Могу сказать, что в аттестационной  комиссии собрана  профессиональная группа людей, через  собеседование с которыми  проходят аттестуемые, показавшие либо низкие результаты   теоретического тестирования, либо  те, у  кого возглавляемые ими школы имеют пока  недостаточно высокие  результаты собственно учебно-воспитательной  деятельности. Я имею в виду, что практически не  проходят собеседование аттестационной комиссии директора школ, входящих в первые 400  школ рейтинга, не проходят  собеседование директора тех школ, что получают гранты мэра. Напомню, что гранты мэра Москвы дают  не только за учебные результаты, но и за так называемые социально-культурные результаты (работа с детьми-инвалидами, с трудными детьми, с детьми-мигрантами). Не проходят собеседование и директора 145 школ, которые показывают  высокую динамику своих результатов, то есть динамично развивающиеся. Все остальные проходят собеседование с аттестационной комиссией, результатом которого становится решение об аттестации сроком на пять лет или сроком на два года с рекомендацией относительно того, что должен выполнить аттестовавшийся по повышению своей квалификации. Иногда бывает так, что комиссия принимает решение направить  аттестуемого на повторное тестирование, иногда бывает и так, что  комиссия признает аттестуемого  не соответствующим должности директора. Подчеркну: занимать  должность директора в государственном учреждении имеет право только  человек, успешно прошедший   аттестацию. Заседания аттестационной комиссии  в 2014 году транслируются в открытом доступе: кто что спрашивал и кто что отвечал,  теперь можно посмотреть в Интернете.
Кроме  аттестации на должность действующих директоров школ аттестацию проходят  и кандидаты на эту должность. Это могут быть люди, направленные окружными управлениями образования или Департаментом образования. В  последнее время стала  довольно  нередким случаем практика, при  которой появляются   так называемые самовыдвиженцы. У них не может быть, естественно,  сокращенного или упрощенного тестирования, они проходят тестирование по всем пяти разделам, на заседания аттестационной комиссии    их приглашают всех. Правда, есть одно исключение, которое мы пока что еще  ни разу  не смогли применить.  У нас в Положении об аттестации записано, что если кандидат в директора представляет не менее трех ходатайств от директоров школ с высокими результатами, то есть входящих в Топ-400, то, доверяя этим директорам, аттестационная комиссия принимает решение  об аттестации этого кандидата  заочно, без его приглашения на свое заседание.  К счастью, директора лучших школ очень ответственно относятся  к своему имени, к своим гарантиям, у нас пока кандидатов в директора, представивших три рекомендации, не было на заседаниях аттестационной комиссии ни разу.
Все это первый этап прохождения фильтра на соответствие должности директора.  После этого Департамент образования, окружные управления образования  из всех имеющих аттестацию  при появлении вакансии решают вопрос о направлении  и назначении любого из этих людей на должность руководителя.
В прошлом  году мы обратились ко всем органам  государственно-общественного управления с предложением принять участие в подготовке решения о назначении на должность. Почему я так тщательно подчеркиваю слова «о подготовке решения о назначении на должность»? Потому что все понимают - никто не может снять с Департамента образования как учредителя  ответственность за деятельность назначенного им директора, а значит, никто не может освободить  департамент от  принятия окончательного решения о назначении. При этом, так как сегодня школа Москвы очень солидная школа с очень солидным бюджетом, охватывающая достаточно немалые микрорайоны, мы понимаем, что такие школы все больше и больше влияют на жизнь микрорайона, района, округа, города в целом. Естественно, у  Департамента образования возникает более достойная  управленческая необходимость  посоветоваться,  прежде чем назначить  директора. В связи с этим в соответствии с распоряжением Департамента образования прописан алгоритм подготовки  решения о назначении, в котором мы очень большое внимание  уделяем  органам государственно-общественного управления. При этом при Департаменте образования создан Совет по подготовке решения о назначении и направлении на должность руководителей государственных образовательных  организаций. Поэтому, как только появляется вакансия директора школы, или окружное управление образования, или Департамент образования  подбирает не менее трех кандидатур, которые представляют этому профессиональному совету,  в котором половина членов директора  самых топовых школ, представители МГО Общероссийского   профсоюза образования, Московской городской Думы, научной  и родительской общественности. Все кандидаты  на должность директора уже конкретной школы  проходят собеседования в этом совете, члены совета голосованием  принимают решение о возможности или невозможности направления того или иного кандидата  на согласование  на должность  директора этой конкретной школы в орган государственно-общественного управления. При этом совет рассматривает  не менее трех кандидатур, а направить он должен не менее двух, чтобы у органа государственно-общественного управления всегда оставался выбор.
Мы только-только начали работу совета, пока у нас немного кандидатов, в некоторых случаях   мы не смогли направить необходимое количество кандидатов, поэтому тут все  придется начинать сначала. Есть случаи, когда мы направляли три кандидатуры, есть случаи, когда направляли две кандидатуры. Есть уже и результаты  решения органов государственно-общественного управления.
По состоянию дел в школе мы можем уже  разделить школы на два больших блока. Первый блок -  школы, которые занимают место в рейтинге 400  самых результативных школ Москвы  и управляющие советы  которых выражают позиции педагогов, родителей, микрорайона, в котором   находится школа, учеников. Тут мы имеем полное основание  доверять  управляющему совету такой школы  и направлять ему на согласование  кандидатуры на должность  ее руководителя.  Естественно, если результаты у школы, к сожалению,  не позволяют  в такой же степени довериться выбору самой школы, то мы хотим иметь возможность  обращения к надшкольному уровню. При этом весь прошлый год мы проводили встречи с депутатами и уговаривали их, чтобы входили в состав управляющих советов школ, сегодня я могу только повторить это приглашение, нам очень хочется, чтобы в составе управляющих советов каждой школы были наши депутаты как городского, так и муниципального уровня. Там, где школа по результатам ее деятельности  не гарантирует того, что мы можем советоваться по нашим целям с ее управляющим советом,  хотим обращаться к нашему надшкольному уровню, и это  в первую очередь,  как нам кажется, наши уважаемые депутаты муниципальных собраний.  Не могу советовать или рекомендовать муниципальным депутатам, как, в каких организационных формах они могут помочь в выборе того одного кандидата  в директора, который потом будет назначен на должность Департаментом образования, но мы хотели бы иметь  такого надежного партнера в лице наших депутатов, когда  мы  направляем на рассмотрение не менее двух  кандидатур. Мы  рассчитываем соответственно,  что с участием депутатов будет принято решение о том, что нам рекомендуют назначить одного, или дан ответ, что ни одну из  предложенных кандидатур не рекомендуют для назначения,  тогда, естественно,  мы обязаны  осуществить подбор уже других кандидатур и снова направить их на согласование. Конечно, для себя мы примем в этом случае  твердое правило: прежде чем повторно направлять кандидатов  на должность руководителя школ, должны будем провести консультации  с теми, кто отклонил предыдущие, чтобы понять, чем наши кандидатуры не подходят, какие должны будут внесены изменения, чтобы уже повторно направить такие кандидатуры, из которых точно наши коллеги смогут выбрать того, кого нужно.
Мы надеемся, что депутаты, которые ближе всех  к жителям  тех районов,  где свое влияние оказывают наши школы, найдут  организационный способ участия,  для того чтобы помочь Департаменту  образования определить по каждой школе ту кандидатуру, которая достойна быть  директором, из тех трех кандидатур, что мы предлагаем. Предлагаемые нами кандидаты прошли двухуровневый фильтр на  соответствие требованиям департамента, поэтому, какую бы кандидатуру депутаты ни предложили, никаких оснований у нас для того, чтобы не прислушаться к этому решению, не существует в природе.  Мы назначим того, кого нам предложат на районном уровне.

Алексей ШАПОШНИКОВ, председатель Совета муниципальных образований Москвы:
- Хочу поблагодарить  Департамент образования за доверие. У нашего совета есть одна из функций, которая позволяет нам заслушивать руководителя общеобразовательного учреждения по мере необходимости. То, что предлагает нам Исаак Калина, очень интересно, очень емко, коснется каждого муниципального образования. Такой практики у нас еще не было ни разу.
Олег БОЧАРОВ, депутат   Московской городской Думы:
- То, как  кандидаты в директора школ готовятся к встрече с советом, как  они готовят свои презентации, как они описывают свой район, контингент детей, которые учатся в этой школе,  позволяет с высокой степенью сказать, что  процесс выбора директоров в столице сегодня один из самых неформальных, устремленный в будущее. Департамент образования сделал процесс социализации в школе не менее важным, чем процесс обучения. Процесс  выбора руководителей заряжен на то, чтобы директор школы стал более влиятельным человеком в районе, школа получила преимущества в рейтинге, если она будет еще вести  работу на территории района, чтобы старшеклассников сориентировать на районные предприятия, включиться в социальные договоры о взаимодействии с учреждениями  культуры, здравоохранения, спорта. К сожалению, практика показывает, что прежняя аттестация школы как качественного учреждения за счет стопроцентного   поступления выпускников в вузы уже не работает. В вузы у нас поступают все, а вот после окончания учебы  выпускники только начинают задумываться о том,  куда идти работать.  Все больше и больше система образования ориентирует школу на то, чтобы ее директор  озаботился  о том, чтобы уже начиная с 7-8-го класса дать своим ученикам  достаточное количество постоянной информации о том, какая же на самом деле есть работа в районе, какие и где существуют рабочие места.
Александр ГАВРИЛОВ, начальник Управления комплексного сопровождения государственных программ и инновационных технологий в образовании:
-  Можно сказать, что  развитие государственно-общественного управления в Москве и в образовании Москвы состоялось, у нас практически в каждом общеобразовательном учреждении есть управляющий совет.  Сейчас уже стоит вопрос  не о создании управляющих советов, а об их реальной, независимой и плодотворной работе, наполнении этой работы какими-то смысловыми вещами.
Мы можем говорить о том, что есть направления жизни современной школы, в которых управляющие советы принимают непосредственное участие. Это и определение распорядка школьной жизни, школьных расписаний, и установление сроков каникул, и разрешение возникающих конфликтных ситуаций, которые, к сожалению, встречаются в  школах, в том числе и при создании крупных образовательных комплексов, которые мы называем большой многопрофильной школой. Здесь  идет даже не столько разрешение конфликтов, сколько большая разъяснительная работа, формируется некая третейская позиция, которая учитывает интересы всех участников образовательного процесса.
В свое время управляющие советы много сделали для того, чтобы решить возникающие  проблемы по организации питания школьников, сейчас они  активно вовлечены в работу, которую начали несколько московских школ, по выработке того учебного плана школы, который бы максимально снизил нагрузку  учащихся. Эта инициатива по снижению той нагрузки, которая, к сожалению, есть у наших детей,  обсуждалась с мэром Москвы и  у Президента Российской Федерации с участием московских педагогов. Сейчас создана рабочая группа по выработке такого оптимального учебного плана, управляющие советы будут активно задействованы в этом процессе.
Понятно, что мы смотрим на работу управляющих советов как на работу некоего партнера администрации школы. Надо понимать, что управляющий совет - очень важный орган государственно-общественного управления,  но при этом нужно понимать и то, что ответственность, в том числе и юридическую ответственность, за принятие тех или иных решений в жизни школы несет тот человек, который поставил свою подпись под этим решением, то есть директор школы. Нужно очень тонко и четко найти ту грань, когда управляющий совет согласовывает те решения, которые затем принимает администрация школы в лице директора, и несет  за них соответствующую ответственность. Подпись директора будет поставлена под тем или иным приказом или другим распорядительным документом, но тут возникает еще одна грань - ответственность членов управляющего совета за те решения, которые они согласовывают. Это  должна быть не только свобода, но и реальная ответственность, потому что, согласовывая то или иное решение,  совет находится в связке с директором, который потом за это решение будет нести ответственность не только перед родителями, не только перед обществом, но и перед вышестоящими органами.
Очень важное направление появилось  у управляющих советов с момента вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который ввел новую процедуру назначения на должность руководителя государственного образовательного учреждения. Новая система направлена на привлечение общественности к формированию и реализации государственной политики в сфере развития государственно-общественного управления. В соответствии с приказом Департамента образования разработан и утвержден порядок подготовки решения назначения на должность руководителя образовательных учреждений, создан специальный Совет по подготовке решения о назначении на должность, куда вошли не столько чиновники, сколько представители экспертного сообщества. Это и Экспертно-консультативный совет родительской общественности, и Московская городская организация  Общероссийского профсоюза образования (должны быть соблюдены интересы как педагогического коллектива, так и руководителей, и  профсоюз здесь выступает неким гарантом соблюдения  их прав), и представители Московской городской Думы как органа законодательной  власти нашего города, и руководители тех образовательных организаций Москвы, которые имеют высокие показатели и  стали лидерами московского образования.
Согласно этому утвержденному порядку окружное управление образования или Управление организации обучения и воспитания Департамента образования, которое тоже имеет такое право, поскольку в его ведении находятся некоторые образовательные учреждения городского подчинения, представляет на согласование совета не менее трех кандидатов на должность руководителя из числа лиц, которые прошли необходимую процедуру аттестации на должность руководителя образовательного учреждения. Эта аттестация проводится  для установления соответствия кандидатов тем квалификационным требованиям и профессиональным стандартам, которые предъявляют к будущему руководителю образовательного учреждения. Это испытание состоит из пяти модулей: правовые основы управления, финансово-экономические основы управления, деловое администрирование, современные образовательные технологии. Помимо этого по желанию самого кандидата может быть организовано тестирование по оценке профессионально-психологической готовности для замещения должности руководителя.
В начале  декабря 2013 года состоялось первое заседание совета, который рассмотрел кандидатуры девяти претендентов на должность руководителя трех образовательных организаций. Из этих девяти кандидатур шесть кандидатур были отобраны и прошли согласование.