Участниками семинара стали представители профсоюзных организаций, директора школ Северо-Западного округа, представители МГО Общероссийского профсоюза образования и представители первичных профсоюзных организаций. В ходе встречи перед гостями выступили председатель МГО профсоюза Марина Иванова, начальник Управления образования СЗАО Алексей Анисин, председатель ТПО Галина Борисова, заведующая организационным отделом МГО профсоюза Раиса Николаева и представитель ЦС профсоюза Владимир Юдин.
Официальная часть семинара началась со вступительной речи Марины Ивановой, которая напомнила фразу начальника Управления образования СЗАО Анисина: «Москва идет за нами», тем самым обозначив передовые позиции Северо-Западного округа в марафоне под названием «реорганизация» и подчеркнув, что цель семинара - понять и, может быть, перенять опыт лидера. Марина Алексеевна обозначила проблемы, стоящие на пути профсоюзов и образовательных учреждений в процессе трансформации. Особое внимание, по ее мнению, следует уделить информационной работе с педагогическим составом, ведь от степени осознанности происходящего каждым отдельным участником зависит успех реформы. Только когда все поймут свою роль и свое место в реорганизационном процессе, когда придут к пониманию цели этого процесса, тогда и только тогда можно будет надеяться на успех. Конечно, в этом становлении огромную роль должны сыграть профсоюзные организации, в их компетенции психологически и информационно подготовить учителей и воспитателей к предстоящим переменам. Марина Иванова выразила надежду, что в ходе именно этой встречи все участники семинара смогут найти ответы на большинство вопросов и что семинар даст всем присутствующим некий мотивирующий импульс.
Самой протяженной по времени и самой насыщенной частью семинара стал диалог с начальником Управления образования СЗАО Алексеем Анисиным. Следует сказать, что на диалоговом формате общения настоял сам глава управления, отметив, что форма доклада-монолога малопродуктивна. Интродукцией к диалогу стал информативный рассказ о ходе реорганизации образовательных учреждений в Северо-Западном округе. Алексей Александрович представил участникам семинара свой взгляд на происходящие процессы. Реорганизация, по его мнению, - это очередной этап «разукрупнения» образовательной системы, еще один шаг к свободе. Упразднив централизованную бухгалтерию и заменив управляющую функцию управления образования на контролирующую, округ получил более гибкую систему, у учреждений появилась финансовая независимость, возможность саморазвития и самоуправления. Создание комплексов, по мнению Анисина, благо для всех участников, при грамотном использовании тех инструментов, которые сейчас появились в руках руководителей образовательных учреждений, можно в одночасье преобразить современную школу. Приоритетной задачей на первых этапах реорганизации Алексей Анисин считает решение кадрового вопроса: только лучшие руководители смогут выстоять под грузом ответственности, возложенной на них в ходе реформы.
После общения с руководителем Управления образования СЗАО у всех присутствующих была возможность выслушать мнения директоров школ: с сообщениями выступили директор гимназии №1519 Николай Сирый, директор школы №1944 Вадим Жиравов и директор школы №2077 Ирина Сивцова.
В ходе диалога с руководителями новообразованных комплексов были названы те проблемы, решение которых стало обязательным условием реорганизации, например, практически во всех учреждениях возникает вопрос о неоднородности соединяемых частей. Директор гимназии №1519 Николай Сирый рассказал, что в его школе определили блоки учебно-воспитательного комплекса, для каждого блока создали свои задачи и методы их решения, стали более рационально использовать имеющиеся здания, в результате аккумулируются финансы и есть перспективы для развития дополнительного образования, все восемь зданий комплекса объединены информационной сетью, около 50% сотрудников учреждения члены профсоюза, а председатель профкома гимназии имеет доступ к решению глобальных вопросов учреждения, в том числе и финансовых.
Иные задачи пришлось решать директору школы №2077 Ирине Сивцовой. В результате объединения ее подопечными стали сразу несколько социально дифференцированных групп - ей пришлось возглавить три общеобразовательные школы, одну школу для детей девиантного поведения и одну школу VIII вида, непосредственно связанные с образовательных процессом, учреждению пришлось решать и ряд организационных проблем. В связи со значительным территориальным разрастанием нового комплекса пришлось пересмотреть структуру управления, разместить представителей различных служб учреждения в разных зданиях и проводить очные встречи по тем или иным вопросам на их территории, создать для повышения мобильности электронную систему коммуникации, объединяющую все звенья комплекса и позволяющую быстро обмениваться информацией. На вопрос о готовности нашего общества к созданию подобных больших образовательных организаций Ирина Валентиновна ответила так: «После объединения к нам из других школ перешли в общей сложности около 200 человек. Родители не боятся приводить к нам своих детей». Одной из главных задач комплекса Сивцова видит работу по созданию инклюзивной среды, в связи с этим в ее школе уделяют особое внимание системе воспитательной работы.
Показательным стал и рассказ директора школы №1944, в здании которой проходила встреча. После пятнадцатиминутного разговора с Вадимом Жиравовым стали очевидны основополагающие элементы успешного образовательного комплекса: качественная система менеджмента, харизматичный лидер, мощная экономическая база и, конечно, высококвалифицированные педагоги, а реорганизация - процесс создания такого микроклимата в образовательной системе, при котором могли бы культивироваться все вышеперечисленные составляющие.
Итоговым выступлением встречи стал доклад председателя окружной профсоюзной организации Галины Борисовой, которая рассказала об основных этапах профсоюзной работы в процессе реорганизации.
Участники встречи пришли к выводу, что такие дискуссии нужны для того, чтобы сформировать правильное и четкое понимание тех процессов, которые происходят в столичном образовании.

От первого лица

Галина БОРИСОВА, председатель профсоюзной организации СЗАО:

Процессы, связанные с реорганизацией образовательных учреждений в нашем округе, идут с сентября 2011 года. Комитет территориальной профсоюзной организации СЗАО постоянно вел работу в педагогических коллективах по разъяснению процедуры реорганизации, информированию работников о предстоящих изменениях в заработной плате, в условиях труда.
Обучение профсоюзного актива потребовало получения правовых знаний, отслеживания соблюдения трудовых прав работников, соблюдения процедуры сокращения штата или численности работников. Проблемы, связанные с реорганизацией первичных профсоюзных организаций, мы обсуждали на заседании комитета, разработали план поэтапной реорганизации первичных профсоюзных организаций, предложили структуру новой профсоюзной организации, дали рекомендации по выборам коллегиальных профсоюзных органов (профсоюзных комитетов). В первичных профсоюзных организациях прошли общие профсоюзные собрания или конференции, на которых были избраны председатели уже объединенных профсоюзных организаций, сформировали профсоюзный комитет. В настоящее время первичные профсоюзные организации составляют общую смету расходов на следующий год, разрабатывают и принимают положение о материальной помощи, планируют работу профсоюзного комитета и его комиссий, формируют комиссии по разработке проекта коллективного договора комплекса.
Для большей информированности членов профсоюза помимо сайта территориальной профсоюзной организации в нашем офисе, возле кабинета бухгалтера, размещен телевизионный монитор, который с помощью информационных роликов рассказывает о деятельности ТПО. Результатом разъяснительной и информационной работы ТПО стала стабилизация численности профсоюзной организации и замедление процесса выхода из профсоюза.
Сейчас проходит следующая волна реорганизации ОУ. Мы почти не сталкиваемся с проблемами прошлого года, но возникают другие вопросы: как сформировать единый коллектив комплекса, состоящего порой из 10-15 зданий, как сделать так, чтобы те хорошие традиции и ценности, существовавшие в этих ОУ, не растерялись, а приумножились.
Один из секретов успеха комплекса заключается в том, что каждая входящая в него часть обладает особыми, уникальными качествами, отсутствующими у остальных, а их объединение на принципах взаимодополнения создает систему, обладающую принципиально новыми возможностями по сравнению с каждой входящей в нее частью. Новая модель большого образовательного комплекса - это модель общественно активной школы. Общественно-государственное управление через управляющие советы инициирует развитие участия в жизни комплекса педагогического коллектива, родителей, социума. Профсоюз должен стать неотъемлемой частью этого управления, тем более что и юридически у него есть на это право. Новые требования предъявляют сегодня и к профсоюзному лидеру. Он должен обладать более универсальными способностями - уметь быстро переобучаться, сотрудничать, эффективно управлять собой и коллективом в меняющихся обстоятельствах, быть в центре и в курсе событий.
Уверена, что реально работающий, грамотный профсоюзный лидер, умеющий выделить главное в потоке повседневных дел и обладающий подлинной социальной активностью, - большое подспорье, поддержка для руководителя комплекса, надежный защитник для большого педагогического коллектива.
Вопрос-ответ

Алексей АНИСИН ответил на вопросы участников семинара

- Каковы ваши критерии лучшего руководителя?
- Критериев нет, есть методы определения. Мы собрали группу экспертов из числа тех, в чьей компетентности сомневаться не приходилось, получилось 17 человек. Их попросили составить список 20 лучших и 20 худших руководителей образовательных учреждений, а также 10 «предлучших» и 10 «предхудших». Те, кто не вошел ни в один из этих списков, составили середину. Таким образом, мы получили рейтинг учреждений по своеобразной пятибалльной шкале. Ни для кого не секрет, что сильный директор - это сильная школа. Лучшие директора составили ядра будущих комплексов, вокруг которых и будут вращаться спутники.
- Скажите, ведется ли у вас мониторинг численности сокращения штатов в образовательных учреждениях в период реорганизационных работ?
- Мы ведем мониторинг динамики численности работников системы, не скрываем, а, наоборот, активно декларируем, что юридически процедура реорганизации не основание для каких-либо серьезных штатных изменений. По моим данным, сокращения, которые происходят в учреждениях нашего округа, в большинстве случаев касаются административно-управленческого персонала. Когда я начинал работу в качестве руководителя Управления образования СЗАО, у нас было 18000 работников при 83000 детей, сегодня количество работников сократилось до 14500 при 96000 детей, притом что средняя педагогическая нагрузка, равная 21 часу, не изменилась. Из этого следует, что количество педагогических работников в округе увеличилось как минимум на 15%.
- Учитываете ли вы при формировании образовательных комплексов территориальное расположение учреждений? И что бы вы хотели изменить в существующем порядке?
- Я очень хорошо знаю наш округ, знаю расположение буквально каждого детского сада и каждой школы. Иногда, когда я в очередной раз смотрю на карту, мне кажется, что конфигурацию можно было бы сделать несколько иначе, более рационально. На второй волне реорганизации - а у нас сейчас идет уже третья - мы реорганизовывали уже реорганизованные учреждения. На тот момент я был совершенно уверен, что нам важно сохранить видовое своеобразие учреждений, на первом этапе я активно соединял друг с другом детские сады, рассчитывая на то, что де-факто мы получим иной тип детского сада, сейчас я понимаю, что был не прав, судьба этих садов, по всей видимости, вхождение в состав комплексов.