Поясню свою мысль. Долгие годы патриотическое воспитание в самом широком смысле этого слова трактовалось у нас исключительно как военно-патриотическое. Ни в коей мере не умаляя значения воспитания будущего воина (подростком сам был увлеченным юнармейцем-зарничником), все же считаю, что умения разбирать-собирать АКМ, маршировать и быстро надевать противогаз недостаточно для становления патриота в полном смысле этого слова. Ведь для того чтобы быть воином-защитником, нужно не просто знать, что ты должен защищать, но и быть носителем тех ценностей, которые призван оберегать. В нашем понимании патриотизма есть какое-то застарелое недоразумение, некий подвох. Вспомните, если показывают по телевизору отряд юнармейцев в форме, бодрый голос обычно комментирует: «Печатает шаг отряд юных патриотов!» А вот если мальчик с балалаечкой в руках исполнит народную песню, услышим ли мы: «Как замечательно играет! Настоящий патриот!»? Вопрос из разряда риторических. Как-то никому и в голову не приходит, что ребенок, заполняющий свой досуг игрой на народном инструменте, не в меньшей степени патриот, чем тот, который в свободное время занимается строевой подготовкой. А ведь надо об этом задуматься! И к военно-патриотическому добавить воспитание национально-патриотическое.
Нельзя сказать, что невоенизированного патриотического воспитания не существует у нас вовсе. Многочисленные фольклорные коллективы, возрождение разнообразных исконных ремесел, обрядов, клубы исторической реконструкции тому подтверждение.
Но есть в России настоящее национальное богатство, а не только средство для музыкального обучения детей и юношества - гусли звончатые!
Гусли один из древнейших музыкальных инструментов планеты. Первому письменному упоминанию о гуслях уже более 800 лет, но археологические раскопки в Новгороде и Пскове позволяют утверждать, что наши далекие предки музицировали на гуслях еще в языческие времена. Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что этот музыкальный инструмент сопровождает русский народ на всем протяжении более чем тысячелетней его истории. Задумайтесь: гусли звучали в Новгородской Руси, Руси Киевской, Владимирской, Московской; в Петербургской России, в советский период, звучат они и в наше время. Гусли были при Рюрике, Иване Калите, Александре Невском, Иване Грозном, Петре Великом и Екатерине Великой, Александре Освободителе, при Николаях I и II, а также при генеральных секретарях и президентах. Русь языческая, христианская, Россия православная, атеистическая играла на гуслях. Другие музыкальные инструменты рождались и умирали, и только гусли жили (и живут) вместе со своим народом, оставаясь вечным его музыкальным символом!
Меня могут спросить, а что, кроме гуслей, в русском народном инструментарии нет больше древних инструментов? Есть. Древнерусских музыкальных инструментов насчитывается несколько десятков, но ни один из них не способен конкурировать с гуслями ни по качеству звучания, ни тем более по своей актуальности в наше время. Гудок, накры, сурна, жалейка, рожок, волынка брёлка, кувиклы - все эти инструменты (тоже русские народные, тоже достаточно древние), может быть, и хороши, но только как этнографическая и музейная редкость или, возможно, как увлечение для немногочисленных любителей. Уж очень архаично звучание этих (как и многих других) музыкальных древностей. В то же время такие замечательные русские народные инструменты, как домра и балалайка, достаточно разработаны, отлично модернизированы и, вне всякого сомнения, выполняют свою воспитательную миссию. Но все же остаются в массовом сознании некоторым анахронизмом. Кроме того, балалайка и в особенности домра за последнее столетие сильно «академизировались» и уже не всегда воспринимаются как народные. Достоинство же звончатых гуслей, кроме всего прочего, в их непостижимой современности, в чем автор этих строк убеждается почти ежедневно. Занимаясь переложениями популярной музыки второй половины XX века для гусельно-балалаечного оркестра, я не перестаю удивляться, насколько естественно, органично звучание гуслей вписывается именно в современную музыкальную ткань. Более того, нередки случаи, когда применение гуслей в той или иной композиции предпочтительнее, нежели применение более молодых музыкальных инструментов! Уже сама фактура этого многовекового инструмента, его глубинные свойства могут придавать современной музыке свежесть, своеобразие и новизну!
Но главное достоинство гуслей - необыкновенное качество звука. Их звучание настолько совершенно, что ставит гусли в один ряд с наиболее признанными классическими инструментами: клавесин, челеста, фортепиано (естественно, гусли обладают намного меньшим диапазоном). Этот факт отмечали в разное время многие авторитеты. Вот, например, что говорил в свое время основатель русского оркестра В.В.Андреев: «...гусли обладают исключительной характерностью звука, необыкновенно ясной звонкостью тона и силой, отчего наш народ со свойственной ему меткостью так удачно окрестил их названием «гусли звончатые». (Максимов Е.И. «Русские народные оркестры и ансамбли». С. 93.) А вот слова композитора Ю.Н.Шишакова: «Этот инструмент (гусли звончатые. - Прим. авт.) имеет столь своеобразный колорит и такое хорошее качество звучания, что приходится искренне сожалеть о малом и редком его использовании...» (Шишаков Ю., «Инструментовка для оркестра русских народных инструментов». С. 48.) «...Гусли - это особая эстетика этнической культуры, связанная с исконными духовными традициями.  ...Их искристо звонкий, кристально чистый, серебристый тембр на протяжении многих столетий завораживал слушателей, действовал на окружающих самой магией звука, генетически закрепленного в памяти поколений на протяжении столетий» (М.И.Имханицкий, проф. РАМ им. Гнесиных, доктор искусствоведения, академик, действительный член Международной академии информатизации).
Итак, гусли - самый древний в России, самый русский музыкальный инструмент, обладающий поистине выдающимися звуковыми качествами. К тому же очень современный в том смысле, что способен адекватно воспроизводить музыку самого широкого стилистического спектра. Гуслям доступны не только обработки русских народных песен или аккомпанемент к ним, но и зарубежная музыка XVIII, XIX и XX веков, обработки песен советского периода и другое. Полностью универсальными гусли не могут быть из-за их диатонического строя. Этот недостаток частично преодолен использованием специальной механики.
Гусли с успехом можно использовать как сольный, ансамблевый, оркестровый и аккомпанирующий инструмент, то есть играть на них соло, с сопровождением фортепиано, гитары и других инструментов, можно аккомпанировать пению либо декламации, а можно использовать в разнообразных инструментальных составах, где гусли обязательно придадут музыкальному произведению эпичность, сказочность и, если можно так выразиться, русскость.
Ко всем перечисленным достоинствам этого без преувеличения национального сокровища остается добавить необыкновенную легкость звучания (особенно на начальном этапе). Научить игре на гуслях можно почти любого человека, в том числе и не обладающего высокой музыкальной одаренностью,  было бы желание. Вполне реально и самообучение. Для этого необходимо самое главное - полюбить этот самобытный, в высшей степени оригинальный инструмент, а полюбив, уделять ему время  и силы, чтобы как следует овладеть им.
Портативность еще один несомненный плюс гуслей, наибольшая длина которого значительно меньше столь популярной в наше время гитары. В последние годы для гуслей изготавливаются симпатичные и удобные чехлы рюкзачкового типа. Зачехленные в такой рюкзачок гусли смотрятся бесподобно! Человек, несущий за плечами гусли в черном элегантном чехле, выглядит элегантно и современно!
Вот что такое гусли. А теперь я спрошу читателя: часто вы слышите гусельную игру? Много знаете гусляров? Есть ли среди ваших знакомых исполнители на гуслях? Нет? Тогда другой вопрос: а доводилось ли вам видеть гусли хоть раз в жизни? Хотя бы раз вживую услышать этот инструмент?
Эти вопросы я сотни раз задавал людям. Ответы просто удручают - большинство никогда не видели и не слышали этот инструмент. Немудрено! По моим прикидкам, играющие на гуслях составляют от общего числа населения не проценты, а доли процента. Признаться, и автор этих строк, будучи дипломированным музыкантом-народником, впервые услышал гусли, будучи 36 лет от роду! Да и то это событие произошло далеко не случайно!
Ну как можно с этим мириться? Когда же мы научимся ценить наши богатства? Когда наконец начнем в полной мере уважать самих себя как нацию?
Со страниц этого уважаемого издания я хочу призвать неравнодушных людей способствовать возрождению гуслей! Необходимо заняться повсеместным внедрением звончатых гуслей. Ибо взявший в руки и полюбивший этот инструмент ребенок неизбежно станет патриотом своей страны, своей национальной культуры!
Убежден, в российских школах, детских садах, в учреждениях дополнительного образования найдется немало молодых, заинтересованных и одаренных педагогов, способных увлечься игрой на гуслях, а затем и увлечь этим сколь прекрасным, столь и благородным делом своих учеников и воспитанников. Думаю, таких людей в нашей стране найдутся десятки, а то и сотни человек. Как начать знакомство с гуслями, как научиться игре на них и где наконец приобрести этот недешевый инструмент по приемлемой цене? Всем желающим в этом поможет автор этих строк. На эти и массу других вопросов, непременно встающих перед любым человеком, осваивающим новый, да еще такой необычный инструмент, я готов ответить подробно, исчерпывающе, лично каждому по электронной почте.
Особая, более благоприятная, ситуация ожидает будущих энтузиастов гуслей в детских садах. И не только потому, что детсадовский возраст самый подходящий для обучения музыке. Надо сказать, что в советское время все детские сады страны централизованно снабжались специальными детскими инструментами довольно высокого качества. И это были не только разнообразные ударные и шумовые инструменты, но и комплект детских гуселек «перепелочка». Они относятся к так называемому шлемовидному типу звончатых гуслей и вполне отвечают высокому званию «музыкальный инструмент». Во многих старых детских садах эти малюсенькие, тихозвучные, но очень симпатичные «перепелочки» сохранились и могут отлично послужить делу обучения самых юных гусляров. В тех садиках, где они есть, проблема обеспечения инструментарием уже не возникнет. Мне неизвестно, как использовались эти миниатюрные гусли конкретно, но то, что на них возможно настоящее художественное музицирование, автор этих строк может авторитетно подтвердить, так как сам на практике в этом убедился. Для того чтобы в детском садике зазвучал небольшой оркестр юных гусляров, нужно только одно - толковый и трудолюбивый музыкальный работник, который хоть немного освоит эти гусли, проявит упорство, изобретательность и терпение, чтобы научить играть детишек. Особенное терпение придется проявить в деле настройки «перепелочек», так как хорошо настроить 5-7, а то и более этих тринадцатиструнных инструментов перед каждым занятием  нелегкий труд. Но, как известно, на ненастроенных инструментах лучше не играть вообще и тем более не использовать их в обучении.
Незаменимым помощником для тех педагогов, кто будет заниматься вышеупомянутыми «перепелочками»,  станет книга Басурмановой Л.А. и Рокитянской Т.А. «Гусли, групповое и индивидуальное обучение» (М., 2005). Мне не доводилось видеть более увлекательно написанного руководства для учителей. Это блистательная книга-учебник, где подробно, интересно, с любовью обозначены буквально все этапы обучения на маленьких гуслях! Обучение со сказками, играми, четверостишиями, песнями.
Итак, не может быть патриота без любви к национальному искусству, к национальной музыке. Нет в России более русского музыкального инструмента, чем звончатые гусли.
Еще раз призываю всех неравнодушных к затронутой теме педагогов-музыкантов, педагогов иных специальностей, руководителей всех уровней обратить внимание на гусли и способствовать их продвижению в учреждениях образования, а также в нашем обществе в целом. Именно посредством этого библейского (именно в Библии впервые упоминаются гусли!) музыкального инструмента, пришедшего к нам из глубины веков, созданного, усовершенствованного и сохраненного мощью таланта русского народа, и осуществляется связь поколений. И если благородное дело возрождения гуслей найдет своих деятельных, энергичных, принципиальных последователей, то, возможно (наверное, это будет не скоро), гусли зазвучат в каждой школе, детском саду, в центрах внешкольного образования. А там, как знать, может, и в каждом доме, в каждой российской семье? И тогда мы, россияне, сможем обрести в этом инструменте вечный национальный смысл, встающий по своей значимости в один ряд с понятиями веры, Родины, языка народа!
Список литературы
1. Евтушенко Ю.Т. Практический курс игры на гуслях звончатых. - М.: Музыка, 1989.
2. Ершова И. Основные приемы игры на гуслях звончатых. В сб. Гусли: альманах для концертных исполнителей и педагогов. - Псков, 2000.
3. Жук Л.Я. Искусство игры на гуслях. - М., 1998.
4. Привалов Н.И. Самоучитель игры на гуслях звончатых. - М., 1993.
5. Шалимов П.Е. Самоучитель игры на гуслях звончатых. - Л., 1972.

​Андрей КРАСНИКОВ, руководитель молодежного оркестра Дворца детского и юношеского творчества им. Ю.А.Гагарина, Брянск, av_krasnikov@mail.ru