Восемь окружных совещаний по дополнительному образованию, состоявшихся этой осенью, помогли прийти к всероссийской конференции с определенными предложениями и выводами. Открыли форум заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов и председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова.
Вениамин Шаевич отметил, что задача конференции, помимо обмена опытом, заключается в том, чтобы все наработанное во время окружных форумов проанализировать и наметить, как дальше развивать систему дополнительного образования детей. По его словам, Минобрнауки России работает над этой задачей совместно с министерствами труда, культуры и спорта, организован Межведомственный совет во главе с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым: «Наша задача - вынести на обсуждение Правительства РФ концепцию развития дополнительного образования детей с учетом всех новых требований и поручений власти, наметить те механизмы, которые позволят развить все лучшее, что есть в дополнительном образовании, и поднять его на тот уровень, которого сейчас требует и общество, и государство, и интересы наших детей. А они должны быть не просто умными и здоровыми, но и успешными, от этого зависит будущее нашей страны в целом».

Профсоюзный ракурс
Председатель профсоюза Галина Меркулова обратила внимание на такие проблемы, как преимущественное развитие низкозатратных направлений дополнительного образования детей, медленное обновление научно-методического обеспечения и нормативной правовой базы деятельности учреждений ДОД, дефицит высококвалифицированных специалистов.
«Безусловно, профсоюз не может оставить без внимания проблемы, связанные с развитием кадрового потенциала в сфере дополнительного образования детей. Это уменьшение количества педагогических работников ДОД за последние 5 лет более чем на 40%, наличие более 5 тысяч вакансий в учреждениях ДОД, снижение доли специалистов с высшим образованием до 67,5%. Это и значительные проблемы в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров».
Галина Ивановна обратила внимание всех участников конференции на то, что применение профессионального стандарта педагога дополнительного образования в социально-трудовых отношениях возможно не ранее чем с января 2016 года. Профсоюз настоял на предварительной апробации профессиональных стандартов педагогической деятельности, проведении обязательного обучения руководителей и специалистов образовательных учреждений и подготовке методических рекомендаций по применению и внедрению профстандартов совместно с Министерством образования и науки РФ.
Отметив важность инициатив федеральной власти, касающихся системы дополнительного образования, председатель профсоюза напомнила, что в качестве целевого ориентира при поэтапном повышении оплаты труда педагогических работников избрана средняя зарплата учителей. В частности, в 2013 году средняя заработная плата педагогов дополнительного образования детей должна быть на уровне не ниже 75% от учительской. По данным Росстата, пока этой планки по итогам 9 месяцев достигли лишь 28 субъектов РФ.
«Средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в среднем по России составила около 20 тысяч рублей, или 70% по отношению к средней учительской зарплате, - констатировала Галина Ивановна. - На фоне поставленных Президентом России амбициозных задач по увеличению охвата детей программами дополнительного образования к 2020 году проявились серьезные проблемы недостаточности бюджетных средств для выполнения в полном объеме задач по повышению заработной платы основных категорий работников бюджетной сферы как в региональных, так и в муниципальных бюджетах. У педагогического сообщества в сфере дополнительного образования детей возникла вполне понятная обеспокоенность по поводу порядка и ресурсного обеспечения реализации поставленных перед этой сферой задач, а также возможности сохранения учреждений ДОД в качестве самостоятельной системы».
В заключение Галина Ивановна подчеркнула, что задача Всероссийской конференции - завершить общественную экспертизу планируемых мероприятий по совершенствованию и развитию системы дополнительного образования, принимая во внимание итоги окружных конференций, опыт регионов, и сформировать предложения по направлениям современного развития дополнительного образования.
На пленарном заседании конференции, которое проходило в конференц-зале Гостиничного комплекса «Измайлово», председатель Мурманской областной организации профсоюза Елена Меркушова рассказала об исследованиях, связанных с изучением интенсификации труда разных категорий педагогических работников. Мурманский обком проводит подобные исследования на протяжении двух лет, инициативу подхватили и в других регионах.
«В сентябре-октябре этого года мы провели очередное исследование среди педагогов домов творчества, детских спортивных школ и клубов. В его рамках сделан анализ мнений педагогов об основных проблемах в организации их труда. Согласно результатам исследования центральной проблемой педагогов дополнительного образования является сохранение контингента воспитанников, бюрократическая волокита в оформлении документов для посещения кружков и секций. В деятельности кружков доминирует образовательная функция, все более напоминающая школьный стандарт, а это отпугивает детей», - отметила Елена Меркушова.
Работники дополнительного образования Мурманской области обеспокоены отсутствием четких рекомендаций, программ по развитию и внедрению педагогических инноваций, современной материально-технической базы. Большинство учреждений дополнительного образования не располагают оборудованием для развития технического творчества. Занятия по робототехнике, моделированию, конструированию проходят с использованием материалов прошлого века: бумаги, картона. Спортивные школы нуждаются в высококачественном спортивном инвентаре.
Елена Меркушова выразила надежду, что проводимая конференция станет началом преобразования и изменений в организации труда педагогов дополнительного образования.

Три столпа модернизации
Позицию Министерства образования и науки РФ по развитию системы дополнительного образования детей представил директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Александр Страдзе. Александр Эдуардович отметил, что за 95‑летнюю историю в системе дополнительного образования было многое: периоды бурного подъема и периоды переосмысления его основ, направлений и механизмов деятельности, Всероссийская конференция - тоже рубежная в его развитии: «Внимание к проблемам дополнительного образования детей на федеральном уровне усиливается. Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил статус дополнительного образования, сформулировал ответственность субъектов РФ за его развитие. Указы Президента Российской Федерации сформулировали задачи по увеличению охвата детей дополнительным образованием до 75 процентов к 2020 году. При этом предусмотрено, что до 50 процентов расходов на указанные цели будут профинансированы из федерального бюджета».
Александр Страдзе остановился на трех «столпах», без которых модернизация ДОД в целом невозможна. Первый - методика определения охвата детей дополнительным образованием. Минобрнауки России разработало методические рекомендации на эту тему: «За основу расчета охвата детей берется учет обучения каждого ребенка по одной или нескольким дополнительным общеобразовательным программам, независимо от их направленности, формы освоения и организации, где они реализуются. Если ребенок осваивает несколько дополнительных образовательных программ, он учитывается по каждой программе один раз. Организационная схема сбора информации определяется регионом самостоятельно. Условием достоверного учета выбора и посещения детьми образовательных организаций может быть создание систем электронного учета «очереди» в организации дополнительного образования».
Второй столп - содержание программ. Глава департамента отметил, что чисто технически решить проблему увеличения охвата невозможно. Необходимо развивать новые формы и методики обучения, формировать современную социально-культурную среду для развития и социализации детей с учетом особенностей организации внеурочной деятельности и требований ФГОС общего образования.
«Важным ресурсом, обеспечивающим увеличение охвата детей программами дополнительного образования, является организация внутриведомственного сетевого взаимодействия (общеобразовательная организация - организация дополнительного образования детей), а также межведомственного взаимодействия (организация дополнительного образования детей - учреждения культуры - учреждения спорта).
Думаю, уже в следующем году нам удастся совместно достичь успехов в подключении федеральных вузов к реализации программ по дополнительному образованию. Помимо хорошо зарекомендовавших себя традиционных программ художественно-эстетического образования, будут развиваться программы научно-технического творчества, биолого-экологической, туристско-краеведческой и ряда других направленностей. Но очень важно, чтобы были сформированы адекватные финансово-организационные механизмы, которые позволят эти схемы реализовать. В частности нам, безусловно, необходим переход на нормативы подушевого финансирования дополнительного образования. Только в этом случае будет возможен синтез различных отраслей социальной сферы при выполнении задач социализации и воспитания детей.
Должны быть установлены соответствующие нормативы затрат на оказание услуг, учитывающие все особенности реализации отдельных дополнительных образовательных программ, в том числе их направленность и сроки освоения, особенности контингента обучающихся.
Также субъекты РФ должны воспользоваться своим полномочием по финансовому обеспечению дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях, предоставляя субвенции муниципалитетам».
Третий столп - повышение профессионального мастерства. По словам Александра Страдзе, современная ситуация развития образования актуализирует новые требования к качествам педагога дополнительного образования детей. Он должен быть высококлассным профессионалом (техником, спортсменом и так далее) по профилю своей деятельности и одновременно профессиональным педагогом, способным развивать личность ребенка, помогать в решении его социальных проблем.
Директор департамента сообщил, что в 2014 году в рамках ФЦПРО запускается проект по совершенствованию системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей с использованием эффективного регионального опыта.

Школа чудес
Член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Александр Асмолов предложил новое определение для образования, которое более 20 лет именуется дополнительным, - неформальное. Вообще, по мнению Александра Григорьевича, дополнительное образование - это уникальная сетевая мотивообразующая система развития личности. «Что пронизывает, как смысловой стержень, все уровни образования? Только дополнительное образование - от нуля до ста двадцати лет. Когда в 1992 году я говорил о том, что необходимо вариативное образование для развития личности, я взял идею у дополнительного образования, которое всегда было образованием по выбору.
В дополнительном образовании мы имеем уникальную систему - знание через творчество и труд. Уникальная возможность включения в различные виды творчества делает дополнительное образование подлинно креативной системой.
Никто не поспорит с создателем классно-урочной системы Яном Амосом Коменским, который говорил, что через развлечение, через игру мы придем в другие миры и не будет педагогики и не будет великой дидактики, если не будет чуда и не будет тайны. Дополнительное образование - это школа чудес. И гибель дополнительному образованию, если оно будет поглощено школой.
Сегодня в инженерных вузах те, кто учится на втором курсе, получают знания, которые к 4‑му устаревают. Смена профессий стала нормой жизни в быстро меняющемся мире. И отсюда ключевая компетентность дополнительного образования - это компетенция к изменению компетенций».
Директор Департамента образования Ярославской области Михаил Груздев тоже говорил о неформальном образовании как о новой стадии развития дополнительного образования: «В прошлом году ярославский ученик вернулся из Кейптауна со Всемирной олимпиады школьников по естествознанию (такого предмета в нашей школьной программе нет) с большой золотой медалью. Этот школьник никому из нас не был известен. Оказалось, что медалист не учится в традиционном смысле ни в какой школе, образовательная среда выстраивается его родителями и включает в себя отдельные уроки в школе, интернет-проекты, отдельные семинары в учреждениях допобразования, частные уроки.
Сегодня надо признать, что число детей, которые не находят в системе образования ответов на свои запросы, становится все больше. Есть и другой полюс - трудных детей. И эти два полюса движутся навстречу друг другу.
Мы у себя разрабатываем проект, связанный с формированием и управлением пространством неформального образования в Ярославской области. Базовый тезис в том, что меняется управленческая парадигма: мы перестаем управлять учреждениями, меняется объект управления. Образовательное пространство сегодня - это не сеть учреждений, школ, детских садов и так далее, а совокупность образовательных программ, образовательных проектов и даже образовательных событий, в которых участвует ребенок, невзирая на то, является ли это учреждение учреждением спорта или культуры - ребенку это безразлично.
Возникает вопрос, можно и нужно ли управлять этим образовательным пространством, этим новым неформальным образованием? Этот термин честно отражает реалии образования, в которых мы сегодня живем. Без сетевого взаимодействия мы просто не сможем ориентироваться в этом новом пространстве.
Сейчас мы решаем вопрос о выделении некоего ресурса, который будет направлен на реализацию образовательных проектов, событий в разных типах учреждений: государственных, муниципальных, разной ведомственной принадлежности. И это начало разработки новых моделей финансирования в системе дополнительного или неформального образования.
Неформальным образованием управлять можно и нужно. Говоря об образовательных результатах, мы ставим задачи инициирования именно тех образовательных программ и проектов, которые направлены на формирование новых профессиональных компетенций у ребенка».
Курс на развитие техносферы
Проблемы развития системы дополнительного образования волнуют и Минтруд России, особенно в условиях сложной демографической ситуации и сокращения трудовых ресурсов. «Наша совместная с Минобрнауки задача - сориентировать систему дополнительного образования на рынок труда, - подчеркнула директор Департамента занятости населения Министерства труда и социальной защиты РФ Светлана Нечаева. - Важно, чтобы система образования учитывала, какие специалисты потребуются нашей стране в перспективе. А перспектива страны - это высокопроизводительная экономика. К сожалению, сегодня есть определенный крен в гуманитарные специальности, но перспектива - за высококлассными рабочими кадрами, инженерами, и мы должны создать систему подготовки детей, чтобы раскрыть их таланты именно в технической сфере. Наша с вами задача - сориентировать подрастающее поколение в мире профессий, и я очень надеюсь, что будущая концепция развития дополнительного образования поможет нам перестроить систему и соотнести ее с потребностями рынка труда».

Умные решения для умного образования
Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Высшей школы экономики, поделился впечатлениями от участия в региональных форумах по дополнительному образованию: «Это была беспрецедентная по своему масштабу серия мероприятий. Надо отдать должное Министерству образования, профсоюзу, регионам-организаторам. Это была не просто возможность увидеть точки роста, центры лидерства по развитию дополнительного образования, но и возможность почувствовать пульс системы, соотнести наши выводы с тем, что думают реальные практики. Есть ощущение, что дополнительное образование находится на самом старте. В ходе региональных форумов стало очевидно, что потенциал в этой системе, черты умного образования, безусловно, присутствуют».
Назвав систему внешкольного воспитания одним из уникальных советских проектов, Сергей Косарецкий признал, что сегодня система дополнительного образования, сформированная в 90‑е годы с учетом потребностей общества того времени, должна ответить на новые вызовы - и внешние, и внутренние, связанные с конкуренцией внутри самой сферы образования. Сегодня школа является не только партнером, но и конкурентом учреждений дополнительного образования. Государственные учреждения начинают конкурировать с частными. Один из важнейших вызовов - это жесткие нормы нашей экономической действительности, с которой приходится считаться. На сегодняшний день система стоит перед задачей выработать новое видение своего развития на перспективу.
Ученый определяет дополнительное образование как умное: «Нам нужно сформулировать такой проект развития дополнительного образования, который бы позволил реализовывать ключевые атрибуты умного образования: вариативность, индивидуальность, свобода выбора в новых, сложных условиях. Нам нужна новая концептуальная рамка для осмысления того, как может развиваться все лучшее, но решения для сложной системы должны быть сложные.
Нужно найти такие механизмы стимулирования и управления, которые позволят сохранить ее уникальность. Немаловажен вопрос финансирования - за чей счет мы будем увеличивать охват детей программами дополнительного образования? Указом Президента России предусмотрено, что до 50 процентов средств будет выделять федеральный бюджет. А какова доля муниципальных бюджетов, частного сектора? По официальной статистике, 3% детей получают платные услуги в системе допобразования, а по неофициальной доля этих детей значительно выше. В этом смысле повышение охвата - непростая задача. Самое печальное, если охват будет расти за счет снижения качества программ, сокращения их длительности. Без нормирования в системе дополнительного образования не обойтись, но оно должно учитывать особенности этой системы, помочь сохранить ее многообразие.
Нам действительно важна новая концепция управления системой, нужны пилотные проекты, которые бы использовали потенциал регионов. Но их нельзя осуществлять без участия отраслевого министерства. Нам нужны пакеты нормативно-правовых актов, модельных методик. У министерства есть возможность привлечь к их разработке лучших экспертов федерального уровня и лучших представителей экспертного сообщества из регионов, понимающих и знающих ситуацию на местах. Это позволит вовлечь систему дополнительного образования в социум и сформулировать ту новую миссию, которая задаст ей энергию на многие годы жизни».

Говорит и показывает Москва
После пленарного заседания участники конференции, разделившись на группы, отправились в организации дополнительного образования Москвы, работающие в различных направлениях: техносфера, туризм, искусство, экология… Я побывала в Центре технологической поддержки образования (ЦТПО) Московского государственного технологического университета «СТАНКИН». Центр создан менее года назад усилиями Департамента образования столицы и Совета ректоров ведущих технических вузов Москвы. О его деятельности рассказал директор ЦТПО Владимир Горовец: «Прежде всего, мы работаем со школьниками Москвы, но в силу финансирования, как городского, так и федерального, проводим занятия с преподавателями из других регионов, которые приезжают к нам на повышение квалификации, в том числе и по программе работы с одаренными детьми».
Подобных ЦТПО в Москве 13. Как заметил Владимир Горовец, в последнее время инженерно-технические специальности не пользуются популярностью у выпускников школ, а технические вузы заинтересованы в грамотных абитуриентах. Центры призваны навести мостик между школой и высшим учебным заведением, сформировать у подростков мотивацию к техническому творчеству. В ЦТПО «СТАНКИНа» есть несколько программ 3D-моделирования и протопирования, есть соответствующее оборудование, в том числе и российское.
Занятия для школьников бесплатные, некоторые дети приходят делать конкретные проекты под руководством преподавателей вуза. В недалеком будущем в центре планируется развернуть дистанционное обучение для регионов.
Работники центра провели для нас экскурсию по лабораторному технологическому полигону, который тоже возник недавно. Не каждый вуз в Европе оснащен так, как «СТАНКИН», уверили нас его сотрудники, поэтому дети, попадая сюда, всерьез задумываются о выборе технической специальности.
Также мы ознакомились с деятельностью Московского городского детско-юношеского центра «Юный автомобилист», где занимаются ребята от 5 до 17 лет. Основные направления его работы - подготовка водителей автотранспортных средств категории «Б», развитие юношеского автоспорта и автотуризма. Как рассказал директор центра Виталий Мартынюк, чтобы получить водительские права, дети обучаются 9 месяцев, при этом 63-65 процентов (!) успешно сдают экзамен в ГАИ с первого раза.
Кроме того, «Юный автомобилист» - один из крупных городских сетевых центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В этом году в Москве на 12,5% снизилось число происшествий на дороге с участием детей, это итог целенаправленной работы властей города и системы образования. Среди мероприятий МГДЮЦ «Юный автомобилист» разработка учебных пособий и наглядных материалов по ПДД для школьников, городские семейные соревнования «Когда семья вместе», проведение I Московского юношеского кинофестиваля социальной рекламы в сфере безопасности дорожного движения.

Первые итоги
Второй день конференции, который прошел в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах, начался с работы в секциях. Участники говорили о проблемах и перспективах модернизации дополнительного образования детей, развитии межведомственного и сетевого взаимодействия, подготовке кадров в условиях применения профессиональных стандартов и эффективного контракта, о новом содержании дополнительного образования, формировании организационно-правовых и финансово-экономических механизмов.
На подведении итогов конференции представители пяти секций рассказали об основных выводах и наиболее интересных предложениях, прозвучавших в ходе дискуссий. Затем был принят за основу проект резолюции Всероссийской конференции работников дополнительного образования детей. Заместитель председателя профсоюза Татьяна Куприянова заметила, проект будет тщательно доработан с учетом высказанных замечаний и рекомендаций, для чего уже создана специальная рабочая группа. «Самое главное, что мы за эти два дня очень серьезно обсудили наиболее важные вопросы, по которым необходимо принятие срочных, неотложных решений, этим мы в ближайшее время и займемся».
Софья Мозглякова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ, поблагодарила участников конференции за открытую гражданскую позицию и пригласила всех неравнодушных к участию в работе экспертных групп, которые будут создаваться при Межведомственном совете по дополнительному образованию.
Также Софья Вячеславовна упомянула о пилотных проектах Министерства образования и науки РФ. Один из них будет связан с совершенствованием модели повышения квалификации работников дополнительного образования. Второй - с апробацией и введением трех профессиональных стандартов: специалиста в области воспитания, педагога дополнительного образования, педагога-психолога. Будут определены пилотные регионы, где сложилась положительная практика по тем или иным направлениям.
Под громкие аплодисменты участников форума педагогам дополнительного образования были вручены ведомственные награды.
В завершение церемонии на сцену поднялся министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. В своем коротком выступлении Дмитрий Викторович упомянул о том, что сегодня развитие сферы социализации и воспитания детей - один из приоритетов образовательной политики России: «Нам надо сделать так, чтобы не только учебные достижения, но и положительная социализация, воспитание стали доступны каждому ребенку, который живет в нашей стране. Наша страна - одна из немногих, где система дополнительного образования поддерживается, финансируется государством. Это наше огромное преимущество, нам очень важно определять планы своего движения вперед, закладывая шаги на будущее, думая о новых проектах.
Сегодня система дополнительного образования - один из мощных факторов развития, в том числе и инновационного, не только системы образования, но всей страны. Не секрет, что многие инженеры, конструкторы, ученые сделали свои первые шаги в науке, творчестве в различных кружках и секциях.
В федеральном бюджете, я уверен, появится строчка, связанная с развитием системы дополнительного образования. Нам очень важно наполнить эту систему новым, интересным содержанием, чтобы она стала привлекательной для детей и их родителей. У нас есть уверенность, что мы сделаем правильные шаги и обеспечим быстрое и динамичное развитие системы дополнительного образования в нашей стране».
Министр также вручил медаль К.Д.Ушин­с­кого Анатолию Григорьевичу Маслову, заместителю директора Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения.
Конференция завершилась концертом юных воспитанников учреждений дополнительного образования Москвы, как и положено, - ярким, запоминающимся, блещущим талантами.