По очень точному, на мой взгляд, выражению Александра Асмолова, у нас в любое время и в любом месте попадаешь на исторический момент. В этом смысле таких исторических моментов в завершающемся 2013 году было очень много.
Вступил в действие новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования, разработан профессиональный стандарт педагога, в активную фазу вступила борьба за увеличение заработной платы педагогов, работающих в образовательных учреждениях различного типа, включая вузы и детские сады.
Исторические моменты в московской образовательной жизни вообще случаются чуть ли не каждый день, меняя взгляды руководителей, родителей, учителей. Как не вспомнить о расширяющемся процессе реорганизации образовательных учреждений, новых подходах к аттестации руководителей, кандидатов на руководящие должности, педагогов. Теперь формируется новая практика назначения, почти избрания из альтернативных кандидатур руководителей образовательных комплексов. Историческим стало решение о передаче средств на повышение квалификации в сами учреждения. Все эти и другие решения и механизмы, которые просто невозможно перечислить здесь и сейчас, происходили в 2013 году.
Самым важным историческим моментом уходящего года в московском образовании продолжает оставаться создание многопрофильных образовательных учреждений. О популярности этого решения в учительской среде можно поспорить. Объясню это некоторой консервативностью профессии, однако реально уже можно говорить, что такое объединение разных учреждений позволяет достигать более высоких результатов, хотя, несомненно, результат должен носить отсроченный характер.
Для профсоюза это тоже горячая пора. Главное - сохранить профсоюзные организации, обеспечить соблюдение трудовых прав работников, помочь становлению единого, работоспособного коллектива, сформировать общий коллективный договор, в котором должно быть установлено равенство прав всех входящих структур и всех работников. Создание крупных профсоюзных организаций дает нам возможность не чаи распивать на профсоюзные взносы, а, учитывая возможность использования бюджетных и особенно внебюджетных средств на социальную поддержку, строить такую систему в коллективе. Тем более и вскоре вводимый эффективный контракт предполагает наличие таких мер по отношению к конкретному работнику. В этих условиях должна поменяться роль председателя профсоюзной организации, профсоюзного комитета. Председатель профорганизации - это тоже руководитель большого коллектива, возложивший на свои плечи очень ответственную задачу - представление интересов своих коллег, организацию их социальной поддержки. Самое главное, что решение этих важных проблем возможно. Для этого у комплексов достаточно свободы действий, самостоятельности, финансовых ресурсов. Важно только, чтобы руководитель не считал себя сюзереном, а председатель профсоюзной организации не был его вассалом.
В Москве формируется новый образовательный уклад, новая педагогическая общность, новая система управления не учреждениями, а процессом их развития. Конечно, все это осуществляется за счет прорывных действий, часто не вписывающихся в законодательство, опережающих существующую в России и ее регионах образовательную и управленческую практику. Понять происходящие перемены можно, не только имея исчерпывающую текущую информацию, но и осознавая общий замысел, цели, этапы и конечный результат трансформации. Как всегда это бывает, тот, кто создает исторический момент - педагог, оказывается в самой гуще событий и должен очень четко понимать свой маневр, свою траекторию развития. Пока же для учителя это пазл, который он складывает с трудом.
Мне кажется, что сегодняшний учитель уже понял, что он должен быть другим, но еще не знает, каким и как скоро ему это удастся. Пока же он осознает, что работает в условиях жесткой конкуренции со своими коллегами. В школы конкуренция пришла через рейтинг, к учителю - через разницу в зарплате, именно через разницу в зарплате, а не через реальную разницу в качестве и результатах труда, хотя мыслилось ровно наоборот. Такая конкуренция рождает неудовлетворенность, напряжение, разъедает коллектив. Педагогика - это всегда «со» - сотрудничество, сотворчество, солидарность и только потом соревнование, важно это не потерять, потому что учитель-индивидуалист всегда будет повернут только на себя, а не на тех, кого он призван учить и воспитывать.
Именно поэтому так важно научиться оценивать работу учителя по самым существенным признакам, объективно, справедливо и гласно. Уходящий год нас этому еще не научил, зато показал, что главное - даже не сколько, а как формируется заработная плата учителя. В этом смысле еще раз хочу напомнить, что заработная плата выполняет две функции: ее базовая часть - функцию воспроизводства, стимулирующая - мотивационную. Сочетание этих частей должно оставаться органичным: базовая часть - гарантия, которая должна обеспечивать стабильность заработка, так сказать кусок хлеба, а надбавки и премии - это оценка достижений и кусочек масла.
Говоря об объективности, хочу в качестве примера рассмотреть ситуацию, складывающуюся в образовательных комплексах. Присоединились к школе несколько детских садов, и во всех свои критерии оценки работы педагогов и процедура подсчета баллов. Так в каком из них объективно оценивают, а в каком нет? Конечно, система начинается с соединения элементов на основе единых подходов. Тогда и объективность появится.
Несправедливо было бы не отметить, что зарплата существенно выросла, теперь московские педагоги точно знают, что их профессия конкурентоспособна и востребована. Можно надеяться, что поставленная задача подтягивания к размеру учительской зарплаты оплаты труда воспитателей дошкольных учреждений будет достигнута в самое ближайшее время.
2013 год продолжил тенденцию интенсификации труда педагога. Безудержный столичный темп, повышенная требовательность родителей учеников, администрации, стандартов осложнили и удлинили работу учителя. По разным данным наших исследований, рабочий день московского учителя в среднем составляет 11 часов, а рабочая неделя превышает 60. Учительский труд включает около 30 видов различной деятельности и учебную работу (уроки, подготовка к ним, проверка тетрадей), достигает 50 процентов времени. На проверку тетрадей уходит 8 часов в неделю. А вот на индивидуальную и групповую работу с учащимися с особыми образовательными потребностями приходится менее 5 процентов времени, так же как и на работу с родителями. Казалось бы, электронный документооборот мог бы разгрузить учителей, да не тут-то было, времени на него уходит много, да и еще встречаются требования ведения журналов и в электронном, и в бумажном виде.
Вообще фактор взаимоотношений с родителями учащихся вышел для наших учителей на первый план по степени негативной оценки. Больше половины учителей обеспокоены отношением родителей к школе и учебе своих детей. Еще несколько лет назад количество таких встревоженных учителей было в разы меньше. А еще наиболее «передовые» руководители почему-то посчитали, что учитель должен на работе отсидеть 36 часов в неделю. Не хотелось бы усомниться в знании этими руководителями действующих российских нормативных актов, касающихся установления режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников, но вот вопрос им хочется задать: как быть с теми многочисленными часами переработки, которые есть у учителей на сегодня? Про них с чистой совестью можно забыть? И как уравнять учителя, имеющего нагрузку в 30-36 часов, и учителя, имеющего 15-18 часов в неделю? Один только дал уроки и может домой идти, а другой пусть еще посидит? Только вот зарплата у них тоже будет отличаться почти в два раза. Как с этим быть? В хороших школах учителя надолго застревают после уроков, но не потому, что написали план на 36 часов, а потому, что в школе дети, дела, проекты, а не обязаловка и представление, что руководить можно как хочу.
Такие требования директоров не только не правомерны, но и непродуктивны, так как эти меры не нацелены на результат, качество и эффективность. Они только показывают, что учитель зависим от любого решения руководителя и не хочет, не может или не умеет отстаивать свои права. Обидно за то, что школьные профсоюзные организации молчат вместе со всеми, таким образом усиливая эту зависимость.
Загруженность работой, в том числе непедагогической, отсутствие личного времени и возможности профессионального развития - еще одна проблема, вызывающая негативное отношение учителей к работе в школе. Учитывая, что педагоги в основном женщины, этим можно объяснить такой большой процент одиноких, бездетных, разведенных учительниц, а ведь это не только их беда - это социальная проблема, которая, без сомнения, отразится и на взглядах этих учителей, и на подходах к работе с детьми. Давайте сделаем наших педагогов хоть чуточку счастливее и дадим немного больше свободы, в том числе свободного времени. Учитель, конечно, профессия массовая, но он же не механически болванки тачает, поэтому его самореализация, удовлетворенность своей работой, его путь к успеху - начало успеха его учеников.
То, каков взгляд руководителя на учителя, определяет вектор развития школы. Видишь в нем подчиненного - получишь исполнителя; видишь соратника - получишь творца. Под гнетом великих задач и высоких целей легко оттеснить учительские проблемы на второй план, а на самом деле то же произойдет и с проблемами детей и всей школы. Когда учителя отправляют на конкурс, семинар, «мероприятие», где главное не узнать что-то новое и соответствующее его интересам, а зарегистрироваться и получить сертификат, чтобы отчитаться перед директором, то такое мероприятие превращается в программу «Зритель». Справедливости ради скажем, что и директор тоже отчитается.
Говоря об учительских проблемах на втором плане, могу привести недавний пример. Более ста десяти педагогов, подавших заявления на подтверждение или первичное получение квалификационной категории, на последнем заседании аттестационной комиссии города получили отрицательное решение. В подавляющем числе их аттестация проводилась на основе экспертного заключения, подготовленного школой, детским садом, колледжем, в результате поверхностного, неполного характера заключения, не отражающего результаты работы учителя, его достижения, опыт работы; аттестуемый не смог соответствовать предъявляемым требованиям, но ведь под этим документом стоит подпись директора. Он что, не знает своего педагога? Или, может быть, не хочет прямо объяснить ему, что тот еще недотянул до квалификационной категории? Вижу, что и в том и другом случае директор учреждения не чувствует ответственности перед своим педагогом, не болеет за него. Вновь хочется спросить о роли профсоюзной организации, руководитель которой наверняка входит в экспертную группу.
 Для учителя квалификационная категория - шаг на пути к успеху и конкуренции, не так много у нас возможностей горизонтального профессионального продвижения. Во многих странах применяют различные уровни для обеспечения такого продвижения, называться они могут по-разному, но соответствуют уровням стажера, начинающего учителя, зрелого учителя, учителя-мастера, наставника. Этим определяются разные функциональные обязанности, возлагаемые на них, практическое признание профессионального развития, разный уровень оплаты труда.
После принятия ФЗ-273 аттестация на соответствие занимаемой должности с этого года отнесена к полномочиям образовательной организации, что, несомненно, повышает ответственность руководителя и дает возможность профсоюзным организациям на деле отстаивать интересы своих коллег.
Когда я думала о том, чему посвятить статью, сначала предполагала написать о том, что делает профсоюз. Но тогда получился бы отчет. Отчетно-выборная кампания в профсоюзе стоит у порога, она начнется в 2014 году. Поэтому начала писать о том, что можно сделать для учителя. Здесь не надо делить роли, надо работать вместе. В результате получились рождественские размышления. Как любой личный взгляд, мой может отличаться от мнений читателей. Главное, чтобы мнения были, так же как и новые исторические моменты, но уже в следующем, 2014 году, когда мы начнем отвечать на вопрос: «Что день грядущий нам готовит?»

Марина ИВАНОВА, председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования