Коллектив школы №422 с прискорбием сообщает, что после продолжительной болезни на 85-м году жизни не стало Октябрины Абрамовны Евниной, заслуженного учителя Российской Федерации, проработавшей без малого 60 лет в школе, 47 лет - на посту директора школы №422 Перовского района.

Октябрина Евнина была человеком, безмерно преданным своему делу. Ее творческая энергия, потрясающая работоспособность, принципиальность и постоянное стремление к новому, беспокойный и взыскательный характер, неизменное внимание и требовательность к личности каждого ученика и учителя вызывали огромное уважение всех, кто знал и работал с ней. Ее авторитет был необычайно высок. Октябрина Абрамовна создала свою школу, определила ее традиции и неповторимую атмосферу второго дома для своих учеников. Каждого из них знала по имени, помнила всех своих выпускников, радовалась их успехам, готова была прийти на помощь в трудную минуту. Ей удалось создать коллектив единомышленников, высокопрофессиональную команду учителей, она всегда очень гордилась, что в школе работает много ее выпускников, сейчас их около 30 человек.
За большую плодотворную работу Октябрина Абрамовна получила звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации», была награждена значком «Отличник народного просвещения», медалями «За доблестный труд», наградным знаком «Лауреату премии Москвы в области охраны окружающей среды» и другими наградами за исключительный вклад и выдающиеся заслуги в воспитании и образовании детей.
Октябрина Абрамовна любила повторять, что учитель - ключевая фигура общества во все времена и определяет его будущее. Чтобы воспитать личность - надо быть личностью самому. Октябрина Абрамовна и сама была личностью неповторимой, яркой, разносторонней, очень красивой женщиной, элегантной, до последних дней носившей туфельки на высоких каблучках. Она находила время для любимых книг, выставок и театра. С ней можно было о многом поговорить... Мы многому у нее учились!
В памяти всех Октябрина Абрамовна останется сильным, мужественным, мудрым и красивым Человеком!

Найти свое неповторимое лицо

Наталья ЩЕГОЛЕВА, и. о. директора школы №422 «Перово», выпускница школы, ученица Октябрины Абрамовны, более 20 лет проработавшая ее заместителем:
- Было начало девяностых - очень трудное для всех время. Помню, как в школе появляется начальник Восточного окружного управления образования и приглашает к разговору администрацию нашей школы во главе с Октябриной Абрамовной и администрацию соседней школы. Тема обсуждения - строительство новой школы рядом с нашими. Начальник округа предлагает взять будущее здание одному из действующих директоров. В то время у нас училось более тысячи человек, мы работали в две смены. Октябрина Абрамовна, ни минуты не раздумывая, соглашается взять здание - новостройку, а ведь в то время ей уже было за 60...
В любое время дня, в любую погоду она практически каждый день бывает на стройке, следит за работой, общается с прорабом и строителями, новое здание вырастает на наших глазах. К 1 сентября 1994 г. мы въехали в новый корпус, построенный по новому и необычному проекту - на первом этаже колонны, перекрытия.
Я помню, как у Октябрины Абрамовны родилась идея оформления холла. «Здесь не должно быть ни одного стенда, - сказала она, - мы найдем для них другое место. Первый этаж должен быть красиво расписан». Она обращается с идеей росписи к выпускнице нашей школы, выпускнице Строгановского училища, очень талантливому человеку, моей однокласснице Юлии Лыткиной. Рождается проект росписи, вскоре он начинает воплощаться, Юля работала в выходные дни (в то время у нее родился уже третий ребенок), Октябрина Абрамовна часто бывала рядом с ней, в обсуждениях рождались новые замыслы.
Каждый понедельник мы, затаив дыхание, входили в школу, понимая, что увидим новый фрагмент росписи. Образы, воплощенные Юлей, создавались не только благодаря вдохновению художника, лица многих персонажей вполне узнаваемы, в ее работе - единый рассказ о России, вечная тема времени, текучего, как река, рассказ о красоте человека - творца. Мечта Октябрины Абрамовны сбылась! Холл первого этажа превратился в настоящее произведение искусства, а Юля, представив результат своего творчества, стала членом Союза художников Российской Федерации. Вот уже на протяжении 17 лет всех, кто приходит к нам в школу, встречает ангел под часами. Через некоторое время появился новый проект под названием «Московский дворик», посвященный 850-летию Москвы, - это тоже был совместный замысел Октябрины Абрамовны и Юлии Алексеевны. Потом появились проекты росписи стен, выполненные учениками школы - воспитанниками изостудии, которой руководила Юлия Алексеевна.
Будучи человеком высокой культуры, Октябрина Абрамовна создавала школу, не похожую на другие, считала, что у школы, как и у любого человека, должно быть свое неповторимое лицо, свой образ, что в ней должна царить особая атмосфера, создаваться своя культурная среда, где важно все - и красота, порядок в школе, и отношения между людьми. Ей удалось создать такую школу, на это она потратила без малого 50 лет своей жизни.
Каждый человек, уходящий от нас, оставляет на земле след.
След, оставленный Октябриной Абрамовной, - это наша школа, это коллектив, который она создала, это многолетние традиции, которые мы бережно храним, это тысячи выпускников, которых она воспитала, это неповторимый холл, в котором всех нас каждый день встречает ангел под часами...

Опережая время

Маргарита АЛЕКСАНДРОВА, народный учитель Российской Федерации:
- Как у Ивана Цветаева, кроме своих детей, был еще один ребенок, созданный им музей изящных искусств, так и у Октябрины Абрамовны, кроме дочек и внучки, был еще один ребенок - школа с ее учениками, учителями, сотрудниками. Всех она очень любила, обо всех заботилась и понимала, приходила на помощь в трудные минуты. Ей удалось создать в школе атмосферу добра, любви, уважения, стать инициатором и активным участником всех новаций в школе. Сколько нового сумела она внедрить, чаще всего опережая время, поддерживая все новое!
Папа Октябрины Абрамовны Абрам Ильич был учителем химии, поэтому к этому предмету у нее было особое, трепетное отношение. Она любила бывать в кабинете химии, рассматривать посуду и приборы, беседовать с учениками и учеными, которые были частыми гостями нашей школы, читали детям лекции, вели беседы и занятия. Октябрина Абрамовна любила, когда позволяло время, ездить с нами в РХТУ имени Д.И.Менделеева на разные кафедры, в 90-е годы в нашей школе были открыты классы с углубленным изучением химии при РХТУ. Наши ученики уже в те годы начали вести научно-исследовательскую работу на разных кафедрах этого замечательного института. Октябрина Абрамовна помогала находить и налаживать контакты с вузами, учеными, НИИ. Мы давно сотрудничаем с Московским энергетическим институтом, с нами десять лет работает доцент МЭИ В.Скибенко, профессор РХТУ Н.Кручинина, наши ученики участвуют в научно-практических конференциях, занимают призовые места, Октябрина Абрамовна всегда старалась найти время, чтобы бывать на этих конференциях. Она была не просто директором, а еще ученым, творцом. Вспоминаю семинары, которые она готовила и проводила для школ, занимающихся экологическим образованием и воспитанием учащихся.
Памятью об Октябрине Абрамовне будет сохранение в школе добрых традиций, а их очень много: активная жизнь школьного коллектива, расширение научно-исследовательских проектов деятельности детей - творчество во всех направлениях жизни. Не потерять и приумножать все то, что было накоплено при Октябрине Абрамовне в школе, - лучшее, что можно сделать в память о ней.

Фундамент, на котором строится школа

Юлия ЛЫТКИНА, выпускница школы 1981 года, учитель изо и руководитель изостудии школы №422:
- Октябрина Абрамовна вошла в судьбу каждого из нас, никого не оставляя равнодушным, потому что она сама была очень неравнодушным человеком. У нее был характер, твердость убеждений, вместе с тем она была понимающей, внимательной, чуткой. Единственное, к чему она была непримиримой, - это ложь, не терпела это в людях, никогда не кривила душой сама, обладала потрясающим чувством юмора, видела в других людях их особенность и неповторимость, всегда умела поддержать и помочь.
Помню, как я поступала в МВХПУ (бывшее Строгановское училище). После окончания школы прошло уже несколько лет, я подзабыла историю, но главное, совершенно не разбиралась в тонкостях внешней и внутренней политики партии, не знала, что нужно готовить по этому вопросу к экзамену. Кстати, экзамены в Строгановку состоят из двух этапов: сначала абитуриенты сдают все специальные предметы, а их четыре, до общеобразовательных дисциплин доходят не все. Когда же пришло время сдавать историю, то к этому времени я уже эмоционально и физически устала, да и времени на подготовку не оставалось. Я приняла решение позвонить Октябрине Абрамовне. Накануне экзамена, вечером, по телефону Октябрина Абрамовна читала мне курс современной истории, а я сидела с телефонной трубкой в руке и конспектировала. Лекция была продолжительностью в два часа. На следующий день я вытаскиваю билет и не верю глазам - нужно рассказать о последних постановлениях партийных съездов. Слово в слово я повторила записи конспектов и получила 5 баллов, повергнув при этом в изумление своих экзаменаторов. Мне сказали, что давно не слышали такого грамотного ответа. Еще бы! Ведь моим учителем была Октябрина Абрамовна! Она была моим учителем в школе, оставалась им и после окончания школы, сыграла огромную роль в становлении личности каждого из нас, меня, как художника, вдохновила на роспись первого этажа нового здания школы. Работать под руководством Октябрины Абрамовны было интересно, она очень тонко чувствовала то незримое, сокровенное, что я пыталась передать не красками, а образным видением, настроением, движением души. Октябрина Абрамовна умела и поддержать, и помочь собраться, и завершить начатое. Как я сейчас думаю, она была тем живым фундаментом, на котором можно было построить Школу, не боясь, что опора не выдержит. Октябрина Абрамовна с достоинством вынесла на своих плечах все то, что довелось ей пройти за свою жизнь, - и хорошее, и плохое, и победы, и разочарования. Для нас же ее образ останется путеводителем, я думаю, навсегда, а жизнь - примером того, что нужно быть честным и всегда помнить, что учитель - это не просто изучение какого либо предмета, а самоотверженный труд, призвание, служение и любовь, вера в своих учеников и радость их побед, это высшая степень творчества. Это отрицание смерти, потому что любовь и благодарность в сердце будут жить, пока мы помним.

И невозможное - возможно


Мария МЕЛЬНИКОВА, выпускница школы 2007 года, молодой учитель русского языка и литературы:
- Семь лет назад я окончила школу. Прошел выпускной вечер, я, как и все мои одноклассники, окунулась с головой во вступительные экзамены. После успешной их сдачи в голове беспрестанно вертелись мысли о предстоящей студенческой жизни. Каково же было изумление, когда в списках будущих студентов не оказалось моей фамилии! В одно мгновение все мои мечты о студенческой жизни рухнули, я начала поиски работы. В августе, когда все учителя вышли из отпуска, я побежала в родную школу. Октябрина Абрамовна, конечно же, была на своем месте. После моего рассказа о неудачном поступлении в институт она очень твердо сказала: «Завтра вместе едем на прием к ректору». На мои возражения она не реагировала, даже тот факт, что все приказы о зачислении на первый курс были уже подписаны, ничуть не остановил нашего директора.
В ректорате первого педагогического вуза страны нам был дан ответ, что по личным вопросам можно обращаться лишь в определенные часы раз в неделю. Октябрина Абрамовна держалась как всегда с достоинством, говорила, что у нее дело не личного характера, что оно касается сотрудничества школы и университета. Секретарь не нашла, что ответить, и пропустила ее к ректору, через полчаса я уже писала заявление на имя ректора. Честно говоря, все происходящее казалось мне каким-то сном. Не верилось, что сам директор школы станет заниматься проблемами обыкновенной выпускницы, то, что я все-таки смогу стать студенткой в этом наступающем учебном году, казалось несбыточной мечтой. Однако через несколько часов по телефону мне сообщили, что я стала студенткой первого курса филологического факультета. На следующее утро я уже бежала в школу к Октябрине Абрамовне, чтобы скорее поделиться радостной новостью, мне все еще не верилось в происходящее! Встретив меня, она ласково улыбнулась и сказала, что через 5 лет ждет меня в школе в качестве учителя русского языка и литературы. Откуда в ней было столько решительности, уверенности, что все будет хорошо, что невозможное - возможно?!
Уже второй год я работаю в школе, в своей любимой школе, и боюсь даже подумать, как бы сложилась моя жизнь, если бы не волевое решение Октябрины Абрамовны, если бы не ее чуткость, отзывчивость и настойчивость.

К другому, как к самому себе

Валентина КУРЯТОВА, учитель русского языка и литературы:
- «Радость отдавать себя людям гораздо выше радости брать с них...» Эти слова писателя Леонида Леонова сегодня кому-то могут показаться устаревшими, ведь пришли другие времена и нравы. К торжествующему эгоизму Октябрина Евнина была непримирима, всю жизнь отдавая себя своим воспитанникам, раз и навсегда выбранному учительскому делу.
Мы живем в окружении людей, «мир тесен», практически любые наши действия всегда отражаются на близких или далеких людях. Чтобы каждому жилось в этом мире хорошо, важно, чтобы каждый чувствовал свою ответственность за благополучие и душевный настрой тех, с кем ты связан. Это чувство ответственности и сопричастности жизни другому человеку было свойственно Октябрине Абрамовне в полной мере.
Вспоминаю, как летом в конце семидесятых годов мы работали в трудовом лагере в Каширском районе Подмосковья. Который день - «всемирный потоп», все небо затянуто тучами, идут дожди, над нами изредка появлялась голубая полоска, сквозь которую едва просачивались солнечные лучи. Наши дети затосковали по дому, по родным, казалось, что мы никогда не вырвемся из этого плена дождя. Каждый день вечером разговаривали по телефону с Октябриной Абрамовной, отправляясь на почту (мобильных еще не было): «Деточки (так она называла нас всех - и ребят, и учителей), как вы там? Может быть, надо вернуться в Москву? Тогда ждите, я еду». И приехала, и работала вместе с нами на совхозных грядах, хотя недавно перенесла операцию на глазах. Мы никогда не были так счастливы, как в тот миг, когда почувствовали любовь к себе - нас любит и оберегает своим вниманием Октябрина Абрамовна. Солнце тогда так и не вышло из-за туч, но солнце любви оказалось для нас куда важнее!

Быть действующим лицом истории

Валентина КАЦ, выпускница школы 1974 года, медиаспециалист школы №422:
- Долгие годы Октябрина Евнина вела уроки истории, которые помнят многие ее ученики, ведь эти уроки были обращены не только к разуму, они всегда были согреты личным сердечным чувством.
Ребенком она стала свидетелем тяжелых испытаний своей страны в годы Великой Отечественной войны. Вспоминается ее рассказ, как сразу после выпускного вечера 1941 года в их квартиру при школе (отец Октябрины Абрамовны Абрам Евнин в это время работал директором винницкой школы №3) пришли попрощаться выпускники, только что получившие из его рук аттестаты. Утром юноши должны были быть на сборном пункте военкомата, война сделала их в один час взрослыми. Спустя несколько лет после великого Дня Победы один из них - выпускник 1941 года, теперь уже солдат Арон Винер - приедет в их дом, в гости к своему директору школы. «Отчетливо помню этот вечер, - рассказывала нам Октябрина Абрамовна, - как они сидели вместе с отцом, склонившись над фотографией выпуска, и... плакали. Арон Винер - единственный, кто уцелел на войне из этого выпускного класса».
Пройдет время, как и ее отец, Октябрина Абрамовна станет директором школы, каждый год в День Победы 9 Мая она будет приводить своих учеников к памятнику Московского локомотиворемонтного завода, установленному в честь защитников Отечества, на встречу с ветеранами войны завода, не будет в школе ни одного выпуска, что не приходил бы сюда в день начала войны 22 июня, чтобы склонить голову у заводского обелиска. Октябрине Абрамовне были близки слова особо почитаемого ею академика Дмитрия Лихачева: «... мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что ее достойно». Неудивительно, что она горячо поддержала идею создания в нашей школе музея «Школьные годы», который был открыт в 2011 году. Человеку необходимо ощущать себя в истории своей семьи, своей школы, своего города, а значит, страны, быть действующим лицом истории, понимая свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память. Спасибо Октябрине Абрамовне, ее уроки не прошли для нас бесследно!

В ней все было прекрасно

Ирина ДАРДА, выпускница школы 1981 года, дизайнер, сотрудник школьного музея:
- Октябрина Абрамовна - одна из самых элегантных женщин, которых я знала в жизни, все ее женское обаяние сочеталось с невероятной мужественностью и несгибаемостью перед испытаниями судьбы, каких, казалось бы, и не пережить человеку. Всегда красивая, модная, с гордо поднятой головой, на каблучках и с прической встречала своих воспитанников на пороге школы, во всем задавала очень высокую эстетическую и нравственную планку, соответствовать этому приходилось и учителям, и ее ученикам.
В детстве мы воспринимали как должное, что директор школы - самый главный в ней человек и выглядеть он должен лучше всех. Только спустя годы понимаешь, каких усилий и, конечно, большого вкуса, чувства стиля стоила Евниной эта элегантность и красота образа. Всегда праздничная 1 сентября, всегда в новом платье на выпускной вечер, Октябрина Абрамовна не только своими знаменитыми вдохновенными речами, но и внешним видом давала почувствовать, как твой первый звонок важен для нее, что твой выпускной вечер для нее такой же значительный, как и для тебя.
Творческий, креативный - так назвали бы сейчас преподавателя, вводящего новаторские идеи в свою систему обучения. Именно так и поступала Октябрина Абрамовна, превращая свои уроки в лекции и семинары по типу институтских занятий, она всегда заставляла нас мыслить, а не зубрить. Обращаться на «вы» к ученикам в нашей школе - это ее особый стиль общения, интеллигентный, высококультурный, уважение личности, развитие ее индивидуальности, раскрытие и поддержка таланта - не просто слова, жить для нее означало в первую очередь действовать, она любила слова Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно...» В Октябрине Абрамовне все было прекрасно!
Человек, излучающий свет

Марина КОВАЛЬСКАЯ, выпускница школы 1979 года, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

- Октябрина Абрамовна была и остается для меня путеводной звездой. Она всегда первая знакомилась с каждым будущим первоклассником, помню, как и меня родители привели записывать в первый класс, встреча с директором произвела неизгладимое впечатление. Она задавала вопросы так, как будто ей необходимо знать ответ, а она его не знает. Спросила, слушаюсь ли я родителей, узнала, что я живу напротив школы, и сказала, что будет смотреть на мои окошки и обязательно узнает, как я себя веду. Я много лет верила, что директор все видит, каждый раз, поступая не очень хорошо, стыдилась и думала, а что теперь скажет Октябрина Абрамовна. Урок на всю жизнь: прежде чем что-то сделать, подумай, чтобы не сделать никому плохого.
Каждый ее урок истории был маленьким спектаклем, в классе стояла тишина, все слушали, затаив дыхание. Особенными были уроки о Великой Отечественной войне, Октябрина Абрамовна так рассказывала об этом времени, о людях, что у нас наворачивались слезы, потом, уже без учителей, мы собирались и шли 9 Мая с цветами к Большому театру, поздравляли ветеранов.
Сейчас говорят о новых стандартах, новом подходе к изучению предметов, у нас и раньше были такие уроки - мы рассуждали, анализировали, отстаивали свою точку зрения, каждый ученик имел возможность высказаться и поспорить, это были уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки представления своих проектных работ. У меня не очень ладилось с историей, всегда получала не больше четверки, наверное, этого было достаточно для другого учителя, но не для Октябрины Абрамовны. Я не знаю, как это ей удалось, но каждый раз, говоря о моих недостатках в изучении предмета, ставя очередную четверку, заставляла меня сделать маленький шаг вперед. Однажды я получила первую пятерку и похвалу за то, что моя работа (я готовила работу про декабриста Муравьева-Апостола) лучшая. Как я была счастлива! Только теперь я понимаю, что Октябрина Абрамовна знала, как научить, как сделать так, чтобы ученик достигал своей высоты.
Октябрина Абрамовна всегда расспрашивала всех выпускников о планах, давала советы, ей было важно, чтобы мы не ошиблись, не жалели потом о своем выборе. Поинтересовалась Октябрина Абрамовна и у меня, но не была удовлетворена моим решением поступать в институт культуры, долго убеждала, что мне обязательно нужно идти в педагогический институт. Я сопротивлялась, не хотела слушать, тогда Октябрина Абрамовна вызвала мою маму (впервые за 10 лет), закрыла на ключ дверь, чтобы никто не мешал, и после часа беседы убедила всех окончательно. Я подала документы в педагогический, окончательно поняла, что это было судьбоносное решение, только когда пришла работать в школу. Я счастливый человек, потому что встретить такого учителя и наставника - счастье! Она всю жизнь излучала свет и отдавала частицы своего тепла, доброты, таланта и любви своим ученикам.

Всегда на посту

Василий СКИБЕНКО, кандидат технических наук, доцент МЭИ:
- В 1998 году в Санкт-Петербурге проводили научные чтения «Белые ночи», посвященные экологическим проблемам в образовании. Мы с Октябриной Абрамовной и ее заместителем Маргаритой Александровой готовили доклад «Школа - центр экологического мониторинга». К этому времени в школе №422 уже был создан метеопост, позволяющий круглосуточно получать непрерывную информацию о температуре воздуха, влажности, скорости и направлении ветра в районе, проводить исследовательские работы с учениками по различным экологическим вопросам. Октябрина Абрамовна увидела в экологическом образовании важнейшее направление работы школы, стала развивать вместе с нашей кафедрой инженерной экологии МЭИ совместный проект, в школе появилась своя экологическая лаборатория, к экологической деятельности школы подключались выпускники школы - экологи, географы, биологи, сегодня уже проводятся комплексные экологические исследования Измайловского, Кусковского, Битцевского парков, в Смоленском Поозерье, Кабардино-Балкарском и Тебердинском заповедниках, Сочинском национальном парке. Создав одну из первых школьных инновационных экологических площадок в стране, Октябрина Абрамовна проявила себя современно мыслящим человеком, заботящимся о завтрашнем дне своих воспитанников, нашей страны, она умело мыслить глобально, а действовать очень предметно.

Спасибо судьбе


Ирина ПРОШАКОВА, выпускница школы №422, эксперт АНО ОС «ШИНА»-НИИШП:
- Мне трудно говорить об Октябрине Абрамовне в прошедшем времени. Я всегда жила с ощущением ее присутствия в моей жизни. Теперь можно сказать, что Октябрина Абрамовна прошла через всю мою жизнь, с первых школьных дней. Очень жалею, что не стала учителем, не оправдала надежд Октябрины Абрамовны, за что всегда получала от нее выговор. Октябрина Абрамовна общалась со мной, своей ученицей, до такой степени уважительно и деликатно, что порой не ощущалось никакой дистанции, умела так грамотно разъяснить и расставить все в моей юной голове, что совершенно не было сомнений в правильности ее рассуждений и мыслей, она позволяла не соглашаться, возражать, но затем находила такие аргументы, что потом все это принималось как должное. Она нас вос-пи-ты-ва-ла, а сейчас кажется, что мы взрослели с ее помощью и участием, она любила «разговаривать с молодежью» на нашем языке! Помню, вышел на экраны кинотеатров фильм «Школьный вальс», мы были в возрасте главных героев, и Октябрина Абрамовна решила устроить диспут с обсуждением этого фильма. Как умело и трогательно она вела рассуждения о судьбе девушки, оставшейся наедине с навалившимися совсем недетскими проблемами, как убедительно осуждала молодого человека, оказавшегося не готовым к принятию истинно мужского решения, никакого ханжества, а только понимание и сопереживание было в ней! Я бесконечно благодарна судьбе, что в моей жизни был такой человек, как ОКТЯБРИНА АБРАМОВНА!