Открывая слушания, председатель Комитета Вячеслав Никонов напомнил, что президентом поставлена задача обеспечения всех детей в возрасте от трех до семи лет местами в детских садах к 2016 году. В нынешнем году из федерального бюджета на эти цели было выделено 50 млрд рублей. Однако в проекте бюджета на 2014 год средства не были предусмотрены.
«Госдума была инициатором увеличения расходов на дошкольное образование. К сожалению, не всего удалось добиться в борьбе за бюджет на 2014-2016 годы. Но и те 10 млрд рублей, которые удалось найти для строительства новых детских садов, тоже неплохое достижение», - сказал Вячеслав Никонов.
Заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк сообщила, что федеральный стандарт дошкольного образования утвержден и вступит в силу с 1 января 2014 года. Она также напомнила, что с 1 января 2014 года все регионы должны обеспечить возможность электронной записи в детские сады.
Заместитель председателя Комитета по образованию Алена Аршинова указала на необходимость мониторинга качества дошкольного образования. Следует также своевременно разработать методику распределения 10 млрд рублей, выделенных из бюджета на строительство детских садов.
Член Совета Федерации Сергей Рыбаков, отметив, что для многих регионов реконструкция и ремонт уже имеющихся детских садов гораздо актуальнее, чем строительство новых зданий, предложил учитывать это при распределении субсидий. Кроме того, он указал на тревожную, по его словам, тенденцию сокращения специализированных и коррекционных дошкольных учреждений.
Заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Мануйлова коснулась проблемы медицинского сопровождения в дошкольных учреждениях. По ее словам, эта функция передается в поликлиники, и нередко получается, что одна медсестра обслуживает сразу несколько дошкольных учреждений. Депутат также обратила внимание участников дискуссии на необходимость подготовки кадров для работы по новым стандартам дошкольного образования.
Обсуждалась и проблема родительской платы за содержание ребенка в детском саду. По мнению участников дискуссии, сегодня указанный вопрос в достаточной степени не урегулирован. Так, плата за присмотр и уход в соответствии с новым законом определяется учредителем дошкольной организации, а компенсация выплачивается из бюджета региона. При этом в одних регионах установлена единая величина компенсации на всей территории, в других - дифференцированная для отдельных муниципалитетов.
Кроме того, необходимо привести используемое в законе об образовании понятие «присмотр и уход» в соответствие с Налоговым кодексом, где зафиксировано понятие «содержание». В противном случае услуги по присмотру и уходу будут подлежать обложению налогом на добавленную стоимость, что приведет к росту родительской платы на 18%.