Все чаще обычные школьные учителя начинают говорить о том, что столичные жители, включая и детей, и взрослых, не умеют полноценно использовать предоставленные им ресурсы. Между тем проводимые исследования, международные тестирования и новые образовательные программы готовят нас к тому, что современному миру нужен человек, готовый непрерывно учиться, самостоятельно добывать знания и применять их на практике, решать конкретные задачи и выбирать эффективные пути достижения цели в зависимости от ситуации. А значит, все то, что нас окружает, может и должно стать предметом школьного изучения.
Сидя в кабинете и обладая самыми высокотехнологичными средствами обучения, мы не всегда можем сделать то, что доступно за границами школьного кабинета. Выход из ситуации заключается в расширении образовательного пространства. Эта масштабная цель подразумевает решение множества задач: установление новых партнерских соглашений между образовательными организациями и учреждениями, готовыми предоставлять образовательные услуги, подготовка педагогических кадров к работе в новых условиях, создание методических рекомендаций для учителей и транслирование лучшего опыта, внедрение принципиально новых подходов к организации образовательного процесса.
Очевидно, что школа никогда не будет прежней. Со времен Я.А.Коменского произошло слишком много изменений, включая заметные преобразования в нашей экономической, политической и социокультурной жизни. Сегодня традиционная классно-урочная система если и пытается удержать позиции, то гораздо менее уверенно, чем это было еще несколько лет назад. Вслед за школами-экспериментаторами начинает перестраиваться массовое образование, беря ориентиры на развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. С меньшим скепсисом воспринимаются заявления о том, что ученик вправе сам выбирать не только интересные ему дисциплины, но и преподавателей (а это в условиях многопрофильной школы сделать гораздо проще), что конкретную тему может изучать разновозрастная группа, что более эффективным оказывается метапредметный, а не узкоспециализированный подход, что учитель уже для учащихся не единственный источник знания, а значит, его роль должна быть иной, что воспроизводящие домашние задания в большинстве своем менее действенны, чем задания проектного или проблемно-поискового характера.
Современные школьники не играют в пристенок и не прыгают на перемене через резиночку, зато они с малолетства пользуются тачскрином и интуитивно управляют новейшими техническими устройствами. На смену массивной школьной скамье пришла мебель иного типа, и сегодня мобильный кабинет стал одним из условий успешного урока. Интерактивная доска стала прекрасной альтернативой доске меловой, а учитель берет розги в руки разве что в мечтах, когда, казалось бы, все остальные средства исчерпаны.
Невозможно изменить все и сразу. Чтобы каждый, даже самый маленький, шаг оказался небезрезультатным, необходимо его тщательно продумать и подготовить. Когда при столичном городском методическом центре создавали подразделение информационно-методической поддержки начинающих специалистов, было принято решение сосредоточиться на нескольких направлениях деятельности, в том числе на проведении выездных образовательных семинаров. Каждый месяц молодые педагоги собираются вместе для обсуждения тенденций в сфере российского и мирового образования, для знакомства с современными подходами и технологиями обучения, а также для разработки занятий в рамках проекта городского методического центра «Урок в Москве».
От того, насколько востребованной окажется тема семинара, зависят его успех и возможность дальнейшего рассмотрения вопроса. В нынешнем учебном году в центре внимания оказались темы «Современная школа как пространство выбора педагога, ученика, родителя», «Урок в Москве: использование культурного, научного и экономического потенциала столицы» и «От современных образовательных технологий к повышению качества образования». Важно отметить, что программа семинаров формируется не только с опорой на план работы городского методического центра, но и с учетом предложений участников. Любой педагог может оставить свои пожелания и поделиться идеями с организаторами на сайте mosmetod.ru в методическом пространстве «Молодым специалистам». Кроме того, в программе каждого выезда есть один или несколько тематических блоков, которые связаны с общей тематикой семинара лишь опосредованно, но это именно те вопросы, которые вызывают устойчивый интерес со стороны молодежной аудитории.
Один из таких традиционных блоков - «Информационные технологии в образовании». Участники семинаров узнают о технологии создания и развития персонального сайта, защите личной информации, способах организации веб-конференций и разработке презентаций в программе Prezi Desktop. В перспективе рассмотрение вопросов, связанных с реализацией облачных и дистанционных технологий в образовании, с использованием автоматизированных обучающих систем, образовательных порталов, виртуальных лабораторий и электронных учебников.
Несомненно, Всемирная паутина открывает доступ к огромной библиотеке знаний. Все в большей степени мастерство учителя зависит от того, может ли он научить ребенка ориентироваться в бесконечном каталоге изданий, находить на полке этой библиотеки нужную книгу, наконец создавать, ориентируясь на образцы, собственные работы. Когда мы говорим о расширении образовательного пространства, не стоит забывать, что наряду с видимыми объектами существуют еще и объекты виртуальные. При невозможности попасть, например, в Государственный Дарвиновский музей или Московский планетарий мы можем стать участниками онлайн-экскурсии. При отсутствии необходимой аппаратуры для проведения сложного опыта мы можем его смоделировать в специальной программе. Более того, объектом изучения может стать любой сайт: от странички конкретной организации до портала Правительства Москвы, где школьники, знакомясь с жизнью города, вправе оставлять комментарии и предложения.
Информационная компетентность участников образовательного процесса не единственная сквозная тема, которой уделяется внимание во время выездных семинаров молодых педагогов. Неизменный интерес вызывает вопрос об имидже специалистов системы образования: речевом, средовом, кинетическом. С начала этого учебного года было проведено две подобные встречи: бизнес-тренер Владислав Шипилов продемонстрировал участникам семинара эффективные способы развития навыков публичного выступления, а ведущий тренер-лицензиат «Университета риторики» Анна Щербак ознакомила молодых педагогов с особенностями габитарного имиджа, доказав, что важен не только ум, но и одежда, вопреки русской пословице.
С октября по декабрь в рамках выездных семинаров для начинающих специалистов были проведены круглые столы, дискуссии, тренинги и мастер-классы по самым разнообразным темам: «Роль молодого педагога в развитии ученического самоуправления», «От расширения образовательных возможностей к повышению качества образования», «Создание кейс-заданий для обучающихся», «Организация групповой работы», «Школа будущего - школа больших возможностей», «Технологии проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ». Наибольшие отклики со стороны молодых педагогов вызвала тема «Урок в Москве». Большой проект с одноименным названием, представленный городским методическим центром во время первой коуч-сессии для столичных учителей, оказался близок и понятен молодежной аудитории.
Участники семинара много рассуждали о поиске новых форм организации учебного процесса на пути к реализации ФГОС, о повышении мобильности педагогов и учащихся, об использовании возможностей городской инфраструктуры для обеспечения социальной и образовательной успешности абсолютно каждого ребенка. Иллюстрацией к проекту «Урок в Москве» стали выступления методистов городского методического центра Е.Кузнецовой, В.Маркова, В.Федорова, И.Бахарева и Н.Антонова. Вниманию молодых педагогов были представлены разработки «уроков в Москве» по таким дисциплинам, как химия, география, литература, история и ОБЖ. Однако это вовсе не означает, что предложенные материалы могут быть использованы исключительно на одном школьном предмете. Специфика «уроков в Москве» заключается в том, что многие из них межпредметны по содержанию и не всегда ориентированы на конкретный возраст учащихся. Избыточность информации дает учителю возможность конструировать занятие исходя из задач сегодняшнего дня, потребностей и возможностей своего класса, собственных интересов. Один и тот же вопрос, пользуясь материалами конструктора урока (текстами для педагога и ученика, заданиями тестового или проблемного характера, галереей изображений, технологическими картами), может использовать учитель истории, литературы, музыки, ОРКСЭ или же преподаватель химии, физики, биологии. Встречаются и более интересные сочетания межпредметного взаимодействия, это продемонстрировали участники семинара, объединившись в группы для разработки новых уроков.
По итогам двухдневной работы на обсуждение были вынесены пять занятий: «Источники света», «Особенности русского национального костюма», «Москва - мультикультурный центр», «Крылья, ноги, хвост» и «Движение». Можно надеяться, что первый опыт оказался удачным. Даже если участникам семинара и не удалось создать полноценные конструкторы уроков (а это серьезный и кропотливый труд не одного человека и, конечно же, не одного дня), самое главное было сделано - появились заинтересованность в проекте, стремление что-то поменять в своей привычной работе, желание поделиться новыми идеями с коллегами и продолжить то, что было начато в «Поведниках».
После окончания презентаций перед молодыми педагогами выступил заместитель директора городского методического центра П.Кузьмин. Он ответил на вопросы, которые задают практически все педагоги, лишь недавно ознакомившиеся с проектом «Урок в Москве». Чтобы понять, готовы ли к сотрудничеству со школой столичные учреждения культуры, спорта и досуга, предприятия и научные центры, достаточно было бы оказаться на сентябрьской коуч-сессии «Урок в Москве», где было представлено более пятидесяти организаций, разрабатывающих образовательные программы. Нацеленность на создание партнерских отношений и взаимная заинтересованность объясняются просто: точно так же, как школы нуждаются в дополнительных образовательных ресурсах, все участники проекта «Урок в Москве» нуждаются в поиске новых путей реализации своего потенциала. Что же до такого непростого вопроса, как организация учебного процесса с учетом проведения нестандартных уроков, то здесь выход можно искать в создании гибкого расписания, во введении особых проектных дней хотя бы раз в четверть, когда для разработки занятий объединяются преподаватели, ведущие в этот день разные дисциплины. Как показал опыт семинара в «Поведниках», сделать это вполне возможно.
О результативности «уроков в Москве» можно говорить уже сейчас: они повышают мотивацию учащихся к изучению школьных предметов и позволяют выходить за рамки узкопрофильной дисциплины; они помогают организовать самостоятельную поисковую, исследовательскую, проектную деятельность; в полной мере обеспечивают реализацию не только личностно ориентированного обучения, но и целого ряда других педагогических технологий; «уроки в Москве» помогают по-новому взглянуть на уже знакомые объекты столицы и сделать их значимыми для каждого участника проекта; наконец, эти уроки позволяют выстроить осмысленный диалог между теми, кто заинтересован в развитии родного города, независимо от их возраста, профессии или социального статуса. Найти место, достойное внимания участника проекта, в Москве не составляет труда. Для этого не обязательно ехать в центр города, достаточно просто внимательно посмотреть вокруг и научиться делать то, что порой наши ученики умеют лучше нас, а именно каждый день открывать для себя Москву заново.

Мария БАКАНОВА, методист городского методического центра