- Есть ли в самом деле в новом Законе «Об образовании в РФ» предпосылки создания Концепции поддержки развития педагогического образования? Можно ли считать, что это закономерный шаг по модернизации отечественного образования?
- Конечно, это вполне объяснимый и закономерный шаг. Давайте вспомним еще раз, что при разработке и обсуждении этого закона, который действует с 1 сентября 2013 года, мы понимали, как многие его новеллы были чрезвычайно актуальны для широкой общественности, но, несомненно, особо всех волновало все то, что связано с подготовкой, статусом, профессиональной деятельностью, социальной поддержкой педагога. От педагога зависит, каким будет образование, его качество, его уровень, его эффективность. Наверное, поэтому следующим документом, привлекшим массовый интерес и широко обсуждаемым в обществе после принятия закона, стал профессиональный стандарт учителя. И это тоже далеко не случайно, ведь именно учитель, работая на будущее, дает основу для всех тех изменений, которые происходят в обществе. Каким будет учитель, такой вектор и примет развитие страны. Мы не раз говорили, что стандарт учителя будет важен не столько для системы образования как таковой, сколько для системы педагогического образования. Поэтому третьим логическим шагом в этой цепочке и стала Концепция поддержки развития педагогического образования.
- Надежда Анатольевна, а собственно, почему такой ажиотаж вокруг реформы педобразования? Сегодня часто вспоминают, какой хорошей была советская школа, но очень многое в ней определяли педагоги, тоже подготовленные в советское время. Чем отличается подготовка учителя в СССР и современной России?
- Как говорится в концепции, Российская Федерация унаследовала систему подготовки педагогических кадров, выстроенную в условиях регулируемого рынка труда, которая осуществляла обязательное распределение выпускников, жестко регулировала число студентов, ограничивала мобильность абитуриентов. Эта система опиралась на единые учебные программы и регулируемое содержание подготовки. Исчезновение прежних условий деятельности системы подготовки педагогов и появление новых условий (введение двухуровневой подготовки бакалавр-магистр, возможность обучения с возмещением расходов, прием в вузы по результатам сдачи ЕГЭ) не сопровождали адекватные структурные и содержательные изменения в системе педобразования. Система подготовки педагогов многие годы опиралась на сеть специализированных вузов и учреждений среднего профессионального образования, относительно равномерно распределенную по территории России. В настоящее время подготовка осуществляется практически во всех субъектах Российской Федерации, причем программы педагогического образования реализуют и в других вузах. В 2008 году подготовку учителей вели 196, в том числе 70 педагогических вузов, в 2012 году - 167 вузов, из которых 48 - педагогические. Но с 1 сентября 2013 года страна начала учиться по новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», который определил новые векторы развития на долгосрочную перспективу, и теперь меняются уровни образования, расширяется разнообразие образовательных программ, предоставляется возможность выбора различных учебных курсов в рамках сетевого взаимодействия, модульных технологий обучения. Понятно, что система педагогического образования тоже должна меняться, если мы всерьез думаем о развитии отечественной системы образования со всеми ее ступенями, начиная с дошкольной.
- И все же почему-то во всем - в просчетах и поспешности реформирования системы образования, в ошибках разработки различных программ, концепций, в стандартах, в кадровых проблемах - многие упорно обвиняют педвузы. Их закрывают, объединяют, объявляют неэффективными, и во всем этом явно просматривается несправедливое и тенденциозное отношение. В чем дело, на ваш взгляд?
- Я полностью поддерживаю идею о том, что сегодня максимально эффективными могут стать разнообразные траектории подготовки учителей, поэтому понимаю корректность поставленного вопроса: вы ведь говорите не только о педвузах, но и в целом о педобразовании, тем более что даже сохранившие в своем названии определение «педагогические» вузы для сохранения статуса «университет» были вынуждены готовить специалистов по 7 и более укрупненным группам специальностей и направлений подготовки. В связи с этим во многих педагогических университетах нынче большинство составляют студенты непедагогических специальностей. Реалии современной школы - случаи успешной работы учителями людей, не имеющих педагогического образования. Именно поэтому в Министерстве образования и науки РФ разработана Концепция поддержки развития педагогического образования, которая стала чрезвычайно своевременным документом, ибо в нем речь идет и о том, что в педагогику могут приходить люди, получившие образование не только в педвузах.
- То есть как профессионал, имеющий опыт работы и в школе, и в вузе, вы считаете концепцию важным и нужным документом?
- Да, я думаю, что это документ долгожданный, доказывающий, что руководство Министерства образования и науки РФ понимает важность вопроса, видит многие причины проблем педобразования и предлагает многообразные меры его совершенствования. Это сделано в соответствии с заявленной целью: «...повышения качества подготовки педагогических кадров, приведения системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС общего образования».
- Но новизна предлагаемой системы педагогической подготовки, как мы видим уже из обсуждения концепции в педагогической среде, вовсе не всеми оценивается положительно. Что привлекает в ней вас?
- Я считаю необходимыми: отказ от линейной траектории обучения, создание условий свободного «входа» в программы и педагогической подготовки для разных категорий обучающихся (студентов и выпускников бакалавриата, действующих учителей и специалистов других профессий); изменение содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения для обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования; практическую подготовку, усиление связи всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога; насыщение учебных планов разветвленной системой практик, стажировок, возможность адресной подготовки учителей не только разных предметов, но и для разных категорий школ, учащихся. Мне кажется важным повышение эффективности существующих педагогических колледжей и вузов, реализующих программы подготовки педагогов, за счет введения совместных программ практической подготовки педагогов (прикладного бакалавриата) на основе сетевого взаимодействия колледжей и вузов, развитие магистерских программ вузов для разных категорий абитуриентов, желающих начать или продолжить профессиональную деятельность в системе образования. Я за создание общественно-профессиональной системы оценки качества педагогических программ.
- При такой в принципе высокой оценке, которую вы даете концепции, не кажется ли вам, что все же после серьезного ее обсуждения профессионалами и широкой общественностью проект концепции нужно будет доработать с учетом всех высказанных предложений, замечаний, дополнений?
- Конечно, над этим документом надо еще поработать, ведь в нем много недосказанного, есть много верных идей, но они должны быть развернуты в конкретные положения. К доработке документа должны быть более широко привлечены представители вузов, ведущих подготовку педагогов, и Российской академии образования. Важно проанализировать концепцию с позиций соответствия используемых в ней терминов Закону «Об образовании в РФ» (профессиональная магистратура, интернатура, стажер, практическая модульная магистратура). Например, в ней очень нечетко сказано о финансовой поддержке тех или иных мероприятий «дорожной карты».
- Надежда Анатольевна, все же признайтесь, появились ли у вас какие-то принципиально важные вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы?
- Такие вопросы у меня есть. Например, можно ли и нужно ли, как сказано в концепции, «заменять значительный объем теоретических курсов на практический компонент», есть ли необходимость введения «дополнительных испытаний для поступления в вузы на педагогические образовательные программы» в условиях не очень высокого конкурса? Меня беспокоит, что, вероятно, недешево обойдутся «программы педагогической подготовки для студентов 3-х и 4-х курсов непедагогического бакалавриата, в вузах непедагогического профиля, мотивированных к педагогической деятельности», ведь проще таких студентов в рамках сетевого взаимодействия вузов учить там, где есть соответствующие программы и кадры по их реализации. Думаю, что некоторые идеи концепции можно реализовать, вспомнив опыт недавнего прошлого: наличие в каждом регионе программы «Педагогические кадры», опыт профессиональной ориентации в педагогических классах, организацию педвузами и органами управления образованием стажерской практики. Я уверена, что успех реализации доработанной концепции (или Программы развития педагогического образования - надо определиться со статусом документа) возможен при совместных усилиях федерального и региональных органов управления образованием, вузов, ведущих подготовку педагогических кадров, и образовательных учреждений. Я рада, что 6 февраля на расширенном заседании Комитета ГД ФС РФ по образованию состоится подробное обсуждение состояния и перспектив развития педагогического образования в стране.