Наталья Кириченко, заместитель председателя рескома профсоюза, подвела итоги проверки «Соблюдение трудового законодательства при заключении и выполнении коллективных договоров в образовательных учреждениях».
Всего было проверено 23 образовательных учреждения республики с участием не только профсоюзного актива, внештатных правовых инспекторов, но и представителей Министерства образования и науки РСО - Алания, управлений образования районов и города Владикавказа.
- Содержание коллективных договоров в основном соответствует статьям Трудового кодекса РФ. Предусмотрены льготы, улучшающие положение работников, - отметила в своем докладе Наталья Юрьевна и привела ряд положительных примеров. В средней школе села Ольгинское установлены дополнительные отпуска с сохранением заработной платы за ненормированный рабочий день некоторым категориям сотрудников. В связи с новой системой оплаты труда разработаны положения о распределении стимулирующего фонда и премировании. В школе №1 села Гизель предусмотрены дополнительные дни отдыха для педагогов во время каникул. В пединституте предоставляются отпуска без сохранения зарплаты работникам, которые ухаживают за близкими родственниками, страдающими хроническими заболеваниями.
В Северо-Кавказском горно-металлургическом институте работникам тоже полагаются дополнительные отпуска по особым случаям, а также 50‑процентная скидка на оплату санаторно-курортной путевки. В школе №1 села Ногир выплачивается вознаграждение из стимулирующего фонда председателю профкома (согласно ст. 377 ТК РФ оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором).
Наталья Кириченко рассказала как о положительных моментах, так и о нарушениях, выявленных в ходе проверки: не всегда соблюдаются порядок и сроки принятия и регистрации коллективных договоров (ст. 42, 43, 50 ТК РФ); во многих колдоговорах нет положений о распределении стимулирующего фонда, премий. Локальные акты порой не согласуются с первичными профсоюзными организациями, как того требует трудовое законодательство. Встречаются нарушения трудовых прав работников - вынужденные отпуска без сохранения заработной платы у совместителей, переработка часов у сторожей, медицинские осмотры, за которые в поликлиниках Владикавказа и Беслана взимается плата (хотя по закону медосмотры должны проводиться за счет средств работодателя). Во многих организациях не проводится аттестация рабочих мест, а значит, работодатель не имеет права выплачивать компенсации за вредные условия труда.
Подводя итоги, Наталья Кириченко отметила, что у членов профсоюза и администрации, к сожалению, часто сохраняется формальное отношение к коллективному договору. Договоры «не вынашиваются», над ними не работает комиссия, их содержание не доводится до всего коллектива на собрании. А потом начинаются вопросы: кому, сколько и за что. Нет прозрачности. Как уйти от формализма, сделать коллективные договоры действенным рычагом социального партнерства в первичке?
О.Г.Бериев, заместитель начальника отдела контроля и надзора в сфере образования Министерства образования и науки РСО - Алания, предложил объединить усилия правовой службы министерства и профсоюза и разработать методическое пособие по принятию коллективного договора.
В ходе дискуссии прозвучали предложения о правовом обучении не только профсоюзного актива, но и руководителей образовательных учреждений, потому что поток информации и требований с каждым годом увеличивается.
Председатель Объединения организаций профсоюзов РСО - Алания Таймураз Касаев назвал профсоюз образования локомотивом профсоюзов не только по численному признаку, но и по интеллектуальному потенциалу. Вместе с тем он отметил, что формализм - это показатель низкой активности, предложил предпринять конкретные шаги по устранению названных недостатков и вернуться к вопросу социального партнерства с положительными результатами.
Таймураз Тезиев, председатель Северо-Осетинской республиканской организации профсоюза, сказал о том, что социальное партнерство должно развиваться на всех уровнях. Трудно вносить в коллективные договоры положения, требующие дополнительных финансовых затрат, так как это должно быть согласовано с учредителем и Министерством финансов, поэтому профсоюзу надо научиться работать с бюджетами разных уровней и активно участвовать в их формировании.
Таймураз Муратович подчеркнул особую значимость коллективного договора в нынешних условиях, когда учреждения образования ушли от Единой тарифной сетки, которая в известной степени всех уравнивала.
- Сейчас в школах фонд заработной платы состоит не только из базовых выплат, но и стимулирующих. Дошкольное и дополнительное образование переходят на отраслевую систему оплаты труда, некоторые учреждения Владикавказа стали автономными, значит, оказывают платные услуги и часть доходов должны расходовать на зарплату. Коллективные договоры должны быть точными, конкретными, выверенными, только тогда через них можно регулировать вопросы оплаты труда.
На пленуме принят ряд решений, которые помогут уйти от формализма и сделать коллективные договоры инструментом защиты интересов работников образования:
    правовому совету при республиканском комитете профсоюза в течение месяца разработать конкретные рекомендации по включению в коллективные договоры образовательных учреждений статей, улучшающих положение работников и укрепляющих позиции первичных профсоюзных организаций;
    рекомендовать регистрировать коллективные договоры только после экспертизы председателя районной организации профсоюза (внештатного правового инспектора), председателям участвовать в собраниях трудовых коллективов при заключении коллективных договоров;
    использовать возможности интернет-сайтов образовательных учреждений республики для распространения опыта по применению разнообразных форм взаимодействия в рамках социального партнерства;
    провести в 2014 году республиканский конкурс «Лучший коллективный договор образовательного учреждения».
По результатам проверки республиканским комитетом профсоюза подготовлено письмо министру образования и науки РСО - Алания, в котором предлагается в числе критериев при составлении рейтинга образовательных учреждений республики учесть перечень показателей, ха­рактеризующих эффективность социального партнерства и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

Северо-Осетинский республиканский комитет Профсоюза работников народного образования и науки