Правомерно сказать, что тема семинара - «Профессиональный рост молодого педагога в образовательном комплексе» - обусловлена исторически. Ведь именно сейчас, в период глобальной реорганизации образовательных учреждений, молодому специалисту важна поддержка - как информационная, так и психологическая. Конечно, организаторы мероприятия понимали, да и участники, уверен, тоже, что на данный момент не существует исчерпывающего руководства по эксплуатации современной школы. Но в любом случае никто не станет отрицать пользу дополнительного знания, для приобретения которого и организуют такие мероприятия.
На встречу приехали более ста молодых учителей, профсоюзных активистов из всех округов Москвы. В качестве гостей были приглашены коллеги по педагогическому цеху из Донецка, делегацию возглавила представитель Донецкого областного комитета Профсоюза работников образования и науки Украины Нинель Коваленко.
Открыла встречу председатель МГО Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова. Поприветствовав участников, она попросила почтить минутой молчания недавно погибшего в автомобильной катастрофе молодого учителя одной из московских школ Дмитрия Маркова. Сложность жизненного пути молодого человека и молодого педагога, в частности, стала одним из мотивов встречи. Марина Алексеевна не смогла не упомянуть и судебный приговор Савеловского суда, вынесенный 31 октября этого года социальному педагогу московского центра образования Дмитрию Лубнину в результате конфликта с родителями ученика. Во время просмотра видеоролика, посвященного этому делу, обозначилась и актуальная для всего педагогического сообщества проблема - социальная уязвимость учителя. По оживлению в зале можно было понять, что тема трогает. Все присутствующие - молодые люди, только начавшие свой творческий, профессиональный путь. Большинству из них и не мыслилось, что в их будущем классе, в который они столько раз входили в своих мечтах в качестве учителя, наставника, творца, помимо тридцати пар восторженных детских глаз будут еще одни, неустанно следящие и вечно интерпретирующие. Тяжело ли работать в школе? Очень. Нужна ли молодому учителю помощь? Да, нужна.
«Молодой педагог в современном мире нуждается в сопровождении, поддержке (правовой, методической), - сказала председатель МГО профсоюза. - Отсюда следует и необходимость налаживать обратную связь с московскими учителями. Профсоюз должен быть в курсе происходящего, ведь только в этом случае он сможет оказать своевременную и качественную поддержку».
Говоря о многочисленных проблемах современной школы, Марина Алексеевна не упустила и еще одну актуальную тему - учительскую зарплату. Конечно, ситуация сейчас далека от несовершенства, но говорить об отсутствии проблем, видимо, еще не время. Подтверждают это и результаты проведенного мониторинга размеров заработных плат учителей в Москве. Респондентов, участвовавших в опросе, по-прежнему не устраивает непрозрачность механизмов распределения стимулирующих выплат, негативным моментом, связанным с потенциальным повышением зарплаты педагога, становится неизбежное повышение нормативных нагрузок.
Марина Иванова рассказала о результатах исследования родительского мнения о качестве современной образовательной системы, выяснилось, что в дошкольном образовании родителей больше всего беспокоят вопрос заработной платы воспитателей и процедура записи детей в сады, а минусами школы они назвали уровень образования и качество питания.
Марина Иванова сообщила присутствующим, что Московская городская организация Профсоюза образования ведет активную деятельность для решения существующих проблем, и предложила молодым учителям заполнить анкеты, в одной графе которых требовалось написать плюсы работы учителя в современной школе, а в другой - минусы. Большинством голосов к положительным сторонам работы в школе были отнесены размер заработной платы, техническое оснащение школы и продолжительный отпуск, к минусам же большинство респондентов отнесли избыток документации и социальную незащищенность учителя. По результатам опроса стало ясно, что материальная составляющая для молодых людей играет не последнюю, если не сказать первую, роль, но есть еще один важный аспект, актуальность которого, возможно, молодежью не воспринимается всерьез, - проблема сохранения здоровья. После перерыва профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ О.Шклярова прочитала участникам семинара лекцию на тему «Здоровьесберегающий подход в образовании» и провела практическое занятие «Здоровье педагога: профилактика профессиональных заболеваний». Актуальность этой темы в последнее время возросла, отметила Ольга Анатольевна. Виной тому многочисленные факторы риска, под действие которых подпадают все участники педагогического процесса. К ним относятся снижение уровня активности, стрессовая педагогическая тактика, чрезмерная интенсивность образовательного процесса, пренебрежение санитарными условиями. Задачей системы образования Шклярова видит создание благотворно влияющей учебной среды, по ее мнению, здоровье каждого отдельного человека лишь отчасти его личная проблема, во многом это и проблема окружающего его общества. Снижение уровня здоровья напрямую связано со снижением уровня благополучия государства. Именно поэтому так важен здоровьесберегающий подход в образовательном процессе. Ольга Анатольевна еще раз напомнила участникам семинара основные требования СанПиНов и рассказала о своих методах работы по сохранению здоровья учителя и ученика.
С презентацией о деятельности совета молодых педагогов выступила представитель Донецкого областного комитета Профсоюза работников образования и науки Украины Нинель Коваленко, которая рассказала о проблемах, которые больше всего беспокоят украинских коллег. К основным из них следует отнести дефицит молодых кадров в системе образования и низкий уровень заработной платы. Пытаясь решить вышеперечисленные задачи, донецкая профсоюзная организация занимается активной деятельностью по взаимодействию с молодежью: проводит круглые столы с участием молодых учителей, организует различные мотивирующие конкурсы. Для информационной поддержки они создали собственный сайт и газету. Сегодня, по словам Нинель Владимировны, ситуация стала улучшаться, но все же молодежь не очень охотно идет в школу.
В завершение первого дня технический инспектор труда МГО профсоюза Валерий Тельный рассказал молодым учителям об алгоритме действий педагога при несчастном случае в образовательном учреждении. Как выяснилось, многих участников встречи сильно беспокоили проблемы степени ответственности учителя, ставшего свидетелем несчастного случая, а также механизм ведения отчетной документации. После официальной части для молодых педагогов были организованны торжественный ужин и дискотека.
В последний день участники продолжили занятия в лекционном зале. Перед ними выступил директор АНО ЦПП «Профзащита» Сергей Кандриков. Темами его лекций стали «Новое в законодательстве сферы образования» и «Системы оплаты труда в образовательном комплексе. Проблемы, перспективы развития».