- С новым законом какие-то вопросы упростились, а какие-то нет, но и сложнее не стали.
Для меня 1 сентября всегда особенный день, когда проходит своего рода ЕГЭ, вся весенне-летняя подготовка к новому учебному году. Кроме того, сколько лет работаю в университете, всегда волнуюсь в этот день, как первокурсница, представляю себя на месте наших новых студентов. Эти непередаваемые эмоции дают силы работать весь учебный год. Думаю, если не сопереживать своим ученикам и не проходить вместе с ними заново весь путь, то и работать в нашей профессии, в сфере образования, не стоит.

- Что изменилось для университета с новым законом?
- Новый закон не на пустом месте возник, он вобрал современный опыт образования, в том числе и нашего университета. Мы раньше других вузов вошли в реформу, участвуя в пилотном проекте в качестве национального исследовательского технологического университета, так что адаптироваться к новым требованиям начали заранее.

- Как повлиял новый закон на работу ректора?
- Давайте посмотрим вместе: у меня текст закона об образовании всегда с собой. Вот, смотрите, в конце десять страниц убористым шрифтом - здесь перечислены утратившие силу  законы, указы и постановления еще с советских времен. Следовательно, в университете необходимо привести локальную нормативную документацию (положения, инструкции, приказы и т. д.) в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Это очень большая и важная  работа, ведь руководитель лично отвечает за все, что происходит в вузе. После кодификации норм эта ответственность только возросла.

- Что изменилось с введением закона для преподавателей, для студентов?
- Мы вообще стараемся избегать каких-либо резких изменений, но поэтапно, эволюционно меняются многие стороны жизни вуза. Новый закон четче прописал обязанности, но и дал больше прав вузам в организации учебного процесса, работы с талантами, предоставления общежитий. При этом очень важно, чтобы все социально значимые вопросы решались абсолютно прозрачно, с объяснением каждого шага. Тогда все изменения будут для сотрудников и обучающихся более позитивными.
Вообще у нас в МИСиСе главные изменения связаны с результатами нашей работы. Это создание новых магистерских программ,  в т. ч. на английском языке; внедрение современных методик преподавания; проведение аккредитации образовательных программ на международном уровне; реализация совместных проектов с ведущими научно-образовательными центрами; привлечение ученых с мировым именем;  усиление связи с работодателями; формирование современной инфраструктуры.
Например, наш знаменитый «Дом-Коммуна» - в этом году введена первая очередь отреставрированного памятника архитектуры конструктивизма,  реконструирован учебно-лабораторный корпус, причем улучшили освещенность соседних учебных корпусов Горного университета. Студенческий городок «Металлург» стал победителем Всероссийского конкурса на лучшее студенческое общежитие,  так что и студенты, и преподаватели видят позитивные перемены.

- Так получилось, что вы сейчас руководите двумя вузами, которые готовятся к объединению: кроме НИТУ «МИСиС» еще и Горный университет. Справляетесь с двойной нагрузкой?
- Как сказала героиня фильма «Москва слезам не верит», если есть опыт управления тремя людьми, дальше уже не так сложно. Справляемся вместе с коллегами из Горного, без их поддержки невозможно было бы решить наши общие задачи. Самое главное, чтобы и преподаватели, и студенты поверили в нашу мечту - стать не просто одним из лучших российских вузов, а мировым лидером в нашей общей специализации. Для меня как ректора все студенты большого университета одинаково родные, а все профессионалы равно востребованы. Наша  задача, чтобы коллеги из МГГУ как можно быстрее смогли выйти на новый уровень работы вместе с новым уровнем зарплат.

- Насколько я знаю, среди 15 университетов, победивших в конкурсе по программе «5-100», только в МИСиСе ректор - женщина, миссис Черникова? Как вы считаете, вам труднее или легче?
- Говоря о ведущих вузах страны, не будем забывать о двух самых лучших, вне конкурса - МГУ и Петербургский университет. Напомню, что Людмила Алексеевна Вербицкая была ректором, а теперь президент не только СПбГУ, но и Российской академии образования. А еще, тоже на мировом уровне, руководителем Гарвардского университета с 2007 года является доктор Дрю Фауст. При этом и в Гарварде, и в СПбГУ при женщинах-руководителях выросли экономические и финансовые показатели. Так что мне есть с кого брать пример и на кого равняться.

- Действительно, любопытный факт - успех женщин в руководстве крупнейших университетов. Как думаете, почему у них получилось?
- Может быть, потому что женщины-руководители воспринимают университет, колледж, школу как свой дом, где растут и взрослеют ученики, студенты - наши дети, пусть даже совсем взрослые. Вот мы и стараемся, чтобы наш общий дом был как можно лучше.

- И последний вопрос, который всех волнует. Как вам новые студенты? А то ходят слухи, что ЕГЭ и гаджеты оглупляют молодежь.
- Ну неправда. У нас учатся яркие, талантливые, креативные студенты. Гаджеты влияют, конечно: одни способности развивают, другие - наоборот. Старшее поколение всегда все меряет своим опытом, а сегодня жизнь, сфера коммуникаций и информации совсем иные. Именно поэтому нам нужно меняться вместе с детьми, учиться использовать их новые увлечения и способности для их же развития. Хотя умение работать с книгами, а не только с гаджетами, нужно прививать с детсадовского возраста. И сделать это могут только родители. Сначала книга, а только потом компьютер - это лучше, чем наоборот.
А вообще все дети талантливы, только нам нужно помочь раскрыть присущие именно им способности. На это и нацелена наша работа в современном университете.