В настоящее время в состав нашего УМО входят более 200 вузов, из них собственно педагогических - только 35 (плюс еще 12, которые находятся в стадии реструктуризации), подготовку по программам «Образование и педагогические науки» ведут классические, технические, сельскохозяйственные университеты, вузы культуры и искусства, то есть структура сети значительно изменилась, в связи с этим роль УМО по координации деятельности всех образовательных организаций, занятых подготовкой педагогов, - ведущее направление нашей совместной работы.
В последние годы в составе УМО активную роль играют представители работодателей - руководители школ и других образовательных организаций, органов управления образованием. Это создает условия для целенаправленной работы по обеспечению непрерывности педагогического образования. Основные задачи УМО - координировать деятельность вузов, занятых подготовкой педагогов, по обновлению содержания и технологий образования, обеспечению качества подготовки педагогических кадров, разработке проектов стандартов, примерных образовательных программ и всего комплекса учебно-методического обеспечения; экспертиза учебной литературы, которая используется при подготовке учителей; обобщение опыта работы вузов.
В 2010 году в соответствии с законодательством педагогическое образование полностью перешло на уровневую подготовку бакалавров и магистров, были разработаны проекты федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), основанные на принципах компетентностного подхода, уровневости, повышения академических свобод вузов.
Необходимо отметить, что по инициативе МПГУ, поддержанной вузами УМО (свидетельство этому - письма из вузов по результатам обсуждения), впервые в практике педагогического образования были выделены два новых направления - «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование» (раньше они входили как профили в направление «Педагогика»). Федеральные стандарты разрабатывали уже на основе этого нового перечня направлений.
Особое значение для подготовки учителей в уровневой структуре образования имело постановление Правительства РФ №1136 от 30 декабря 2009 года. Этим документом была создана нормативная основа подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» одновременно по двум профилям с пятилетним сроком обучения, что важно для социальной защиты и закрепления учителей в городских школах, поскольку по таким предметам, как информатика, химия, география, музыка, обществознание, ОБЖ, трудно обеспечить полную занятость учителя. Есть также предметы, по которым сейчас никто не готовит учителей, да и это вряд ли целесообразно в рамках 5-4-летнего обучения (астрономия, черчение, основы религиозной культуры и светской этики). При совмещении с родственными по научной базе предметами решение этих задач становится возможным. Пятилетний бакалавриат позволяет в дополнение к основному предмету обеспечить подготовку к новым видам деятельности (например, учитель-предметник или педагог дошкольного / начального образования плюс педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья; педагог, поддерживающий учебную деятельность учащихся с неродным русским языком; менеджер социальной сферы; психолог) - задача обеспечения таких совмещений в рамках пятилетнего бакалавриата становится для УМО одной из первоочередных.
Принципиально важно подчеркнуть, что введение пятилетнего бакалавриата - это не сохранение моноуровневой модели подготовки учителя, а элемент уровневой структуры образования (бакалавриат, магистратура) со всеми ее особенностями, по результатам нашего мониторинга, в настоящее время около 70% педагогических программ, реализуемых в вузах РФ, - программы пятилетнего бакалавриата. Новый перечень УГН(С) закрепил квалификации «прикладной бакалавриат» и «академический бакалавриат» в каждом направлении нашей группы. Содержание этих видов бакалавриата - одна из проблем для нас.
Готовность к педагогической деятельности - одна из компетенций бакалавров, обучающихся по направлениям классической и других отраслей образования. Это требует повышения качества психолого-педагогической и методической подготовки во всех образовательных программах, ориентированных на педагогическую деятельность, объединения усилий педагогических и других вузов, ведущих подготовку педкадров. Таким образом, реальностью стала вариативность программ подготовки педагогов, в числе неразработанных можно отметить модели переходные (классический - педагогический бакалавриат).
МПГУ было инициировано введение профильного экзамена для поступающих на педагогические программы. Мы исходили из того, что в направлении «Педагогическое образование» объединены профили, содержание многих из которых связано с подготовкой выпускников к преподаванию конкретного школьного предмета. В этой связи введение обязательного вступительного экзамена по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю подготовки, позволяет осуществить целенаправленный отбор абитуриентов. Еще одна инициатива связана с обсуждением возможности введения дополнительного испытания сверх ЕГЭ (собеседование / портфолио). Важнейшее направление работы УМО - обновление содержания и форм организации педагогической практики студентов. В МПГУ реализуют экспериментальный план для усиления практической составляющей, увеличения времени, отводимого на педагогическую практику, вплоть до введения педагогической интернатуры. Значительная часть обучения, в том числе по специальным дисциплинам, проходит с использованием площадей образовательных организаций Москвы, что делает актуальным вопрос о снижении показателя мониторинга - обеспеченность площадями.