Во-первых, надо четко планировать свою деятельность: понимать, чего ты хочешь достичь сегодня, через неделю, через год.
Во-вторых, постоянно интересоваться всеми новшествами в своей сфере, чтобы двигаться в правильном направлении.
В-третьих, обсуждать и обмениваться идеями со своими коллегами.
В-четвертых, понимать, что все, что ты делаешь, нужно в первую очередь тебе самому, ведь многое в каждом деле зависит от ОДНОГО человека, которому ЭТО очень НУЖНО.
В-пятых, желание профессионально выполнять свою работу и заниматься тем делом, которое любишь.
Теперь понятно, что неспроста именно по  инициативе главного методиста г. Рязани Ольги Сергеевны Васиной в городе развернулась настоящая библиотечная революция.

-  Ольга Сергеевна, многим представляется, что в школе есть проблемы поважнее, чем  внедрение информационной библиотечной системы...
- Модернизация, инновационные подходы в работе стали реалиями нашей жизни. Школа переживает активное время перемен, и библиотека - вместе с ней. Школьный библиотекарь   в наше время должен не просто снимать с полки книгу, заполнять формуляр и отлавливать должников. Его задача - выйти за пределы фонда своей библиотеки, стремиться  к оперативному предоставлению своим читателям информации, распределенной по самым различным местам хранения, в том числе в Интернете.

-  Вряд ли кто-то усомнится в правильности такого подхода. Но думается все-таки, что эта картинка пока из области мечтаний...
- Вовсе нет! Мы уже сделали первые шаги, и результаты окрыляют. Сегодня в 43 из 69 общеобразовательных учреждений Рязани установлена и успешно работает информационная система «Аверс: Библиотека». Это мощный стимул к развитию, и процесс уже не остановить...

- То есть в Рязани библиотечная революция победно завершена?
- Многое уже сделано, но перспективы гораздо более интересные и многообещающие.

- Расскажите о том, как пришло решение о внедрении новых технологий в такой, казалось бы, устоявшейся области школьной жизни.
- С удовольствием! Начну с 2007 года, когда образовательные учреждения города Рязани выбрали для себя систему информатизации деятельности школьной администрации  «Аверс: КРМ Директор». Это стало отправной точкой в поэтапной автоматизации деятельности и других школьных структур. В этот период было принято принципиальное решение осуществлять «всеобщую информатизацию» на основе единой платформы, тем более что компания «Аверс» производит все необходимые школе программные продукты. Так у нас появилась программа «Аверс: Библиотека».

- А как теперь строятся отношения библиотеки с читателями?
-  После установки программы и получения дополнительного оборудования - сканера штрихкодов, считывателей пластиковых карт, - в библиотеках заработала система электронного абонемента, а в школах появился электронный читательский билет - пластиковая карта. Собственно, карты были введены для безналичной оплаты школьного питания, а мы решили дополнительно наделить их функцией читательского билета. Но если у ученика пластиковой карты нет, то в программе формируется «читательский билет» с технологией штрихкодирования. Ведь каждое издание школьной библиотеки теперь имеет штрихкод, позволяющий осуществлять электронную выдачу и прием литературы. Кроме того, пользователи библиотеки в программе имеют возможность осуществлять поиск необходимых книг, просматривать и загружать электронные издания, формировать заказы и отслеживать их выполнение.

Информационно-аналитическая система учета библиотечного фонда и организации деятельности школьных библиотек (ИАС «Аверс: Библиотека») разработана на основе Инструкции об учете библиотечного фонда и Методических рекомендаций по применению Инструкции об учете библиотечного фонда в библиотеках образовательных учреждений, утвержденных приказом Министерства образования РФ №2488 от 24.08.2000 г.

- Ваш центр взял на себя методическую подготовку всего процесса. Как вы построили эту работу?
- Совместно с производителем программы мы разработали алгоритм ее внедрения. Постарались предусмотреть все детали  - от человеческого фактора до технического оснащения рабочих мест. Затем организовали курсы повышения квалификации для школьных библиотекарей.  Завершающим этапом стала установка системы в библиотеки и загрузка информации. Больше всего времени занял  процесс занесения сведений о литературе, а вот данные учащихся и сотрудников школы библиотекарь быстро импортировала из ИАС «Аверс: КРМ Директор». Таким образом, был создан электронный каталог, а вместо обычных читательских формуляров появились электронные.

- А какая оргтехника необходима для полноценной работы системы? 
- Минимальное техническое оснащение школьной библиотеки состоит из компьютера, принтера, двух сканеров, один из которых  считывает штрихкод,  это надо для активации электронного абонемента. Если в качестве читательского билета используются пластиковые карты, то необходим также считыватель карт.

ИАС «Аверс: Библиотека» предназначена для комплексной автоматизации деятельности школьной библиотеки, включая вопросы оценки состояния фонда и определения потребности в его обновлении, организации работы с пользователями и с другими библиотеками, изучения читательского спроса, а также планирования работы библиотеки.


- Как сотрудники школьных библиотек оценивают работу по-новому?
- Хочется привести недавно услышанную фразу:  заведующая школьной библиотекой сегодня - это информационный менеджер. Ведь действительно, архаичный образ сотрудника библиотеки практически полностью  преображается на наших глазах! Библиотекарь  теперь все делает на компьютере: вводит текущую информацию о состоянии фонда, данные о пользователях  библиотеки,  формирует все виды учетных и отчетных документов, составляет план работы... Множество трудоемких, рутинных операций «ушло в архив», при этом повысились качественные характеристики результатов работы. Программа за несколько минут предоставляет информацию, которую раньше надо было готовить неделями, позволяет проследить путь каждого издания от его поступления на баланс школьной библиотеки до списания, оценить потребности пользователей в различных изданиях, осуществлять быстрый поиск необходимых книг, оперативно реагировать на запросы читателей и целенаправленно планировать свою работу. Важно еще и то, что повысилась не только эффективность работы, но и самооценка людей!

- Какие перспективы развития школьных библиотек вы видите на сегодняшний день?
- Следующим шагом должно стать повсеместное создание сайтов школьных библиотек. Это не только позволит  свести в единую информационную базу на уровне всего города сведения о состоянии фондов художественной, научно-популярной литературы и об укомплектованности библиотек учебными пособиями, но и даст возможность вести школьную медиатеку.

- Интересно, как будет выглядеть школьная медиатека?
- На первоначальном этапе мы решили  сформировать медиатеку педагогов.  Ведь у каждого из них имеются гигабайты уникальной методической информации, которая практически не систематизирована. Наша цель -  сделать ее доступной для всех, это значительно повысит и качество преподавания, и интерес педагогов к обмену опытом, творческими находками, новыми идеями. Свою задачу мы видим в предоставлении новых, современных возможностей участникам образовательного процесса: обеспечение доступа к каталогу библиотеки, к медиаматериалам из локальной сети школы и сети Интернет. Мы создали медиатеку нашего центра, доступную для всех пользователей сети Интернет (http://109.195.161.205/library/). Это может служить примером медиатек школ.

- Назовите, пожалуйста, основные проблемы, которые возникли в ходе информатизации библиотек.
- Думаю, они везде сходны. Первая - недостаточная техническая оснащенность школьной библиотеки. Вторая - невысокая ИКТ-компетентность школьного библиотекаря: нужно учитывать и высокий средний возраст этих сотрудников, и небольшую практику работы с техникой, отсюда  сложности в обучении. И третья проблема -  отсутствие нормативной базы по ведению библиотечного учета, а также противоречия в рекомендациях по его ведению.

- Одна из обязательных составляющих работы школьного подразделения - своевременная подготовка отчетов, предоставление данных контролирующим органам...
- Да, и эта когда-то трудоемкая работа значительно упростилась,  ведь в системе хранится и вся база данных о читателях, о состоянии фонда на текущий момент, и архивная информация. Работники библиотеки, директор школы,  контролирующие органы - все имеют возможность видеть в компьютере полную картину состояния дел и практически моментально получать любые учетные, отчетные и сопроводительные документы, предусмотренные соответствующими требованиями.

- И что поддается такому учету и контролю?
- Практически все! Печатные издания (многотомные и отдельные журналы, газеты, нотные издания, нормативно-технические документы и т. п.); аудиовизуальные документы (грампластинки, компакт-диски, магнитные фонограммы, видеокассеты и т. п.); электронные издания (файлы различных форматов, диски и т. п.).

Программа  позволяет автоматизировать процесс обработки и учета всех документов библиотечного фонда. Библиотека может оперативно реагировать на запросы читателей. Система штрихкодирования значительно сокращает  время на занесение учетных записей и выдачу литературы читателям.

- А насколько важна взаимосвязь программы «Библиотека» с другими автоматизированными системами управления? 
- Каждая из программ дополняет и поддерживает одна другую, и все они в той или иной степени взаимодействуют между собой, что очень удобно. Ведь в итоге совместное использование программы ИАС «Аверс: Библиотека» с другими программами «Аверс», автоматизирующими административную деятельность образовательных учреждений, позволяет создать единое информационное пространство  учебного заведения, города, региона.

Отзывы о программе ИАС «Аверс: Библиотека»

Мы можем в считанные секунды узнать информацию о наличии книги, учебника, диска; очень быстро определить, у кого на руках находится требуемая книга; не перебирая формуляры, легко вычислить должников. Для организации работы электронного абонемента в полном объеме мы используем сканер штрихкодов. Совсем недавно это казалось просто фантастикой....
О.А.Лескина, заведующая библиотекой школы №55

Программа позволяет реализовать все основные библиотечные технологии, включая технологии комплектования, систематизации, каталогизации, читательского поиска, книговыдачи и администрирования. Система имеет удобный и наглядный интерфейс, обладает широкими возможностями в соответствии с требованиями пользователя, позволяет обслуживать читателей на уровне технологий нового тысячелетия.
Ю.В.Яровова,  заведующая библиотекой школы №57

В программе предусмотрена печать каталожных карточек,  это очень удобно. Кроме того, существенно упрощается процесс выдачи учебников. Для этого надо занести список литературы в соответствующий раздел «Выдача учебников по классам» и на основе полученной таблицы производить выдачу кликом по соответствующему полю на пересечении фамилии ученика и названия книги.
Г.А.Анисимова, заведующая библиотекой школы №40