Поэтому на уроках я большое внимание уделяю культуре речи. Например, на уроках по фразеологизмам мы играем в игру «Змейка». Класс заранее готовит и учит большое количество устойчивых выражений. Потом задается тема, близкая детям, например «Конец урока и перемена», «Школьная столовая» и т. д. И каждый по очереди придумывает предложение на заданную тему, включающее в себя фразеологизм, чтобы получился смешной рассказ. Проигрывает тот, на ком «змейка» обрывается. Получается весело, выразительно, динамично.
Еще один урок - путешествие в выдуманную страну. Дети рисуют карту сказочной страны и рассказывают о ней: какие там пейзажи, кто там живет и чем занимается, какие характеры у жителей. Одноклассники, прослушав выступление, задают докладчику дополнительные вопросы. Кроме оценки за работу и ее грамотную защиту, можно набрать очки и за интересные, правильно сформулированные вопросы.  Ученики 5-6-х классов очень любят такие уроки.
Уже традиционны майские викторины по внеклассному чтению. Темы дети выбирают сами: юмористические произведения, сказки, фантастика, произведения А.Конан-Дойла...  Разбиваются на команды, придумывают вопросы и задания. Готовят сценки, рисуют иллюстрации - это побуждает их больше читать. А что лучше чтения развивает речь?!
Я всегда с нетерпением жду наступления золотой осени, чтобы провести мои любимые уроки в школьном дворе. Мы берем с собой бумагу, ручки и идем на улицу «собирать настроение». Ребята разбредаются по двору и творят в одиночестве. На свет появляются черновики замечательных сказок, стихов, зарисовок. По материалам этих уроков мы выпускаем стенгазету «Наше творчество». А где же сленг? Где искаженные слова родного языка? А нет их! Золотая осень и первый снег не предполагают их использования...
Хулиган и прогульщик Женька после такого урока впервые показал мне свои стихи:
За окном полился дождь,
Все домой бегут скорее.
Он в своей стихии вождь,
Он намного всех сильнее.
Он, как страшный кровопийца,
Портит людям настроенье.
По ночам мне солнце снится -
Вот такое, друг, мученье...
Кстати, сейчас Женька мой коллега, он преподает в школе музыку.
Еще один способ научиться ярко и метко выражать свои мысли - подражать великим, состязаться с ними. После изучения сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина я всегда прошу детей сочинить свою - о школе, об одноклассниках - в стиле писателя.   
Недавно на уроке мы пытались передать словами запах ландыша. Дети придумывали множество определений, записывали их на доске, а потом стирали по одному, наименее удачному, и в конце оставили три самых лучших и точных, по мнению класса. Затем я открыла доску, и дети увидели строки И.А.Бунина:
И навек сроднился  с чистой -
Молодой моей душой
Влажно-свежий, водянистый,
Кисловатый запах твой.
Думаю, что именно тогда к ним пришло осознание того, что поэзия только с виду легка и воздушна. Пока Бунин побеждает в поэтическом соревновании. Но постепенно  дети начинают понимать, что коверкать эту красоту недопустимо, что сленг смешон своей убогостью. Возникает и укрепляется общественное мнение  класса, что надо говорить правильно, иначе будет стыдно.
Но главную проблему я вижу не в сленге, а в неумении говорить на родном языке. Выразить свою мысль так, чтобы тебя поняли, - трудная задача для сегодняшнего школьника. Я стараюсь не оставлять без исправления ни одной плохо сформулированной фразы. Это дисциплинирует мыслительный процесс, заставляет обдумывать и строить предложения, прежде чем  произносить их. Обратите внимание: разговорная речь повсеместно небрежна, не выстроена, не обдумана. Ученик произносит набор слов «на тему», предполагая, что его и так поймут, так зачем же напрягаться! Лекарство от этой болезни, к сожалению, сейчас в дефиците. Это любовь к чтению. У меня есть несколько проверенных рецептов, и они просты, но это тема другой статьи.                                                                                                                        
Еще я раздаю словники прямо в 5-м классе, а к 11-му объем входящих в них слов значительно увеличивается. На собраниях я рассказываю родителям о том, как важно правильно произносить слова, и прошу взрослых заниматься вместе с детьми. Ведь никогда ребенок не начнет правильно произносить слово «щавЕль», если дома говорят «щАвель». Прошу развесить по квартире листки с напечатанными словами, расставить в них ударения. Через некоторое время класс единым вздохом ужаса реагирует на заявление новенького о том, что на «огонек» нужно купить «тортЫ». Дети обретают слух, и этот слух уже режут ошибки в речи дикторов, продавцов, родителей.  Ребята с возмущением пересказывают услышанное, а я тихо радуюсь этому.
Наши дети уже хорошо усвоили простую истину: речь человека может рассказать о нем очень много и хорошего, и плохого. Достаточно заговорить, и все поймут, что ты за человек, какова твоя культура, что тебя волнует.  Поэтому давайте говорить красиво, умно и правильно, например, так, как моя ученица Алиса Гроссман:
Без конца и без смысла
Сочиняю стихи:
О закатах и числах,
О безумствах стихий,
О бессмертных рассветах,
О любви, о мечтах,
О мгновенности лета
И других чудесах.
Сочиняю - и плачу,
Улыбаюсь, спешу,
Мне не нужно иначе -
Только так я дышу!

​Марина ВИШНИЦКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №167 имени маршала Л.А.Говорова, Москва