​«Учительская газета» №9 от 4 марта 1926 года

Об антирелигиозном воспитании

...Вышло так, что я была внутренне религиозна, потихоньку, чтобы не посмеивались,  усердно читала евангелие и отделалась окончательно от религиозных настроений лишь в 20 с лишним, став марксисткой. Как это вышло? Лет с 5-6 я по вечерам усердно молилась богу. Отец раз посмеялся надо мной: «Будет тебе грехи замаливать-то, ложись уж спать!»
И странное дело, эта мягкая насмешка над ребенком дошкольного возраста повлияла на меня самым неожиданным образом. В области религиозных верований отец перестал быть для меня авторитетом. Я говорила с ним обо всем, только не о религии. Тут у меня было свое «особое мнение».
Позже изжитию остатков религиозности мешало отсутствие понимания закономерности явлений общественного характера. Вот почему марксизм так радикально излечил меня от всякой религиозности.

Н.Крупская

«Учительская газета»  №1 от 1 января 1928 года

Религия в наступлении

За последние месяцы на общем фоне хозяйственного и культурного строительства нашей страны заметно усиливается деятельность церковников всех мастей: попов, мулл, ксендзов и сектантов. Усилились гастроли давно забытых «проповедников слова божьего», возвещающих «истины». Особую опасность представляют те «проповедники», которые по-своему истолковывают международные события, предрекают скорое падение советской власти и второе пришествие Христа, отвлекая этими «истинами» внимание населения от задач обороны страны, от укрепления ее финансовой и материальной мощи. Для подкрепления своих «божественных истин» они подбирают газетные вырезки о землетрясениях, ураганах и других грозных явлениях природы и говорят о них как о предзнаменованиях пришествия Христа.
Одновременно делаются подкопы и под науку. Сектанты уверяют свою «паству», что наука «доказала свою несостоятельность», что она не может дать ответа на многие вопросы, что между учеными идут ожесточенные споры. Все это подкрепляется подтасованными цитатами из сочинений ученых.

«Учительская газета» №20 от 11 мая 1928 года

Болезни школы повышенного типа

...Нельзя требовать, чтобы все без исключения воспитанники советской школы были законченными атеистами, но нельзя считать неуязвимым и безгрешным того учителя и тот коллектив учителей, у которого 90% воспитанников говеют перед пасхой по всем требованиям этого отвратительного и унизительного обряда. Советский учитель и учитель советской школы, по-видимому,  не одно и то же. В советской школе есть еще учителя, которые считают, что если все ученики верующие - это их частное дело; если они захотят построиться и отправиться всей группой в церковь, то хотя это и частное дело учащихся, но учитель должен возглавить торжественное шествие ко храму господню и т. д. Такой советский учитель носит это название незаконно, контрабандно. Этот учитель не может рассчитывать на поддержку советской общественности.

С.Ингулов

«Учительская газета»  №25 от 15 июня 1928 года

Можно ли ученикам выполнять религиозные обряды?

Письмо в Наркомпрос
Обращаюсь к вам с просьбой по религиозному вопросу: можно ли верующим ученикам II ступени 1-й совшколы посещать церковь и соблюдать церковные правила: 1) постовать, 2) говеть, 3) посещать храм. В кратко изложенной просьбе прошу не отказать.

Пролетарий Петр Кошелев,
город Каракалинск, Семипалатинская губерния

Ответ Наркомпроса
Советская власть не закрывает церквей, не преследует церковных служителей, не привлекает к ответственности за веру. Значит ли это, что советская власть относится безразлично к распространению сектантства и укрупнению религиозности среди населения? Значит ли это, что в своих школах советская власть может терпеть рост этой религиозности среди подрастающего поколения? Отнюдь нет!
Ученик советской школы, по нашему мнению, не должен говеть, поститься, посещать церковь. Это не значит, что школа может запретить ученику исполнять обряды суеверия, но если ребенок говеет или пропускает занятия в религиозные праздники, это будет ему зачтено как пропуск по неуважительным причинам.
Дети из религиозных семей могут быть причислены к так называемым запущенным детям, так как они накачиваются в семье всяким религиозным вздором, мешающим им здраво разбираться в жизни и ее явлениях.
Недаром В.И.Ленин называл религию сивухой: так оно и есть - религиозный человек похож на пьяного, одурманенного человека, без воли, без сознания. Как же такой человек может участвовать в строительстве новой жизни? Он только помеха, он невольный враг рабочего класса, так как находится под влиянием сознательных врагов - вредителей-попов.

Е.Кушнир

«Учительская газета» №39 от 2 октября 1926 года

Минули дни, когда по воле рока
Не знал, с чего начать.
И часто был готов бежать с урока
И длительно молчать.

Но многое отныне стало ясно:
Помог печатный друг.
Итак, в Москве работал
не напрасно
Друзей незримый круг.

Не легкий путь - всему дать
вес и меру,
Взбодрить, расшевелить;
И дельный труд, и праздную
химеру
Прочесть и отделить.

Дать руку помощи тому,
кто просит,
Кто указаний ждет, -
И осудить того, кто в дело
камнем бросит,
Иль ложно забредет.

Привет тебе, защитница-газета!
На верном стой пути.
И всем опять от лета и до лета
По-прежнему свети!

Деревенский
 
От редакции

Позиция «Учительской газеты» на сегодняшний день такова: вера - все-таки личное дело каждого человека. Государство и общество не имеют права вмешиваться в сугубо интимные материи, насаждая какую-либо религиозную идеологию или пытаясь искоренить ее. Школа должна оставаться светским учреждением, свободным как от агрессивного клерикализма, так и от воинствующего атеизма.