Во-вторых, согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало теперь первой ступенью образования. Я бы сказал, что дошкольное образование - это фундамент, на котором строится вся система образования. Мы недавно в Набережных Челнах собирались с руководителями районных органов управления образованием, чтобы обсудить реформы в этой сфере. Все согласились, что главная задача для нас - добиться качества обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Работу надо построить так, чтобы родители видели: дошкольное образование меняется так же динамично, как и вся система школьного образования.
В-третьих, нам передали все учреждения СПО. Раньше они были в Минтруде. До конца года мы планируем при участии президента республики рассмотреть на базе «Татнефти» вопрос о том, какие модели подготовки кадров для себя использует эта компания. Таким образом, у нас выстраивается единая образовательная система начиная с дошкольного образования и заканчивая профессиональным. Наша задача - обеспечить преемственность разных ступеней образования и его непрерывность.
 -  Энгель Навапович, вы будете все учреждения СПО сохранять? Или есть и такие, от которых надо все-таки избавляться?
- Нам передали эти учреждения первого сентября. За три месяца я многие из них успел посетить и посмотреть. Конечно, они разные. Некоторые шагнули на несколько лет вперед, некоторые отстали от требований времени. Вопрос не в том, закрывать их или не закрывать. Надо сделать так, чтобы они соответствовали потребностям сильно изменившейся за последнее время экономики. Выход, на мой взгляд, заключается в создании многопрофильных центров подготовки кадров. Именно в их создание и развитие мы будем вкладывать средства: в ремонт, оснащение, переподготовку мастеров и преподавателей. Собираемся задействовать три источника финансирования: федеральные средства (кстати, мы выиграли конкурс по машиностроению), республиканские (стратегия развития образования) и средства работодателей. Мы хотим создать уже в ближайшее время пять таких центров по подготовке кадров.
- У вас хватает мест в дошкольных образовательных учреждениях?
- В республике принята трехлетняя программа по обеспечению детей местами в дошкольных образовательных учреждениях. Мы и в этом году к 1 сентября обеспечили местами всех детей старше трех лет, но рождаемость в республике высокая, появляются новые детки - и немало, поэтому на следующий год запланировали создание еще  6200 мест для этой возрастной категории: 5200 за счет государственных средств, остальные за счет частного строительства. В следующем году планируем создать уже 11 тысяч новых мест в дошкольных образовательных учреждениях, а в 2015-м - 13 тысяч. Объемы, как видите, немалые. Президент Татарстана  Рустам Нургалиевич Минниханов выделил 205 миллионов рублей на оснащение всех детских садов мультимедийным оборудованием, ноутбуками, интерактивными досками. Наша задача заключается в том, чтобы так подготовить и переподготовить персонал, чтобы в дошкольных учреждениях работали люди, понимающие суть перемен, требований  только что принятого стандарта дошкольного образования, умеющие эффективно решать возникающие проблемы.
- Новые школы строите?
- В основном мы занимаемся капитальным ремонтом школ. У нас есть специальная пятилетняя программа капитального ремонта учебных заведений, которая началась год назад. Каждый год республика выделяет на капитальный ремонт школ 2,5 миллиарда рублей. За пять лет мы должны отремонтировать 787 школ, приблизительно по 160 учебных заведений каждый год.
-  Разработать новые федеральные государственные стандарты было трудно. Помните, Энгель Навапович, сколько копий во время жестких дискуссий было сломано. Но еще труднее, мне кажется, ввести повсеместно эти стандарты. Чтобы они не только на бумагу были положены, но и реально работали.
- Есть несколько проблем, связанных со стандартами. Надо сказать, что в следующем году будет первый выпуск учащихся начальных школ, которые прошли обучение по новому стандарту. Сейчас идет апробация стандартов основной школы в 5-6-х классах. Учащихся, перешедших на новые стандарты, мы в первую очередь обеспечили учебниками нового поколения. Учителя и директора образовательных учреждений прошли специальную переподготовку. Нужно было внедрить в их сознание мысль о том, что переход на новые стандарты - это не разовое мероприятие, это длительный процесс, который требует разработки многих регламентов. В переподготовке задействованы три площадки: Казанский федеральный университет, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и Институт развития образования (ИРО). Надо сказать, что в Институт развития образования на курсы и семинары по введению новых ФГОС приезжают слушатели даже из соседних регионов.
 - Энгель Навапович, на что вам люди жалуются?
- Может быть, вы не поверите, но жалоб нет. В самом деле нет. Средняя зарплата учителя составляет 30 тысяч рублей, воспитателя - 20 тысяч. Выросла заработная плата у руководителей органов управления образованием. Порой они получают больше, чем заместители глав муниципальных образований. Удалось обеспечить их новыми машинами. Они ведь все время в разъездах, а расстояния у нас немаленькие. Школы ремонтируются, классами, кабинетами обеспечиваются. Электронное образование развивается - только в последние годы вложили в него три миллиарда рублей. У всех учителей есть ноутбуки, почти все школы обеспечены wi-fi, высокоскоростным Интернетом. Казалось бы, все отлично. Но больная точка все-таки есть. Не хватает новых методик, новых технологий обучения подрастающего поколения, которые бы соответствовали новой социально-культурной ситуации, меняющимся запросам, постоянно возникающим новым вызовам. Единственный выход - искать это новое, смотреть внимательно на него, адаптировать к нашим условиям. Так мы, например, работаем с сингапурцами, у нас с ними трехлетний договор. Изучаем их методики и технологии, анализируем их в Институте развития образования и на их основе создаем свои.
- Для вас хороший учитель - это кто?
- Учитель не может дать ребенку больше, чем он сам знает. Но то, что знает, должен передать. Я имею в виду не саму информацию, объем знаний, а умение применять эти знания, анализировать факты и явления, сравнивать, принимать решения. Информации и так у детей очень много, даже больше, чем у учителей. Какую задачу мы ставим перед учителями? Они должны быть наставниками. Современный учитель, на мой взгляд, - это грамотный педагог, владеющий психологическими подходами к детям, умеющий работать с разными категориями детей, отличный предметник, знающий, как, какие и когда применять методики и технологии.  И еще это человек, который сам постоянно стремится учиться, который, учась, получает удовольствие.
 - Энгель Навапович, вы помните своих учителей?
- Как не помнить, я сам из учительской семьи. У меня отец, инвалид Великой Отечественной войны, сорок пять лет проработал директором начальной школы. Он был моим учителем в первом классе. Мои сестры - заслуженные учителя Республики Татарстан. В те далекие времена зарплата у отца была 60 рублей в месяц. Мать не работала. Пятеро нас было. Учителю тогда в деревне давали 2 центнера хлеба, а колхозникам по 40 центнеров. Конечно, учителям было больно и обидно. У нас и корова была, и телята, без этого невозможно было бы выжить. Для них сено косили. Но техники у отца не было никакой. Поэтому я знаю все трудности, с которыми сталкивался сельский учитель и сейчас сталкивается, остро чувствую все больные моменты системы образования.
- Можно научить ребенка, чтобы он знал математику, физику, химию. Но если не заниматься его воспитанием, в будущем у него могут возникнуть в жизни очень серьезные проблемы. И не только у него - по большому счету у страны.
 - Действительно, проблема воспитания одна из самых актуальных сегодня. Как научить молодого человека любить свою землю, место, где он родился, уважать старших, отвечать за свои поступки и сделанный выбор, как научить его быть активным в общественной и социальной жизни?  Это можно сделать, только используя практические проекты, изучая историю своего края, своего народа, своей семьи, постоянно обсуждая со сверстниками актуальные проблемы сегодняшнего дня, участвуя в управлении своей собственной школой. В ноябре мы проводили выездную коллегию в Заинске, где как раз обсуждали вопросы воспитания. Мы хотим восстановить те структуры, которые были в школе в советское время.  Я имею в виду детские и молодежные организации, не политизированные, а воспитывающие у учащихся лидерские навыки, умение совместно решать сложные проблемы, умение не конфликтовать, а обсуждать сложившуюся ситуацию и договариваться. Должен сказать, что мы сейчас работаем над программой развития образования. Мы хотим представить, какие задачи будут стоять перед нашими выпускниками через полтора десятка лет. Представив задачи, мы сможем описать требования к содержанию учебного процесса, к методикам и технологиям. Мы должны посмотреть из будущего на то, какого учителя нам надо начинать готовить сегодня, чтобы он сумел так обучить детей, чтобы они справились с возникающими перед ними задачами в 2030 году. Хочу сказать, что в этой программе будет обязательно воспитательный компонент. Воспитание должно всегда идти вместе с учебным процессом.  И наоборот, правильно построенный образовательный процесс будет способствовать решению воспитательных задач.
- Какое соотношение городских и сельских школ в Татарстане? И отличаются ли они друг от друга?
- У нас около 1500 школ, две трети из них - сельские. Я бы не сказал, что они отличаются. Если создать всем образовательным учреждениям равные условия, то по идее и результаты должны быть одинаково равными - высокими. Примером тому Финляндия, занимающая первые места во всех международных сравнительных исследованиях качества образования. Кроме многих весьма значимых и весомых факторов, влияющих на результаты финских школьников, на первом месте стоят  как раз равные условия, в которых находятся образовательные учреждения. Мы по какому пути идем? Считаем, что у всех муниципальных образований должны быть свои собственные программы развития хотя бы до 2020 года. Основой муниципальных систем должны быть базовые школы. (Ведь ясно, что все школы мы не можем оснастить современным оборудованием и обеспечить хорошими кадрами.) Их мы в первую очередь ремонтируем. При этом не косметический ремонт делаем, а капитальный.  Оснащаем новейшим оборудованием, классами, кабинетами. И главное - привлекаем в эти школы через гранты самых талантливых учителей. Прокладываем к этим школам автобусные маршруты. Строим спортивные площадки с искусственным покрытием. Мы реализуем специальный проект «Школа после уроков», который направлен на создание технических кружков и клубов, центров технического творчества. Поэтому я бы не сказал, что  у нас сельское образование сильно отличается от городского. Вот взять хотя бы чисто сельский Актанышский район, я там главою был почти пятнадцать лет. Там ледовый дворец есть, бассейн, спортивные залы, стадион с искусственным покрытием. Работает гуманитарная гимназия. Создаются профильные старшие классы - с углубленным изучением ряда предметов. Там обучаются дети  не только из соседних областей - Оренбургской  и Челябинской, но даже из Объединенных Арабских Эмиратов.
 - Как вы относитесь к ЕГЭ?
- Подготовка к ЕГЭ отнимает много времени. И у детей, и у учителей. Не остается времени на всестороннюю подготовку наших выпускников. Форма ЕГЭ должна меняться. Нигде не зафиксировано, что единый государственный экзамен должен проводиться только в тестовой  форме. Отвечая на тесты, ты не можешь показать, какая ты личность, насколько ты готов к труду, к жизни. Кстати, есть немало случаев, когда человек, успешно сдавший ЕГЭ, получивший диплом престижного вуза, в жизни менее успешен, чем тот, который на троечки учился. Не ЕГЭ определяет успешность человека, а всестороннее его развитие.
- Вы сравниваете районы республики по качеству образования?
- Я управленец. И конечно, мне бы хотелось точно знать, какое качество образования дают в том или ином районе. Но для точного определения уровня образования пока нет объективных комплексных инструментов. Предстоит серьезная работа и в федеральном министерстве, и в республиканском по определению критериальной базы оценивания качества образования. Мы сколько угодно можем критиковать ЕГЭ, но его результаты все-таки более или менее точно отражают качество образования. Пока что мы оцениваем работу наших школ по пяти показателям. Первые два - это результаты  ЕГЭ по математике и русскому языку. Далее - число детей, получивших выше 80 баллов по этим экзаменам. Четвертый показатель - количество учащихся, которые не могли сдать ЕГЭ, то есть двоечников. И пятый  - число призеров олимпиад. На основании этих критериев мы определяем 100 лучших школ республики. Когда я на августовском совещании привел эти показатели по районам, президент Рустам Нургалиевич Минниханов главам муниципальных образований сказал: «Занимайтесь серьезно образованием!» И они стали интересоваться, почему у одной школы одни результаты, у другой - совершенно другие, хотя условия практически одинаковые.
- Как вы поддерживаете лучших учителей?
- Прежде всего материально. Мы присуждаем гранты «Наш лучший учитель». В прошлом году такие гранты получили около двух тысяч учителей. Вдобавок для них установлена доплата 6 тысяч рублей ежемесячно в течение года. Победитель гранта «Наш лучший директор школы» получает 50 тысяч рублей. Я твердо уверен, что любая школа в первую очередь держится на директоре. В этом году учредили гранты для работников дополнительного образования. Планируем ввести гранты за лучшее преподавание ИКТ.  Ежегодно присваиваем звание «Заслуженный учитель Республики Татарстан». В этом году в День учителя президент республики вручил ключи от автомобиля лучшему учителю математики из Набережных Челнов  - Любови Баевой из 26-й гимназии. Победители республиканского этапа Всероссийского конкурса «Учителя года» тоже получают достойные награды.
- Энгель Навапович, скоро новый год. Новые проблемы, новые вопросы, новые задачи. Какую задачу вы считаете для себя самой важной на следующий, 2014 год?
- Самая важнейшая задача  на ближайший период - поднять дошкольное образование на совершенно новый качественный уровень. Родители должны почувствовать, что детсад - это не только место, где оставляют детей, там действительно детьми занимаются, дают им образование и психологически готовят к следующей ступени образования - начальной школе.

Казань