложены 6 задач олимпиады по математике «Кенгуру» (по три 4- и 5-балльные), 6 задач олимпиады по информатике «КИТ» (по три 4- и 5-балльные) и три изобретательские задачи из арсенала ТРИЗ-педагогики. По результатам выполнения этой работы было отобрано 100 человек, по 20 человек каждого из пяти классов среднего школьного возраста. Следует обратить внимание на то, что в олимпиадных задачах мы не стремились к проверке знаний, а пытались обнаружить учащихся, проявляющих креативность, изобретательность, нестандартность мышления.
Для преподавания в Школе одаренных был выбран следующий набор предметов:
1) математика, ориентированная на решение олимпиадных задач;
2) информатика, ориентированная на раннее обучение основам программирования и решение олимпиадных задач;
3) теория решения изобретательских задач;
4) теория игр;
5) риторика.
Все эти предметы должны обеспечить высокую конкурентоспособность наших выпускников и их хорошую адаптивность в современном быстро развивающемся и меняющемся мире.
С учащимися, отобранными в школу, проводилась дополнительная психологическая диагностика на выявление особенностей их личностного своеобразия.
Целью психологической диагностики является выявление личностного потенциала учащихся, их ценностно-смысловой мотивации на познание, саморазвитие, их способности критически мыслить и творчески подходить к решению учебно-познавательных задач.
Мы отобрали методики, которые, на наш взгляд, наиболее адекватно оценивают развитость тех качеств личности, которые мы хотели бы видеть в своих подопечных: мотивация успеха и избегания неудач (модификация А.А.Реан), краткий отборочный тест (В.Н.Бузин), мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д.Андреева), методика изучения субъектности (А.А.Реан), тест на самооценку творческих характеристик личности (Е.Е.Туник), рисуночный тест Ф.Вильямса и тест на изучение социальной креативности. Выбор именно этих методик обусловлен прежде всего их адаптацией к возрасту наших учащихся.
Методология интерпретации полученных результатов базируется на типологическом и трендовом анализах. Первый строится на сопоставлении разных характеристик между собой в противовес их аддитивному складыванию. Сначала мы сопоставляем результаты анкет по мотивации, затем - результаты теста на субъектность и социальную креативность, потом первую типологию со второй и т. д., всего 5 типологий. Это позволяет задавать некое типологическое пространство расположения учащихся в нем. В этом пространстве при интерпретации результатов диагностики они могут передвигаться из одной клеточки типологии в другую и преодолеть свойственное аддитивному подходу «простое сложение» результатов оценивания различных психических функций и свойств личности, которое существенно снижает качественность общей оценки. Типологический подход не только дает возможность точнее оценить школьника, но и позволяет рекомендовать педагогу адресную систему подхода к нему. В принципе в дальнейшем на этой основе мы предполагаем выход на индивидуальные траектории обучения.
Трендовый анализ позволит нам рассматривать развитие личности от класса к классу как по отдельным характеристикам, так и в целом. Кроме того, с определенной долей условности трендовый анализ позволяет сравнить учащихся разных возрастов между собой, отслеживая временные изменения в креативности школьников. Положительный или отрицательный тренд позволяет делать заключение об особенностях ребенка и о том, насколько наша система обучения решает задачи выявления его творческого потенциала, развития и «попадает» в учащегося. Совмещение двух подходов к оценке ребенка, на наш взгляд, наиболее точно отвечает идее личностно ориентированного подхода.
Какой же школьник был принят в школу? Он любознателен, обладает развитым логическим мышлением, высоким уровнем познавательной активности, социально адаптирован и т. д., то есть действительно обладает всеми теми характеристиками, которые присущи способному человеку.
На основе результатов диагностики мы сформировали гомогенные по типу психического развития классы. Оказалось, что по результатам проведенного нами отбора только два-три ученика в классе требуют к себе особого внимания с точки зрения развития их личности и креативности, в то время как в обычной школе все наоборот - только два - четыре ученика в классе относятся к преуспевающим, а остальные - к середнякам и отстающим.
Вместе с тем детальный анализ развитости личности наших учеников выявил любопытные факты. Трендовый анализ итогов 2-го тура предметной диагностики школьников показал, что их креативность падает от 5-го к 9-му классу. Мы назвали это феноменом стандартизации. Другими словами, школа ориентирована на формирование у учащихся хорошего алгоритмического (типового, формального) мышления, а не на развитие их творческих способностей. Несмотря на все декларации, школа остается в рамках зуновского подхода, культивируя формирование исполнителей, а не творцов.
Эта наша гипотеза получила прямое подтверждение и в результатах психологического исследования. Результаты краткого отборочного теста, в котором требуется использовать известные школьнику знания и умения, оказались примерно на одном уровне у всех классов. А вот результаты рисуночного теста Вильямса, направленного на выяснение особенностей креативности школьников, показали, что феномен стандартизации действительно существует. По таким критериям, как гибкость, оригинальность, разработанность и подпись (категоризация) своих рисунков, показатели от 5-го к 9-му классу падают, фиксируется отрицательный тренд в их развитии.
Интересно отметить, что самооценка креативности (тест Е.Туник) оказалась примерно одинаковой в разных возрастах, то есть сами школьники как бы не замечают снижения своей креативности. Это свидетельствует о низком уровне развития у них рефлексивных способностей, во много определяющих ядро креативности.
Отрицательный тренд имеют и данные по оценке уровня субъектности школьников, которая характеризует их поведение и позицию в процессе учебной деятельности, степень их активности и ответственности в ходе освоения учебного материала, их социальную роль в образовательном процессе, осознанность собственных действий, степень самостоятельности.
Как следствие снижения названных характеристик мы получили отрицательный тренд от 5-го к 9-му классу и по уровню сформированности у школьников познавательной мотивации и мотивации на успех. Наличие такой мотивации свидетельствует о надежде ученика на успех и потребности в его достижении, его деятельность, как правило, конструктивна. Людей с преобладанием мотивации на успех над мотивацией избегания неудач отличают уверенность в себе, ответственность, инициативность, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Общее количество учащихся, попадающих в итоге в самый благоприятный тип развития, выделяемый при сопоставлении всех выбранных нами для типологического анализа характеристик, также имеет тенденцию к снижению от 5-го к 9-му классу.
Экстраполируя полученные данные на старшие классы и памятуя об озабоченности современной отечественной общеобразовательной школы результатами ЕГЭ, мы с определенной степенью достоверности можем говорить о феномене стандартизации, нивелировании в ходе обучения индивидуальности школьников. Утрата школой ориентации на развитие креативности учащихся, их самобытности вновь, как и в случае со специализированными физико-математическими школами, актуализирует проблему создания образовательных учреждений, которые бы компенсировали недостатки общеобразовательной школы. На решение этой проблемы и направлена образовательно-воспитательная деятельность нашей Школы одаренных.
В интерпретации результатов диагностики мы предполагаем также использование опросов родителей об изменении их детей, результаты наблюдений педагогов на занятиях в нашей школе, а также успехи школьников на различных олимпиадах, конкурсах, успехи на научно-практических конференциях разного масштаба. Естественно, что результаты диагностики будут использоваться для коррекции учебно-методической работы преподавателей.
Не обойдены в нашем исследовании и педагоги, которые также подвергаются диагностике своих личностных качеств в наблюдениях за их особенностями преподавания, при индивидуальном анализе и оценке их уроков, консультировании и взаимообучении. Хотя следует подчеркнуть, что все наши педагоги личности творческие и неординарные. Это преподаватели университета и гимназии при университете. Они являются активными олимпиадниками, подготовившими победителей и призеров предметных олимпиад регионального, российского и международного уровней. Среди педагогов есть и лауреаты конкурса «Учитель года России».
Школа начала работу в ноябре 2013 года, и мы делаем только первые шаги, поэтому приглашаем к сотрудничеству всех, кто работает с одаренными детьми, для обмена опытом.

Досье «УГ»


Александр Яковлевич ЮФФА
- создатель и научный руководитель Школы одаренных, доктор химических наук, профессор, член ученого совета ТюмГУ, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
В 1989 г. основал профессорскую ассоциацию г. Тюмени и был ее президентом, член конкурсной комиссии тюменского областного конкурса «Учитель года-2012», «Учитель года-2013».
Научная деятельность: основная область исследований - нанотехнологии в каталитической химии (гетерогенный и мицеллярный металлокомплексный катализ), химия поверхности. Создал новое научное направление - мицеллярный металлокомплексный катализ.

Николай Алексеевич АЛЕКСЕЕВ
- профессор кафедры возрастной  и  педагогической психологии Института  психологии и  педагогики Тюменского государственного университета, педагог-психолог Школы одаренных ТюмГУ.
Окончил факультет  психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук.
Сфера научных и методических интересов:
- возрастная и  педагогическая  психология;
- психология  управления;
- инноватика в педагогике.

​Александр ЮФФА, Николай АЛЕКСЕЕВ, Тюмень