Центр имеет современный европейский облик. Саранск, основанный в середине XVII в., в федеральном конкурсе 2011 года на звание самого благоустроенного города России среди региональных центров и столиц занял первое место. Городское население составляет более 300 тыс. человек (триста лет назад было около 4 тыс.) при общей численности жителей Мордовии около 1 млн. В Саранск влюбляешься не только за внешнюю красоту, но за его древнюю историю, уходящую в мифологическую глубину. Город расположен в устье реки Саранка, название имеет корень «сар», который, очевидно, производный от «ар». Поскольку названия рек и вообще гидронимы специалисты считают самыми устойчивыми следами истории, благодаря им можно проникнуть к самым ее истокам. Собственно говоря, «ар» в слове «арык» именно это и означает: источник воды. Арии - самоназвание одного из древнейших народов большой индоевропейской языковой семьи, скорее всего они дали название небольшой реке, которая сохранила для потомков память о них. Великий мордвин Никон стоял у истоков русского раскола, город служил опорным пунктом Разина, здесь хлебом-солью встречали Пугачева. В полутора часах езды в Болдино звездной осенью Пушкин создавал «Повести Белкина» и волшебные сказки. Фундаментальный храм возвышается в память адмирала Ушакова. Ученый-энциклопедист Евсевьев приобщал эрзянский и мокшанский народы к ценностям Просвещения. Скульптор с мировой известностью Эрзя выразительными образами представил мятущуюся двойственную природу человека: прометеевский героизм, творческий порыв и цепкость таинственного, бессознательного, природного инстинкта. Выдающийся мыслитель ХХ в. М.Бахтин заведовал здесь кафедрой литературы, а мы - участники педагогических Чтений в память доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования, заведующего кафедрой педагогики педагогического института Ефима Осовского, который создал научно-педагогическую школу, а ученики продолжают его дело.
Начало было положено заведующей кафедрой педагогики, проректором по науке Т.Шукшиной почти десять лет назад, древо знаний под названием Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения» росло и развивалось. Приход в институт ректора Василия Кадакина с его огромным опытом государственной работы придал новое дыхание и самому институту, и Чтениям. Осовские чтения 2013 года (Саранск, 28-29 ноября) - это, на мой взгляд, современная модель интеграции науки, высшей и средней школы на основе человеческих отношений.
Компактное и динамичное пленарное заседание позволило обозначить и представить актуальные проблемы, разнообразие тематики секционной работы дало возможность любому автору представить свою тему, существенным было увеличение деятельностных форм общения и взаимодействия участников конференции, в том числе игровых (квест, дискуссионные площадки, педагогические мастерские, мастер-классы, открытые уроки, студенческий форум, клубы). Открытым и откровенным, на мой взгляд, получился разговор на заседании педагогического клуба «100 вопросов учителю» (руководитель - В.Дерюга), для всех участников оно не стало напрасно проведенным, студенты задавали умные и глубокие вопросы.
Мы приехали на конференцию педагогической командой, каждый участник которой показал на авторском открытом уроке или мастер-классе саранским учителям и студентам свой метод работы. О.Дубова продемонстрировала применение собственных электронных таблиц по русскому языку, систематизирующих процесс освоения языковых норм и правил. Заместитель директора, учитель русского языка и литературы школы №1435 Г.Михеева сделала предметом анализа само понятие авторского урока как точки творческого роста учителя и безграничной карьеры «по горизонтали». Учитель русского языка и литературы школы №1944 Н.А.Войцеховская продемонстрировала оригинальный метод работы с текстом по очень сокровенной и нужной для разговора и обсуждения теме любви.
Раскрытие талантов - еще одна черта конференции, которая переросла свой формат и стала своего рода педагогической панорамой-фестивалем. Преподаватель кафедры педагогики Владимир Лаптун со своими коллегами создал документальные фильмы о М.Бахтине и Е.Осовском в короткометражном формате, они удобны для применения в образовательном процессе с учителями, студентами, школьниками, родителями. Стихи и песни Вардана Евгеньевича тоже удобны для образовательного процесса и по форме, и по тематике, а в формат педагогической конференции можно ввести новые номинации для любого желающего: педагогическое кино и педагогическая поэзия.

Сергей ПИМЧЕВ, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, профессор Московского института открытого образования