Ольга ГРИГОРЕНКО, доцент кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского государственного педагогического университета:
- Возможно, как итоговая работа при выпуске из школы  это хорошо, а как работа, которая будет засчитываться при поступлении в вузы, эта форма вызывает вопросы. Для проверки грамотности, а именно это нужно абсолютному большинству абитуриентов, сочинение не лучшая форма. А если проводить его для поступления на творческие специальности, нужно учесть много нюансов, например выбор тем. Темы не должны быть избитыми, однообразными, такими, какими они частенько были в советское время, есть опасение, что к этому мы можем прийти.

Ирина ФИЛИППОВА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2013», учитель русского языка и литературы гимназии №4, Великий Новгород:
- Я отрицательно отношусь к идее введения такого сочинения сейчас, в будущем году и даже еще через год. Дети, конечно, пишут сочинения по литературе, но им будет трудно без серьезной подготовки написать сложное метапредметное сочинение, выявляющее гражданскую позицию. Если к этой идее и нужно возвращаться, то ее необходимо хорошо проработать, рассмотреть критерии, саму процедуру написания сочинения. И ввести такое сочинение хотя бы года через три, чтобы нынешние ученики седьмых-восьмых классов были к нему готовы.

Галина РАССВЕТОВА, учитель школы №5, Лысков, Нижегородская область:
- В формате ЕГЭ проверить такое сочинение не представляется возможным (сама 5 лет проверяю!). Нужно пересматривать критерии оценивания. Кроме того, в ЕГЭ по русскому языку нужно оставить только тесты, несколько усложнив их. А по литературе пусть будет много разных тем - выпускник получит свою тему в индивидуальном пакете с КИМом. Пусть пишут не по заготовкам, а кому что достанется. Над этим, конечно, тоже надо думать и доводить до ума.


Вера ЛЯМИНА, учитель русского языка и литературы лицея №369, Санкт-Петербург:
-  Считаю, что о необходимости такой формы итоговой работы говорят люди, не имеющие понятия о том, как современные школьники сдают экзамены. Выпускник, сдавая ЕГЭ по литературе, уже пишет четыре мини-сочинения и одно большое. Я уже не упоминаю обязательное сочинение по русскому языку (часть С). На мой взгляд, происходит какая-то идеализация того, что было раньше. Поверьте, и раньше были те, кто списывал сочинения со шпаргалок, те, кто не читал произведений школьной программы. Если мы хотим повернуть детей к чтению, не нужно переводить литературу в разряд периферийных предметов, отбирать учебные часы. Я не против школьного сочинения, я против поспешных решений, заложниками которых становятся наши дети.