Без возрастной дискриминации
Сейчас в лицее трудятся восемь педагогов в возрасте до 25 лет. И если учесть, что пять из них представители сильного пола, явление это кажется практически уникальным. С первых дней молодежь здесь окружают заботой и вниманием. Умудренные опытом коллеги стараются предвидеть трудности, обычно сопровождающие профессиональный дебют, и оградить от них начинающих учителей. Молодые педагоги сразу получают ответы на все волнующие вопросы, им дают грамотные советы на счет того, как сделать уроки интересными, навести дисциплину в классе, завоевать авторитет среди учеников. Поддержку стремятся обеспечить и моральную, и материальную. Не секрет, что часто именно из­-за низкой заработной платы педагогическая карьера прерывается, едва успев начаться. Стажистов в школах всегда больше, и именно им нередко отдается приоритет при распределении учебной нагрузки.
- ­У нас подобная дискриминация по возрасту недопустима, - отмечает председатель профкома Татьяна Зинченко. - Все решения принимаем по принципу равноправия. Вопросы установления нагрузки сначала рассматриваются внутри методических объединений, специализирующихся на тех или иных предметах, затем согласуются с представителями администрации и профактива. Обязательно принимаем во внимание пожелания самих молодых специалистов и, как правило, идем навстречу. Начинающим педагогам стараемся дать классы помладше, где с ребятами проще наладить контакт.
По справедливости в лицее распоряжаются и стимулирующим фондом, председатель профорганизации входит в комиссию по его распределению. Вклад каждого педагога в образовательный процесс анализируется индивидуально. И хотя лучших, безусловно, нужно поощрять, никто в коллективе не должен чувствовать себя ущемленным, так считают администрация и профком. В свое время было принято совместное решение о том, чтобы направить часть средств стимулирующего фонда на увеличение базовых ставок всем учителям. Весьма актуальным показалось оно и в связи с тем, что в летний период, когда уроков нет, педагоги остаются практически без премиальных выплат.
Молодые - начинающим
Расклад, касающийся часов внеучебной деятельности, компенсаций за замещение временно отсутствующих сотрудников, тоже определяется строго по согласованию с профорганом. Директор лицея «БИТ» Людмила Окшина член президиума райкома Профсоюза работников народного образования и науки, а потому в важности социального партнерства ее убеждать не приходится. В учреждении действует качественный по содержанию коллективный договор, предусматривающий выделение материальной помощи в разных обстоятельствах, как радостных, так и печальных. Впрочем, коллеги и сами всегда готовы поддержать друг друга. Отзывчивость здесь черта коллективная, и ее границы не замыкаются стенами лицея. Большинство работников, например, откликнулись на инициативу профкома собрать средства в помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке.
Молодые педагоги всеобщей атмосферой доброжелательности проникаются быстро. И сегодня те из них, кто отработал в лицее подольше, шефствуют над совсем «зелеными». Трое из восьми молодых специалистов пришли сюда в начале нынешнего учебного года. Под опеку их, конечно же, взяли стажисты. Но адаптация проходит еще лучше, если есть возможность доверительного общения со сверстниками. Так рассудили вчерашние дебютанты и создали в лицее свой молодежный совет, который возглавил учитель информатики Антон Кубрин.
Молодежь собирается каждую неделю и обсуждает насущные вопросы. Новички без стеснения интересуются нюансами подготовки к урокам, секретами взаимопонимания со школьниками. Проводится даже совместная проверка тетрадей. Помогают вновь прибывшим и в оформлении документов на выплаты, положенные молодым специалистам. Не забывают, конечно, и о досуге: ребята участвуют во всех мероприятиях, организуемых молодежным советом педагогов Октябрьского округа, устраивают и культпоходы более узким кругом. А опыт работы внутришкольного совета сегодня вызывает интерес у коллективов многих учреждений. Но, к сожалению, пока далеко не у всех есть резервы для его формирования.

Главное открытие
В молодых сердцах всегда горит огонек энтузиазма и живет жажда творчества, и очень важно в первые годы работы не заглушить этих порывов. Поэтому в лицее молодежи стараются создать простор для профессиональной самореализации. Учитель истории и обществознания Михаил Иоаниди, проработав здесь всего около полутора лет, победил в городском конкурсе молодых педагогов «Открытие». Своим успехом, по собственному признанию, он обязан коллективу.
- ­Из тех ребят, с которыми я учился в вузе, почти никто не остался в педагогике, - говорит Михаил. - И как они рассказывали, разочарование было связано по большей части именно с отсутствием взаимопонимания со старшими коллегами. А мне повезло, меня оберегали от всех проблем, я даже не помню каких-­то трудностей притирки. О конкурсе «Открытие» впервые узнал на семинаре, организованном для молодых специалистов обкомом профсоюза. Сразу возникла идея поучаствовать. С просьбой дать мне такую возможность обратился к директору. И получил не просто согласие, а огромную поддержку администрации, профкома, всего коллектива. Коллеги помогли составить интересную презентацию, репетировали со мной открытый урок. И даже в испытании «педагогическая ситуация» для меня не было неожиданностей: со школьным психологом мы заранее просчитали все возможные варианты. На протяжении всего конкурса ощущал, что я не один. А о победе мне теперь постоянно напоминает не только диплом, но и ценный подарок от профорганизации.
Чувствует себя как дома Михаил еще и потому, что тут же учителем музыки работает его мама Елена Валерьевна. Позитивная и творческая атмосфера в коллективе отчасти и ее заслуга. Вокально­инструментальный ансамбль педагогов, которым она руководит, радует своими яркими выступлениями учеников и коллег на выпускных, последних звонках и многих других праздниках, как школьных, так и окружных. Вполне освоился в лицее и самый младший Иоаниди, брат Михаила, который учится в пятом классе. Как знать, быть может, он продолжит педагогическую династию, ведь к ней принадлежит еще и отец, преподающий в танковом инженерном институте. В лицее, кстати, немало представителей учительских семей.
Определенную роль в привлечении молодежи играют и условия труда. Ма­те­риально­­-техническая база лицея на весьма высоком уровне. За последние годы проведена масштабная реконструкция интерьера здания. Не так давно полностью обновлены спортзал и столовая, кабинеты физики, химии, английского языка. Заканчивается переоборудование мастерских для трудового обучения, планируется открытие тренажерного зала. Настоящей гордостью лицея стала медиатека, оснащенная самой современной компьютерной техникой. Производственный быт, конечно, немаловажен. Но важнее все же другая внутренняя обстановка - теплые отношения, психологический комфорт. Такое вот открытие довольно быстро сделали для себя молодые педагоги лицея «БИТ».

Омск