В заседании приняли участие представители краевых министерств, эксперты, руководители общественных объединений. С докладом «От качества жизни - к качеству образования» выступила Нина Окунева, председатель Забайкальской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
- В аспекте субъективных представлений о качественной жизни особый интерес представляют педагоги как социальная группа, - отметила Нина Ивановна.
Начиная с 2000 года краевой комитет профсоюза регулярно проводит исследования среди работников образования. Крайком интересует их материальный достаток, жилищные условия, отдых, состояние здоровья, степень удовлетворенности работой, потребности в знаниях, в самореализации.
По данным на 1 октября текущего года, в учреждениях общего и профессионального образования Забайкальского края трудятся 15576 учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения. При этом число учительских вакансий не снижается и ежегодно уходит за 700, в школы приходит менее 30% выпускников учреждений профессионального педагогического образования, несмотря на то что уровень заработной платы в крае растет.
По данным Росстата, в первом полугодии 2013 года наблюдался рост номинальной заработной платы у всех категорий работников образования. Что касается средней зарплаты школьных педагогов, то она почти достигла средней по региону (98,9%). Зарплата меняется… Но меняется ли качество жизни учителя, воспитателя?
В мае этого года лаборатория «Социология качества жизни» Забайкальского государственного университета по заказу краевого комитета профсоюза и при его активном участии провела социологическое исследование на тему «Интенсификация труда учителя Забайкальского края».
Результаты исследования свидетельствуют:
    на одну ставку работает всего 9,9% опрошенных; полтора процента респондентов ведут 38-41 час, 10% - 30-35 часов и большая часть - 21-29 часов в неделю. Одиннадцать лет назад на одну ставку работали 45,7%;
    много времени уходит на подготовку к урокам: от 4 часов (32%) до 10 часов (почти 39%);
    на проверку тетрадей учителя тратят от 3 до 12 часов в неделю;
    на подготовку отчетов по предмету - от 1 часа (33,7%) до 6 часов.
А еще оформление электронных дневников, работа с родителями, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, дежурство по школе…
Не удивительно, что только 8% педагогов спят по 8 часов, только 12% не хотят поехать в санаторий, почти 75% не находят времени даже для эпизодических занятий спортом, почти 33% ни разу не были в музее и театре.
Настроение в учительской среде по итогам опроса вызывает тревогу: своей зарплатой удовлетворены всего 23%, почти 80% не замечают, как она повышается; удовлетворенность своей работой высказали лишь 39,3% респондентов, условиями жизни - 42,9%, состоянием своего здоровья - около 34%.
Сегодня становится проблемой организация периодических медицинских осмотров учителей и других работников образования - в муниципалитетах на это нет средств. Работники зачастую платят из своего кармана.
Очень остро стоит и жилищная проблема среди учительских семей и молодых педагогов. Ипотека в крае не работает, хотя около 54% респондентов не удовлетворены своими жилищными условиями.
В заключение Нина Окунева отметила, что, к сожалению, большая часть работников привыкла мириться с трудностями. Несмотря на них, люди продолжают работать в образовании, оставаясь преданными своей профессии. В условиях старения педагогических кадров власти всех уровней должны системно заниматься привлечением молодых специалистов в школу.
Предложения Нины Ивановны о необходимости изменений в системе оплаты труда, практике медицинских осмотров и санаторно-курортном лечении работников отрасли нашли отражение в постановлении, принятом по итогам пленарного заседания.

Чита