Конфуций считал, что каждый человек для другого - учитель, и с этим достаточно трудно не согласиться. Когда бы я ни опрашивал очередного студента по выученной наизусть мною очередной теме, которую я рассказал своим ученикам, то всегда нахожу в его словах то новое, что, возможно, упустил сам или просто не догадывался о развитии этого явления в таком ракурсе, который излагает студент. Ответ на это может быть только один - в одиночку невозможно охватить весь мир, невозможно знать абсолютно все одному человеку. Если бы такой человек был на нашей Земле, он бы все равно не смог бы найти применения всем своим знаниям в силу ограниченности человеческой жизни. Но это и не нужно, ведь все мы люди и в состоянии усвоить все, что нам необходимо, применять эти знания на практике, такова наша судьба!
Современная молодежь не настроена на восприятие информации, хотя молодежь, наверное, во все времена была такой. Ее всегда винили в этом и говорили, что ничего хорошего из этого поколения не вырастет. Но тут дело еще и в том, кто учит молодых. Если преподаватель готов поделиться знаниями с молодежной аудиторией, она непременно их впитает, другого здесь просто быть не может. Но, с другой стороны, если каждую минуту каждое предложение лекции, которую читает преподаватель, будет содержать конкретное ценное знание, аудитория просто физически не сможет запомнить все и уже тем более воспроизвести. Поэтому приходится педагогам постоянно находить золотую середину между количеством конкретных знаний, которые они готовы передать аудитории, и ее способностью эти знания усвоить в полном объеме. Однако и здесь скрыто довольно большое количество проблем. Очень часто приходится слышать фразу: «Зачем мне нужен этот материал? Я точно знаю, что конкретно эти знания мне в жизни не пригодятся! Объясните мне, пожалуйста, зачем они нужны вообще».
Некогда я, будучи школьником, в 11-м классе изучал физику, решал любые задачи любой сложности. Спустя 11 лет мне не пригодились эти знания ни разу, зачем же я тогда тратил на них свое время? Но в каждом человеке есть определенный потенциал к той или иной деятельности, раскрыть этот потенциал возможно только с помощью накопления и постоянного обновления тезауруса, то есть знаний, которые дают зеленый свет тому самому потенциалу.
Услышав такой ответ на заданный ранее вопрос, студенты соглашаются и стараются усваивать всю информацию, полученную в процессе обучения.
Считаю ли я себя хорошим преподавателем? Позвольте ответить цитатой все того же мудреца Конфуция. «Ты считаешь меня много ученым?» - спросил как-то Конфуций ученика. «А разве нет?» - ответил тот. «Нет, - сказал Конфуций. - Я лишь связываю все воедино».
Наверное, я делаю то же самое. Ведь для меня важно, чтобы студент был осведомлен, своего рода «подкован» знаниями, а не просто занимался зазубриванием.
Достаточно большие усилия я приложил, чтобы изменить себя, заставить себя действительно эффективно работать со своей аудиторией. В этом я благодарен своей аудитории, поскольку она сделала меня более профессиональным, более ответственным, более мудрым, чем я был вчера.
Известно знаменитое высказывание Махатмы Ганди: «Хочешь изменить мир - начни с себя». За небольшой промежуток времени, хочу надеяться, я кардинально изменился в профессиональном плане в лучшую сторону. Наверное, это и называется опытом!

Андрей ДОВГАНЬ, старший преподаватель Донецкого государственного университета управления