Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин во вступительном слове отметил, что за те 20 лет, пока существуют международные исследования в образовании, они достаточно сильно изменили эту сферу. Если прежде нередко говорили о том, что национальные системы образования крайне самобытны и едва ли можно найти какие-то точки пересечения, чтобы сопоставить их, то PISA изменила ситуацию, став, по сути, мировым экзаменом, который позволяет странам сравнивать качество образования.
Основная цель исследования PISA - дать «оценку способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности». В 2012 году дополнительно решили изучить функциональную грамотность подростков в интерактивной среде. Было проведено компьютерное тестирование с использованием интерактивных задач по математической и читательской грамотности, а также по решению комплексных проблем. Велась также оценка финансовой грамотности.
В исследовании принимали участие 15-летние школьники и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования из 65 стран мира. Всего количество участников исследования около 510 тысяч. В России в выборку попали 5219 обучающихся из 227 образовательных учреждений. Исследованием были охвачены 42 региона страны.
В итоге по всем трем направлениям функциональной грамотности российские учащиеся значительно улучшили свои показатели. В сравнении с результатами 2009 года уровень математической грамотности вырос на 14 баллов, читательской - на 16 баллов, а естественно-научной - на 8.
Тем не менее если рассматривать результаты исследования в области математики с учетом международной шкалы уровней грамотности, то, как отметила руководитель Центра оценки качества образования Российской академии образования, руководитель национальной команды исследования PISA в России Галина Ковалева, становится ясно, что преимущественная доля российских 15-летних индивидуумов (77%) работают на 2-м (пороговом) уровне или превысили его. В то же время в странах - лидерах PISA 2012 по математической грамотности (Шанхай (Китай), Сингапур, Гонконг (Китай), Тайвань, Республика Корея, Макао (Китай), Япония и др.) испытуемые находятся в основном на 5-6-м уровнях и воспринимаются как «самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях». В России же лишь 8% испытуемых показали высокий уровень математической грамотности. Если же говорить о владении на высоком уровне всеми видами функциональной грамотности, то количество таких ребят еще меньше (2%).
Впрочем, по мнению ряда участников семинара, это не повод для пессимизма. Руководитель тренингового центра Института управления образованием Российской академии образования Игорь Вальдман подчеркнул, что налицо нормальная стабильная ситуация, есть даже некоторая положительная динамика. Однако, по его словам, необходимо создать национальный мониторинг с задачами по типу задач PISA, если есть желание двигаться в сторону более высоких результатов.
Тем не менее директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отметила один негативный фактор - результаты подобных исследований мало интересуют самих учащихся, PISA не является для них точкой понимания себя. У российских учащихся зачастую нет мотивации продемонстрировать высокие результаты, нет интереса сравнить себя с другими. И в то время как взрослые думают, что изменение политики в области образования тут же изменит и отношение детей, оказывается, что это не так, поскольку школьники и студенты, по сути, сами являются главными творцами образовательной политики.