- В вашей школе робототехника существует в рамках кружка или входит в учебные курсы?
- У нас есть кружок, где мы занимаемся робототехникой, есть еще занятия в рамках урока технологии - мы занимаемся конструированием, в 5-6-х классах собираем простые механизмы, но не программируем. То есть на робототехнику работают два направления: и основные уроки, и кружок, а вообще специально робототехникой ребята начинают заниматься с 5-го класса.
- Как лично вы пришли к занятиям робототехникой?
- Внедрением конструкторов «Лего» занимается Департамент образования; когда я пришел в эту школу, которая в тот момент открывалась, здесь находился комплект такого оборудования. Соответственно я заинтересовался, увлекся и начал заниматься. Тогда в нашем распоряжении также были конструкторы LEGOMindstorms серии RCX, первые контроллеры, мы начали работать и сейчас уже переживаем 3-ю эволюцию конструкторов LEGOMindstorms. В общей сложности я занимаюсь робототехникой уже восемь лет.
- Насколько сложно было подготовить ребят к финалу Всемирной олимпиады роботов (WRO)?
- Ребята из нашей школы входят в сборную России уже 7 лет подряд, и, конечно, каждый раз это большая сложная работа. Но одно дело войти в сборную, совсем другое - удачно выступить в финале Всемирной олимпиады роботов. Для того чтобы войти в сборную, нужно пройти несколько этапов. Первый - окружной (для Москвы). В этом году из окружного мы попадали сразу во всероссийский. В какие-то года мы сначала попадали на московский этап. Команды, победившие на всероссийском этапе, приглашают летом в тренировочный лагерь, в 2013 году он проходил в Челябинской области, где ребятам дают разнообразные задания, где они проходят обучение. По итогам работы уже окончательно формируют сборную. Россия, как и любая страна, имеет квоту на Всемирной олимпиаде роботов. Необходимо отобрать из несомненно достойных команд только тех, кто будет представлять нашу страну: 4 команды в каждой категории. В 2013 году от России в WRO приняли участие 26 команд. Мы участвовали в футболе роботов и в основной категории (старшая и младшая группы). Основная категория характеризуется тем, что так как задание известно заранее, побеждает тот робот, который лучше всех его выполнит. Есть еще творческая категория, ее участники имеют возможность реализовать свой собственный проект, используя предлагаемую материальную базу (LEGOEducation). Дело в том, что на WRO есть ограничения на материальную базу, если говорить об основной категории, то здесь используется LEGO. Такая платформа обеспечивает всем участникам одинаковые стартовые условия, кроме того, для всех формируют определенные стандарты: во всех уголках мира создают роботы из одинаковых частей, поэтому Всемирная олимпиада роботов не превращается в соревнование спонсоров - кто дороже купит контроллеры или датчики. Вообще говоря, в творческой категории можно использовать любые материалы, все что хочешь, но контроллер обязательно должен быть LEGO, по крайней мере один из контроллеров.
- Что было самым сложным, чтобы попасть в сборную?
- Попасть в сборную - это значит быть одним из самых сильных в России. На самом деле я должен сказать, что мне очень везет с детьми. У меня есть преданные своему делу и ребята, и девочки (из пяти человек, которые в этом году участвовали в WRO, две девочки). Вообще в школьной команде девочек очень немного, но, как я заметил, если уж девочки проявляют интерес и остаются, то у них хорошо получается. Так что, конечно, в первую очередь это ученический ресурс.
- Какие трудности были на олимпиаде?
- Конечно, на любой олимпиаде возникает масса трудностей. Несмотря на то что ты заранее готов, после приезда оказывается, что из других материалов сделано поле (это обговаривается в условиях соревнований) или еще что-то. В этот раз никаких «сюрпризов» не было. Сложности были другого характера: во-первых, большое физическое и эмоциональное напряжение, ведь олимпиада идет три дня: первый день - тренировки, второй день - отборочные соревнования, третий день - финалы. Все три дня и ребята, и их тренер находятся в очень сильном напряжении, спим мало, работаем много, нужно это перебороть, плюс на самой олимпиаде выдают дополнительное задание-сюрприз, которое нужно сделать, и здесь уже важно, насколько ты к этому готов, насколько ты это предвидел. Дети должны уже сориентироваться на месте: на олимпиаде они полностью отделены от педагогов, любые попытки общения пресекают вплоть до отстранения от соревнований. Конечно, мы к соревнованиям готовимся, но на 100% попасть в победители нельзя, нужна и физическая готовность робота, и эмоциональная подготовка ребят. Робот должен быть правильно сконструирован, готов к быстрым дополнениям, быть гибким, чтобы его можно было изменять на месте.
- Что запомнилось на олимпиаде?
- Лично для меня это уже пятая международная олимпиада, для которой я подготовил ребят. В прошлом году мы впервые привезли медали: у нас было «золото» в футболе роботов, в этом году мы завоевали «бронзу» в футболе роботов. До этого ребята привозили призы из Японии за лучшую конструкцию, входили в Тайване в Топ-10, но медаль на олимпиаде, конечно, стала значимым событием для нашей команды. Лично мне наиболее интересно направление - футбол роботов, правда, здесь я не смог выделить каких-то конкретных роботов: сообщество LEGO-роботов очень большое. Но то, что мы по-разному смотрим на мир с той частью света, совершенно точно. Я увидел решения действительно интересные, было чему поучиться.
- В чем творческий элемент в робототехнике, если у всех одинаковое задание и одинаковая материальная база?
- Все дело в том, что, несмотря на единую базу, существует бесконечное количество вариантов для создания робота. Мы, например, в процессе подготовки к олимпиаде перепробовали несколько вариантов нашего робота: на российском этапе выступали с одним вариантом робота, а для мировой олимпиады делали другой. Любой робот - это очень большой труд, не всегда есть возможность сделать робота с нуля. Робот, который конкурентоспособен на высшем уровне (на российском этапе), формируется после из многих-многих неудачных попыток, это касается и программы, и механики. Все приходят с разными идеями, поэтому олимпиада - это еще и битва идей: как рационально и лучше выполнить то или иное задание. Несмотря на то что у всех одинаковая элементная база, не бывает одинаковых роботов, число возможных моделей для одного задания бесконечно, количество вариаций по выбросу кубика тоже огромно. Мы в этом убедились: даже на России увидели огромное количество решений, а на международном финале их было еще больше. К одному и тому же финишу все приходят с разными идеями, это самое ценное. Нас в финале обогнала команда Миасса на 0,8 секунды, считаю, очень хорошо, что нас обогнала именно российская команда. Мы с Миассом соревновались начиная со всероссийского этапа, на всероссийском этапе мы их обогнали, на сборах их чуть-чуть обогнали, а в Джакарте они стали первыми, но в этом нет ничего страшного, мы выполнили задание на 100%. Разница в 0,8 секунды - это очень немного. Например, команда, занявшая третье место, отставала от нас на 1,5 секунды.
- Роботы в школе: как вы видите их использование в дальнейшем?
- Конечно, мы делаем роботов, не относящихся к соревнованиям, например, изучать такие темы, как обработка данных, кодирование, намного интереснее, строя роботов. То, что роботы из пластмассы - большой плюс, они не травмоопасны, их можно собирать достаточно быстро. Ведь в школе не стоит задача изучать робототехнику как науку, робот - это средство изучать связь вещей, программировать. Контроллеры «Лего» поддерживают множество языков программирования, так что для ребят открывается большой простор для творчества. Мне, учителю информатики, интересно, как на роботах можно изучать программирование. У нас школа общеобразовательная, нет задачи на выходе выпускать программистов. Есть задача ознакомить детей с языками программирования, показать, что все, что есть вокруг, не само по себе рождается, что это кто-то делает и как это делает. Человеку XXI века хотя бы в общих чертах полезно знать, как это устроено: почему дверь открывается, когда ты к ней подходишь. Сегодня у нас колоссальная нехватка инженеров, возможно, заинтересовавшись робототехникой, ребята потом сделают это своей профессией.

Мнения по поводу

Оля КОЗЛОВА, ученица 6-го класса (2-е место в младшей группе основной категории):

Я занимаюсь робототехникой уже больше года, на Всемирном конкурсе роботов был мой первый робот, собранный на базе LEGOMindstormsNXT. Я создавала его с учетом требований по размерам, задание было придумано по мотивам индонезийской росписи по ткани (батик). В задачи робота входило распределить несколько видов «красок» по своим цветовым зонам, отвезти «ткань» в необходимое место (доставить ткань на фабрику) и доехать до финиша. Фактически же робот работал с кубиками LEGO. Меня обогнали по времени, быстрота робота зависит от мощности, скорости прохождения поворотов. На олимпиаде был очень интересный робот, который разбрасывал все пять «красок» (кубиков) в три зоны одновременно, нужно было придумать, как это будет выглядеть, как это будет работать. Еще мне запомнились проекты из творческой категории, один из роботов решал проблему сосулек: наглядно показали, как он может их снимать, как устроена его работа, как предостеречь от падения сосулек, предполагалось, что на крыше будет установлен специальный рельс. В следующем году я перейду уже в среднюю группу, буду стараться вновь попасть на олимпиаду и победить.

Максим ВАСИЛЬЕВ, президент Российской ассоциации образовательной робототехники (РАОР), председатель российского оргкомитета Всемирной олимпиады роботов (WRO):

В том или ином этапе олимпиады может принять участие любой школьник, в зависимости от таланта ребенка, от увлеченности и мастерства учителя (руководителя команды), который с ним работает, есть возможность принять участие в отборочных соревнованиях, победить в них, принять участие в следующем этапе, победить во всероссийском, а возможно, и во всемирном этапе. Важно, чтобы ребенок смог попасть в соответствующий кружок, секцию, где помимо занятий робототехникой как таковой проходит подготовка к соревнованиям. Таких кружков уже более 3,5 тыс. по всей России, в Москве при многих школах (как, например, в школе №2017) есть такие кружки, но также они есть и в домах, и в центрах дополнительного образования. Большинство кружков робототехники получили оборудование благодаря государственной поддержке в рамках программ обновления учебного оборудования в связи с внедрением нового стандарта образования. Но помимо оборудования командам требуется и другая помощь, участие во всемирном этапе совсем не дешевое удовольствие, билеты в далекую страну, проживание и питание требуют определенных затрат. Команде Сергея Владимировича в разные годы помогали и родители детей, и управление образования, и префектура, и Институт новых технологий, в этом году, например, команду поддержала компания DPI, спасибо им большое за это. Благодаря серьезной и сложной работе детей, учителей, российского оргкомитета и помощи администрации школ, родителей, спонсоров у нас получается достойно представлять Россию на серьезных международных соревнованиях.