В этом еще раз убеждаешься, вглядываясь в прекрасную книгу: «Художники «Мурзилки». 1924 - 2013», подготовленную редакцией журнала и только что изданную «ТриМагом». Да, в следующем году журналу «Мурзилка» исполнится 90 лет! Такое долголетие - беспрецедентный случай в мировой детской журналистике. Журнал выдержал не одно испытание - и Великой Отечественной, и гибельными для издательской культуры девяностыми годами прошлого века. Сохранение этого уникального издания - безусловная заслуга главного редактора Татьяны Филипповны Андросенко и руководимого ею коллектива.
Нестареющий «Мурзилка» нам явлен в полном своем блеске и остроумии. На эффектном переплете сочного желтого, «мурзилкиного», цвета - сам герой в том облике, которым его наделил в далеком-предалеком 1937-м Аминадав Каневский, и с тех пор никто из художников не покусился на его кожаный черный носик, фотоаппарат, шарф, переброшенный через плечо, и красный берет с задорным хвостиком на затылке.
Но главное - зримый художественный путь журнала. Показаны работы более двухсот художников.
Гордость журнала составляют те, кто на протяжении стольких десятилетий раскрывал ребенку красоту жизни, искусства, кто вместе с ним смеялся, острил, учил любви к Родине, развивал ум и сообразительность.
Так кто же составляет его «лицо»? Это мастера детского портрета, умевшие радоваться детской жизни, ведущей мурзилкиной теме.
Рядом анималисты и пейзажисты, лучшие «поэты» этих жанров. А еще создатели исторических картин и картин советских праздников, блистательные рисовальщики людей и техники - самолетов, кораблей, автомобилей... И конечно, художники с особым чувством юмора, с особой смеховой изюминкой.
Справедливо названы в книге имена художественных редакторов «Мурзилки». В 60-е годы Юрий Молоканов привлекал к работе иллюстраторов, входящих в когорту молодых художников-реформаторов, в 70-е Галина Макавеева находила наиболее пластически остро мыслящих, оригинальных художников. С 1980-х и по сей день художественный редактор Наталия Холендро выбирает иллюстраторов, ориентируясь на сегодняшние вкусы.
Журнал нынче увлекает читателей познавательными играми, которые разрабатывают художники, просветительской рубрикой «Галерея искусств», посвященной мировой и отечественной живописи, а молодых художников - возможностью в нем печататься, набираться мастерства.
Достоинство юбилейного издания и в том, что оно вносит вклад в исследовательскую работу по изучению искусства книжной графики, присовокупляя его к тем монографическим изданиям, что буквально одно за другим нынче стали выходить, воссоздавая вкупе подлинную картину отечественной детской иллюстрации, биографии ее творцов, в том числе забытых или неучтенных.

​Лидия КУДРЯВЦЕВА, художественный критик