Возглавила Совет депутат муниципального собрания Марьино, директор «Дирекции парка 850-летия Москвы» Маргарита Ромадина, а вошли в него:
- заместитель председателя Юго-Восточной окружной организации Общероссийского профсоюза образования Жанна Гусарова;
- редактор газеты «Марьинский вестник» Андрей Дмитревский;
- председатель управляющего совета лицея №1547 Айгуль Домнина;
- глава управы района Марьино Татьяна Дорофеева;
- куратор района Марьино Юго-Восточного окружного управления образования Елена Дугина;
- член клуба молодых директоров образовательных организаций ЮВАО Алексей Жумаев;
- председатель Совета молодых педагогов Белла Иоанесян;
- председатель Совета старших по домам, ТСЖ и ЖСК района Марьино Ольга Кирилова;
- депутат муниципального собрания района Марьино, председатель совета директоров Юрий Ковалевич;
- выпускник гимназии №1562, председатель ученического парламента Дмитрий Молчанов;
- председатель Совета директоров образовательных организаций района Марьино Татьяна Салтыкова;
- депутат муниципального собрания Марьино, заместитель главного врача городской поликлиники №36 Тамара Трунова.
Сегодня очень много дискуссий о том, что должен делать такой представительный совет. В Марьине все задачи, права и обязанности четко прописаны в Положении об Общественном совете: постоянно действующий совет вправе в инициативном порядке рассматривать любой вопрос общего, дошкольного и дополнительного образования детей и вносить свои предложения в орган управления государственными образовательными организациями, его решения имеют рекомендательный характер.
В работе у совета две цели: учет потребностей и интересов жителей района Марьино в процессе реализации государственной социальной политики РФ и привлечение граждан, представителей общественных профессиональных и творческих объединений района Марьино, к участию в реализации основных направлений, задач обучения, воспитания, социализации подрастающего поколения, обеспечивая принципы гласности и открытости.
Среди задач совета:
- обеспечение учета общественного мнения по проблемам обучения, воспитания, социализации подрастающего поколения путем проведения мониторинга развития системы образования и определение общественной оценки качества образования на территории района Марьино;
- содействие в обеспечении инновационного характера развития системы образования в районе Марьино;
- подготовка предложений по совершенствованию образовательной деятельности по формированию проектов и программ по улучшению работы образовательных организаций, изменению условий их деятельности и представление их образовательным учреждениям и органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя образовательных учреждений Москвы;
- развитие сетевого партнерства образовательных учреждений;
- защита прав и интересов участников образовательного процесса;
- координация взаимодействия образовательных учреждений и социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих организацию деятельности клубов для детей и молодежи по месту жительства;
- содействие открытости и публичности в деятельности образовательных учреждений на территории района Марьино.
Функции и полномочия Общественного совета занимают полторы странички убористого текста, но есть в перечне такие: «Направление в орган, осуществляющий функции учредителя и полномочия учредителя информации о результатах согласования кандидатур на должность руководителя образовательного учреждения». Осуществить эту функцию в рамках своих полномочий на первом заседании и должен был Общественный совет Марьино. Повестка заседания и была такой: «Рассмотрение концепции развития государственного бюджетного образовательного учреждения Москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №1394 «Воспитательно-образовательный центр «На набережной» и согласование кандидатуры на должность руководителя этой государственной образовательной организации».
Марьино создавало прецедент выборов директора школы, по сути, это были первые в Москве выборы такого рода, не случайно на заседание совета приехали заместитель префекта ЮВАО Людмила Митрюк, начальник Юго-Восточного окружного управления образования Любовь Олтаржевская, начальник Управления организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования Марина Смирницкая, депутат Московской городской Думы Людмила Стебенкова. Из трех кандидатур совету предстояло выбрать одну.
Кандидатуры в ожидании приглашения маялись перед входом в зал заседаний и сильно волновались. Все трое - люди достойные, в образовании столицы известные.
Елена Казарян - заведующая Центром развития ребенка - детским садом №2357 на руководящей должности проработала почти 12 лет, в прошлом году стала лауреатом конкурса «Воспитатель года», окончила Московский государственный открытый университет имени М.А.Шолохова, прошла в МГПУ переподготовку по программе «Менеджмент в образовательном учреждении», в нынешнем году была аттестована по должности «руководитель». Она в самом деле сильный руководитель, одно то, что за восемь месяцев 2013 года средняя зарплата сотрудников ЦРР-ДС была более 64 тысяч рублей, говорит о многом.
У Елены Львовой стаж работы директором школ №1987 и 1147 много меньше, но подготовка к руководящей деятельности весьма основательная. Выпускница МПГУ, она прошла повышение квалификации на факультете профессиональной переподготовки педагогических кадров МИОО по программе «Менеджмент в образовании», приняла участие в обучении по программе Президента РФ «Управление в сфере образования» в РАНХиГС, по результатам конкурсного отбора в управленческий кадровый резерв системы образования Москвы ей присвоен статус «Инновационный менеджер».
У Валерия Тихонова руководящий директорский в школе №1040 стаж больше 7 лет; выпускник МПГУ, он повышал квалификацию в МГПУ, МИОО, МПГУ. Словом, все три кандидата в директора школы №1394 были серьезными, основательно подготовленными и опытными. Можно было представить себе, как трудно будет сделать выбор Общественному совету. Марина Смирницкая рассказала членам совета о порядке назначения директора школы: представляет кандидатов из числа аккредитованных специально созданный Совет Департамента образования, рекомендации по назначению дает Общественный совет района Марьино, а назначает на должность избранного Общественным советом, конечно, Департамент образования.
Первой о своей концепции развития школы рассказала Елена Казарян. Основная идея - объединение кадрового потенциала учреждений дошкольного образования и школ, использование развивающей среды объединенных учреждений (две школы и четыре ДОУ), создание гибкой системы преемственности образовательного процесса в воспитательно-образовательном комплексе. Одним из основных направлений работы Елена Владимировна предложила модернизацию и информацию образовательного процесса, расширение сферы использования ИКТ в обучении и воспитании, объединение всех шести зданий в локальную сеть для проведения вебинаров, электронного документооборота. Елена Казарян убеждена, что правильно построенная воспитательная система комплекса возможна через расширение самоуправления в воспитании, развитие традиций, совершенствование диагностики уровня развития учащихся, развитие здоровьесберегающей среды, формирование духовно богатой, физически здоровой, граждански сознательной, социально активной личности. Для этого необходимы такие направления воспитательной работы, как: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, трудовое, физическое, а также экологическое просвещение, развитие комплексного подхода к детям в воспитательной работе, учет их интересов, профессиональная ориентация. Для успешной работы комплекса, считает Елена Владимировна, необходимо совершенствование демократического стиля руководства, укрепление связей семьи и учреждения, обеспечение участия родителей (законных представителей) в управлении и организации всех процессов внутри образовательного учреждения. Все это, подвела итоги Елена Казарян, позволит комплексу достичь высоких результатов. Надо сказать, что Елене Владимировне члены Общественного совета задали не очень много вопросов, но все - по существу, на вопросы по дошкольному образованию ее ответы были просто блестящими, это и понятно, ведь Казарян всего лучше знает работу системы именно дошкольного образования.
Елена Львова сделала очень серьезный доклад, сразу обозначив свои управленческие задачи в управлении комплексом:
- формирование уклада учреждения, где эстетическое и этическое воспитание станет основой интеллектуального развития;
- создание многопрофильного пространства (математический, физический, биолого-химический, экономический, физкультурно-оздоровительный профили);
- развитие вариативности образовательных и развивающих программ с учетом запроса родителей на договорной основе;
- развитие кадрового, материально-технического и информационно-технологического потенциала учреждения путем включения научного, управленческого и сетевого ресурса.
Елена Васильевна предположила, что возможные риски можно минимизировать с помощью привлечения ресурсов вузов-партнеров и организаций сети, изменения форм работы и рейтинговой системы, с помощью системы управления финансово-экономическими ресурсами с привлечением общественной экспертизы, с помощью обогащения образовательного пространства современными практиками и технологиями, авторскими методиками. Перспективы развития комплекса в рамках сетевого взаимодействия Елена Львова видит в формировании нового уровня творческого мышления как основы интеллектуального развития личности. Для этого, по ее мнению, необходимы сетевая площадка трансляции лучших образцов и практик в области искусства, сетевой центр научно-методического сотрудничества и сотворчества, Центр подготовки учащихся сети по отдельным узконаправленным курсам с привлечением специалистов-партнеров. Такая серьезная заявка, естественно, вызвала много вопросов у членов Общественного совета, которых интересовала конкретика: как все это может быть реализовано, кем, для кого, какую пользу принесет образовательному комплексу и району Марьино.
Третий кандидат на должность директора Валерий Тихонов, по-джентльменски пропустивший вперед двух своих коллег (не соперниц, именно коллег!), с точки зрения теории и практики, конечно, подготовился к испытанию очень основательно. Валерий Анатольевич передал членам совета объемистый проект развития образовательного комплекса, главная цель проекта - обеспечение равного доступа к получению качественного образования. Для достижения этой цели Тихонов предложил свою модель Центра «На набережной», в составе которого он видит четыре дошкольных отделения - общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления, с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления, с вариативными формами дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, консультативный пункт и ЦИПР) для детей с нарушениями речи и ЗПР. Начальная школа комплекса, по Тихонову, это мини-школа «Колокольчик», которая будет готовить будущих первоклассников, общеобразовательные классы (УМК «Школа России», УМК «Школа 2100», «Система Л.В.Занкова»), классы с углубленным изучением английского языка «Оксфордское качество», классы с углубленным изучением математики по программе «Школа 2000» Л.Г.Петерсон. В основной школе Тихонов предложил деятельность 5-7-х классов по ФГОС и с углубленным изучением математики, общеобразовательные 6-9-е классы и 6-9-е классы с углубленным изучением английского языка, 8-9-е классы с углубленным изучением физики и математики, а также предпрофильную подготовку в Центре профориентации. В старшей школе Валерий Анатольевич предложил ввести индивидуальные учебные планы, физико-математический профиль на базе МЭИ, МФТИ, лингвистический профиль на базе МПГУ и МИИЯ, летний профильный лагерь на базе вузов. Кроме того, школе, по мнению Тихонова, нужны информационно-аналитический центр и центр психолого-педагогического сопровождения, который должен обеспечивать развитие, адаптацию, оказывать помощь и содействие ребенку на всех этапах его развития начиная с 1,5 лет и до выхода из школы.
Такая мощная программа, конечно, заинтересовала членов Общественного совета, поэтому они задали Валерию Тихонову множество самых разнообразных вопросов, основным направлением которых было выяснение той конкретной пользы, которую такое развитие многопрофильного комплекса даст жителям района Марьино. Когда все вопросы были исчерпаны, один из членов совета сделал Валерию Анатольевичу очень неожиданное предложение - спеть гимн школы, если он его, конечно, знает. Оказалось, что знает, так как вместе с одной из коллег написал музыку к этому гимну, и смог спеть гимн даже без музыкального сопровождения.
Голосование членов совета было тайным, счетная комиссия собрала бюллетени, а потом огласила результаты голосования: все 12 голосов члены совета отдали Валерию Тихонову, он и станет директором Центра №1394 «На набережной». Департамент образования уже подготовил соответствующий приказ о назначении.
Зачем нужны были такие выборы и только ли в выборах дело? Процедура выборов, по признанию членов районного Общественного совета, помогла им не только выбрать кандидатуру директора, не только оценить уровень образования в комплексе №1394, но и понять перспективы развития системы образования в районе в целом. И когда член совета, мама трех детей Ольга Кирилова сказала о том, как она с нетерпением ждала создания такого комплекса в округе, который сделал возможным для ее семьи и детей ее соседей по району получение качественного образования без поездок в другие районы, стало понятно: вектор развития столичного образования устремлен в том направлении, которое жители Москвы одобряют.