- Алексей Иванович, в учительской среде идут разговоры о том, что для прохождения аттестации педагогам нужно собирать массу самых разных документов. А как обстоят дела в Москве? Прошел год с момента введения электронного документооборота в практику работы городской аттестационной комиссии Москвы. Каким же был этот год?
- В декабре прошлого года мы начали масштабный эксперимент по введению электронного документооборота в практику работы городской аттестационной комиссии (ГАК) Москвы, в частности, в информационно-аналитической системе «Московский регистр качества образования» появился раздел «Аттестация педагогических кадров». Первоначально к апробации этого инструмента подключился только один Южный округ, в декабре 2012 года мы получили первые 18 электронных заявок на аттестацию, что составило 0,01% от всех заявок, поданных в это же время самими педагогическими работниками, приезжавшими в МЦКО и выстаивавшими огромные очереди для сдачи документов на рассмотрение в ГАК. Однако следует сказать, что буквально в считанные дни, даже не месяцы, а именно дни, педагоги Москвы сориентировались, осознали преимущества электронного ресурса, заявки стали поступать в геометрической прогрессии. На сегодняшний день на аттестацию в 2013-2014 учебном году для установления квалификационной категории подано около 12,5 тысячи заявлений, из них 92% - это электронные заявки и только 8% - портфолио в бумажном виде, которые по тем или иным причинам продолжают представлять педагоги.
- Каков получился в итоге результат?
- Я считаю, что введение электронного документооборота позволило решить задачу, поставленную министром образования Москвы, руководителем Департамента образования Исааком Калиной, - прекратить отрыв от учебного процесса педагогов в процессе их подготовки к аттестационным процедурам. В большинстве случаев сегодня подготовка к аттестации учителя - это написание заявления и его передача администрации учебного заведения. Электронную заявку нам передает уже учреждение, в течение недели поступившие электронные заявки обрабатывает технический эксперт. Далее при соблюдении всех требований к оформлению документов заявка направляется на содержательную экспертизу, затем документы поступают на комиссию, а педагог в своем личном кабинете МРКО видит дату заседания комиссии. В случае если есть проблемы с поступившими документами, педагог видит онлайн замечания и рекомендации по доработке материалов, предоставляемых в ГАК, это соответственно повысило прозрачность процедуры аттестации на всех уровнях, произошло очевидное повышение доступности и открытости информации по аттестации педагогов.
- И все же какие плюсы и минусы вы выявили при введении раздела «Аттестация педагогических кадров» в МРКО?
- О плюсах я уже упомянул, могу еще добавить, что электронный ресурс, безусловно, дал толчок к совершенствованию информационной компетентности администраторов образовательных организаций и самих педагогических работников. О минусах говорить сложнее, так как проблемы связаны не с самим электронным ресурсом, а с тем, что не все партнеры, а я говорю об администраторах образовательных организаций, внимательно работают и с самим электронным ресурсом, и с документами, регулирующими порядок аттестации педагогов. Случаи, когда в образовательной организации работа с разделом «Аттестация педагогических кадров» имеет эпизодический характер, бывают нередко. Например, есть школы, разместившие заявки на своих педагогов еще в марте и не входившие в личные кабинеты, где им были сделаны замечания, по 4-6 месяцев. Педагоги ждут аттестационные листы, а администраторы находятся в полном неведении вопросов, которые к ним обращены. Помимо повышения качества владения электронным ресурсом к администраторам есть вопрос и по сопровождению педагогических работников в ходе подготовки к аттестации. Тревожит то, что по итогам двух заседаний ГАК в октябре и ноябре не аттестованы были 118 педагогов. Анализируя все материалы, на основании которых отказано в установлении первой и высшей квалификационных категорий, мы пришли к выводу, что педагог в заявлении на аттестацию часто цитирует типовые должностные обязанности и их выполнение, но не указывает конкретные достижения, которые позволяют ему претендовать на первую или высшую квалификационную категорию. Еще печальнее, что при подготовке экспертного заключения экспертная группа образовательной организации не вникает в нормативные документы и не анализирует результативность деятельности педагога с позиций тех требований, которые установлены в федеральном порядке по аттестации педагогических работников. Очень частыми стали случаи, когда формальность экспертного заключения или его информационный минимализм не позволяют установить соответствие уровня профессиональных достижений педагога требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям.
- Алексей Иванович, а какие именно нормативно-правовые акты на сегодняшний день регулирует процедура аттестации педагогических работников для установления квалификационных категорий?
- Это прежде всего Закон «Об образовании в РФ»: согласно ст. 49 Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. аттестация педагогических работников для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Применение законодательной нормы в образовательной практике регулирует Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. В настоящее время этот документ находится в разработке Министерства образования и науки РФ, поэтому до вступления в силу нового Порядка и отмены Порядка, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010 г. №209, продолжает действовать Порядок аттестации, утвержденный приказом №209. В этом Порядке обозначены цели, задачи, принципы аттестации, а также регулирование проведения аттестационных процедур в зависимости от целей аттестации. Для данного документа действительны разъяснения по проблемным вопросам аттестации, сформулированные в следующих документах:
    Совместное письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ и Общероссийского профсоюза образования от 18.08.2010 №03-52/46 «Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
    Совместное письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ и Общероссийского профсоюза образования от 15.08.2011 №03-515/59 «Дополнение к разъяснениям по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
Для уточнения требований, обозначенных в п. 30 и п. 31 Порядка аттестации педагогических работников (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010 г. №209), мы разработали и опубликовали методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей). Использование этих методических рекомендаций облегчает процесс и формулирования оснований для аттестации в заявлении педагогического работника, и составления экспертными группами заключений для представления в ГАК информационных материалов для вынесения решения об аттестации.
Уточнения требований к установлению квалификационных категорий сделаны на основе требований нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. и требований ФГОС второго поколения. В частности:
    первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые в совокупности:
- показывают устойчиво положительную результативность по итогам внутреннего мониторинга профессиональной деятельности;
- имеют стабильные результаты освоения образовательных программ обучающимися, воспитанниками и положительную динамику их достижений на уровне не ниже средних в муниципальном образовании;
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
- транслируют опыт положительных результатов своей профессиональной деятельности на уровне муниципального образования.
    высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые в совокупности:
- показывают положительную динамику результативности деятельности по итогам внутреннего мониторинга профессиональной деятельности;
- имеют положительную динамику результатов освоения образовательных программ обучающимися и воспитанниками, и их показатели не ниже средних в субъекте Российской Федерации;
- имеют победителей (призеров) в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выставках и других мероприятиях, с результативностью выше уровня образовательной организации, если деятельность педагогических работников связана с направлениями педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся;
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образовательных технологий;
- транслируют опыт положительных результатов своей профессиональной деятельности на уровне субъекта Российской Федерации;
- имеют высокий рейтинг среди обучающихся, родителей, педагогического сообщества;
- принимают активное участие в подготовке и повышении квалификации педагогических кадров;
- принимают активное участие в работе методических объединений, разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Данные уточнения актуализированы требованиями времени, в котором педагог с высшей квалификационной категорией должен гарантированно достигать качественного результата и быть готовым обучить своих коллег технологии достижения аналогичного результата.
- Нельзя не согласиться, что любой родитель, получив информацию с сайта образовательной организации об уровне квалификации своего педагога, должен быть уверен, что высшая категория педагога - это оценка уровня его профессионализма, и обучение у данного учителя - залог успеха его учеников. Однако есть обязательная аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности. Как проводится эта процедура?
- Статья 49 Федерального закона «Об образовании в РФ» закрепила проведение аттестации на соответствие занимаемой должности. Эту процедуру проводит аттестационная комиссия, самостоятельно формируемая внутри образовательной организации. Принципы формирования такой аттестационной комиссии заложены в проекте нового порядка аттестации, который в ближайшее время будет подписан в Министерстве образования и науки Российской Федерации. Здесь следует предостеречь руководителей образовательных организаций от преждевременного создания внутренней аттестационной комиссии образовательной организации, так как локальный акт по ее формированию должен опираться на федеральную нормативно-правовую базу, которая находится в стадии разработки. Мое замечание основано на том, что в некоторых популярных изданиях, публикующих материалы, связанные с обеспечением деятельности образовательных организаций в свете применения нового закона об образовании, появились публикации, которые не учитывают проекты изменений в процедуре аттестации. Так, в №22 журнала «Администратор образования» за 2013 год появилась статья С.Феклина «О правовом аспекте аттестации педагогического работника в свете Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»», где автор предлагает пример локального акта образовательной организации об аттестации. В этом локальном акте не учтены все проектные предложения, которые были внесены в новый порядок аттестации педагогических работников. Проект нового порядка аттестации широко обсуждался, в него были внесены положения, которые значительно улучшают процедуру аттестации и снимают многие спорные вопросы. Однако проект - это еще не нормативный акт, стоит подождать до официального опубликования этого документа. Особой спешки в инициировании процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности педагогического работника, на мой взгляд, нет. С появлением нормативного акта, интерпретирующего применение статей 48 и 49 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», возможно формирование локальных актов образовательной организации и дальнейшее проведение всех необходимых аттестационных процедур.
- Московский центр качества образования, как мы видели в течение всего 2013 года, проводит большую работу по грамотному проведению аттестации педагогов. А каковы, на ваш взгляд, дальнейшие тенденции развития электронного ресурса МРКО, в частности раздела «Аттестация педагогических кадров»?
- В перспективе развития электронного ресурса МРКО автоматизированный способ фиксирования, накопления и оценки профессиональной деятельности педагогических работников. Я говорю об аттестационном электронном портфолио, которое уже появилось в личных кабинетах образовательных организаций, но к наполнению которого педагоги относятся еще весьма настороженно. Учитывая опыт работы с экспертными заключениями, которые на сегодняшний день уже стали приоритетной формой предоставления информации об основаниях педагогических работников для аттестации на квалификационную категорию, мы предполагаем совершенствование аттестационных процедур и повышение объективности в оценочной деятельности путем введения электронного портфолио, которое может пополняться ежедневно в течение всего межаттестационного периода. Мы очень надеемся, что электронное портфолио позволит отойти от формального цитирования должностных инструкций, перемежающихся незначительными данными о результатах деятельности, перейти к новому формату электронных ссылок на результаты освоения образовательных программ, размещенных в МРКО или других официальных интернет-источниках, а также ссылок на реальные продукты деятельности педагога по повышению качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образовательных технологий, трансляции опыта положительных результатов своей профессиональной деятельности.