Известно, что сначала концепция профстандарта педагога была разработана под руководством члена-корреспондента РАО Евгения Ямбурга, сегодня уже появился и сам стандарт. Нынче актуальной и, может быть, главной задачей стало  не то, что такой стандарт появился, хотя это событие экстраординарное, а  то, как быть с этим стандартом, как превратить его в реальную деятельность, в реальную работу для тех, кто в состоянии вводить в жизнь этот  очень сложный и важный документ.
Если мы расшифруем стандарт учителя, то увидим, то он называется профессиональным стандартом педагогической деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного  общего и  среднего общего образования. Его главное отличие от предшествующих подходов к обоснованию профессионального портрета  педагога заключается в том, что в его основание положены современные представления о деятельности и общении человека как исходных формах его обучения, воспитания, развития. Новый профессиональный стандарт педагогической деятельности - это реальная возможность не на словах, а на деле подготовить таких педагогов для современной школы, в которой:
- создают условия для развития личностной, социальной и профессиональной компетентности учащихся, обеспечивают поддержку развития различных контингентов детей;
- создают условия для интеграции (инклюзии) детей с  инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовании и обществе, для развития одаренности;
- формируют умение учиться, способность  личности к познанию, творчеству, труду и создают предпосылки для успешной социализации личности;
- создают условия для предупреждения и профилактики социальных рисков.
Понятно также и то, что все это, возможно, и не превратится в очередную пачку бумаги только в том случае, если в школу действительно придут подготовленные педагоги, владеющие способами организации деятельности и общения с детьми,  понимающие детскую психологию и особенности развития учащихся.
С учетом этого и в контексте содержания нового профессионального стандарта стратегическая цель и основная направленность подготовки педагогических кадров заключается прежде всего в том, чтобы строить подготовку учителя как систему деятельностей, основу которой составляет комплекс наук о человеке и закономерностях  его развития, строить ее как систему практик, ориентированную на особенности обучения и развития каждого ученика.
Учитель должен знать и практически опираться в своей деятельности  на закономерности психического и умственного развития детей, понимать возрастные особенности развития  растущего человека, владеть современными технологиями обучения, воспитания, развития.
В настоящее время в наибольшей степени требованиям  профессионального стандарта педагога соответствует психолого-педагогическое образование, разработан и действует стандарт высшего профессионального  образования по направлению «Психолого-педагогическое образование», создано УМО по этому направлению.
Для обсуждения профстандарта учителя важно то, что  основа  психолого-педагогического  образования - продуктивные технологии организации  деятельности детей и взрослых, специфические для различных возрастных этапов школьного детства, и  то, что  в системе психолого-педагогического образования главный акцент делают на подготовку учителя, способного адресно работать с проблемами детей, простраивать индивидуальные траектории развития учащихся.
В этой связи  сегодня в системе психолого-педагогического образования впервые на основе деятельностно-возрастного подхода предпринята попытка введения профильных модулей подготовки,  всего их 9,  среди них:
    психология образования (он соответствует новому профессиональному стандарту педагога-психолога);
    психология и педагогика дошкольного образования;
    психология и педагогика начального образования;
    психология и педагогика инклюзивного образования;
    специальная психология и педагогика;
    психология и педагогика образования одаренных детей.
Могу сказать, что модуль, который реализован у нас по системе инклюзивного образования  и внедрен в систему образования  Москвы, в разы повысил количество образовательных учреждений, которые работают по системе инклюзии.
Многие из этих профилей определены впервые и направлены на адресную подготовку педагогов к работе с различными категориями детей. В целом же главным отличием этого от других направлений подготовки  стало то, что универсальное содержание подготовки педагога-психолога, воспитателя, учителя начальных классов, педагога инклюзивного образования, педагога дополнительного образования - общая деятельностная платформа, обеспечивающая  формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых. Иначе говоря,  совместная деятельность, личность учащегося и его возраст - те основные категории, которые будут определять базовое содержание психолого-педагогической подготовки в рамках всех профилей направления «Психолого-педагогическое образование».
Результаты исследований, проведенные на стажировочных или клинических площадках  нашего УМО, говорят о том, что психолого-педагогическое образование педагога позволяет ему существенно продвинуться в организации условий формирования у детей метапредметных и личностных компетенций (по крайней мере мы получили такие данные по педагогам, работающим с дошкольниками и младшими школьниками). Более того, согласно этим данным формирование деятельностных компетенций педагога не достигается  за счет простого увеличения числа психологических или других дисциплин в образовательных программах высшего  профессионального образования или количества часов, отводимых на их изучение. Все попытки сказать, что мы теперь начинаем  работать с точки зрения психологии и  увеличим число психологических дисциплин, не приведут к тому, о чем мы говорим. Речь идет о качественном изменении  и содержания, и технологий психолого-педагогической подготовки педагогических кадров. Поэтому все разговоры о том, что кто-то  меняет, будет менять или уже изменил систему психолого-педагогической подготовки, то есть готовит или будет готовить учителя к педагогической деятельности, останутся беспочвенными до тех пор, пока  в системе подготовки не будут практически реализованы установки деятельностного подхода, положения современной возрастной и педагогической психологии. Без такой подготовки невозможно получить специалиста, способного организовать эффективную педагогическую деятельность так, как того требует профессиональный стандарт педагога.
Опираясь на  наш положительный опыт - опыт нашего УМО, мы убеждены в том, что уже в вузе необходимо вводить  принципиально новые продуктивные формы подготовки, широко использовать практические  занятия студентов с проблемами детей, то есть образовывать педагога на базе самих учреждений, вводить в качестве  необходимого компонента подготовки диагностику и коррекцию детских проблем, обучать будущих специалистов общению и взаимодействию с другими  участниками образовательного процесса. По этому принципу работают наши клинические базы, детские сады,  общеобразовательные школы, лицеи, психолого-медико-социальные центры, на базе этих учреждений начиная со второго курса проводят свое основное время студенты МГППУ.  Так продолжается уже в течение  многих лет. Только в этом случае мы сможем говорить о реальной модернизации педагогического образования, ожидать  ощутимых социальных эффектов от этого направления подготовки прежде всего в отношении качества работы педагога с самим учеником, с его личностью. На недавнем заседании нашего  УМО мы представили  концепцию педагогического образования,  это в значительной степени  будет учтено в «дорожной карте» внедрения нового профессионального стандарта, апробация и внедрение  профстандарта педагога будут неразрывно связаны с теми путями подготовки и повышения квалификации учителя, которые необходимы, для того чтобы обеспечить правильное внедрение этого стандарта. Мы благодарны министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову, который, когда работа нашей группы еще только начиналась, сказал, что стандарт начинается только тогда,  когда начинается система его апробации и внедрения. Замечательно, что у нас есть шанс использовать стандарт не абы как, а на основе продуманных действий. Ведь у нас с  Общероссийским профсоюзом образования был спор. Любой директор теперь возьмет ваш стандарт, говорили нам представители профсоюза, и будет требовать, чтобы учитель соответствовал ему в деталях. Поэтому нам нужно вместе с регионами сейчас проработать особенности внедрения профстандарта учителя,  найти ключевые вузы, которые могут участвовать в апробации, а мы готовы взять ответственность и по апробации, и по внедрению этого стандарта, и по пониманию того, как может строиться система подготовки и повышения квалификации педкадров. Для  понимания важности системно-организованной деятельностной подготовки педагога целесообразно обратиться к имеющемуся международному  опыту передовых школьных систем.  Согласно результатам, опубликованным в докладе Маккензи,  в своем стремлении повысить  качество преподавания передовые школьные системы твердо придерживались трех принципов:
    привлекать  в преподаватели подходящих людей, прежде всего ориентированных на развитие учащихся, - качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей;
    превращать этих людей в эффективных педагогов, способных проектировать  совместную деятельность;
    создавать  систему и обеспечивать адресную поддержку таким образом, чтобы каждый ребенок мог иметь доступ к высококвалифицированному преподаванию, единственный способ  достичь высочайшего уровня результативности системы - поднять  уровень каждого ученика за счет правильной организации деятельности самого ученика, ученика и учителя.
Нетрудно  убедиться в том, что передовые школьные системы в качестве главного звена в развитии педагогических систем определяют качественную и адресную работу с каждым учащимся, с его особенностями, способностями, склонностями и возможностями. Адекватные формы работы с разными категориями детей сможет организовать только такой педагог, который  на должном уровне овладел системой психолого-педагогического образования, освоил компетенции, позволяющие строить общение и деятельность детей в процессе обучения.
 Сами по себе стандарты, ГОС, ФГОС, концепции - это еще только возможность  что-то изменить в педагогическом образовании. Для реального движения в направлении подготовки и переподготовки нового педагога необходимо сделать следующий принципиальный шаг. Он точно указан в Национальной образовательной инициативе: «Предстоит серьезно  модернизировать  систему педагогического образования. Базовые  педагогические вузы должны быть преобразованы в крупные базовые центры подготовки учителей». Именно таким центрам, на мой взгляд, необходимо передать как право профессиональной экспертизы ПрООП, то есть создать сетевые учебно-методические объединения - УМО - по направлениям, так и оценку качества их внедрения  в систему высшего профессионального образования, которую нужно создавать в формах общественно-государственной экспертизы. Я убежден в том,  что этот процесс получит  новое развитие в процессе апробации и внедрения нового профессионального стандарта педагога.

Виталий РУБЦОВ, академик РАО, ректор МГППУ

Мнение по поводу


Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ:

-  Я благодарен группе Евгения Ямбурга  за важную  и  значительную работу  по разработке профстандарта педагога. Я вспоминаю, как это все начиналось, мы тогда  еще не представляли себе, насколько  сложен и тернист будет этот путь. Но уже сегодня мы можем с  большим удовлетворением констатировать, что стандарт состоялся, готов, отвечает, как мне кажется,  высоким требованиям, которые  общество предъявляет  к работе учителя и которые предъявляет само профессиональное  сообщество  для самооценки. Теперь мы можем сказать, что с 1 января 2015 года стандарт уже будет работать как нормативный документ. Этот стандарт нестандартен, он не похож на большинство профстандартов, разработанных в Минтруда РФ, поскольку профессия учителя не похожа на  большинство других профессий.  Мы благодарны нашим коллегам из Минтруда РФ за то, что им удалось учесть  эту особенность, эти особые требования к деятельности учителя в своих очень строгих  формах, которые были разработаны. Теперь у нас на повестке дня  вопросы о том, как включить этот стандарт в повседневную жизнь российской системы образования, как обеспечить подготовку к его внедрению и  его апробацию, то есть пилотное, экспериментальное применение. Нам нужно прежде всего обсудить  все механизмы, процедуры, которые позволят профессиональному стандарту педагога стать, по существу, основой  для входа в профессию выпускников наших педагогических и других вузов, то есть тех молодых людей, которые готовы заинтересованно связать свою  жизнь с профессией педагога.