26 августа. Ура! Устроилась на работу в школу! Буду У-ЧИ-ТЕ-ЛЕМ! Решено! Завожу дневник, как на педпрактике, - так удобнее! Немного волнуюсь!
26 августа (немного позже). Полазила по Интернету, наткнулась на интересную мысль, решила записать, вдруг пригодится: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», так говорил известный русский историк В.Ключевский. Решила поумничать и развить эту мысль: «С ним невозможно не согласиться. Это две равноценные составляющие работы учителя. В современной школе без этих качеств не обойтись. Учитель - это человек, который не только рассказывает что-то новое и не всегда интересное (знаю это по собственному опыту), это человек, которого должны слышать, а не просто слушать. Учитель был и остается для своих учеников авторитетом не только на уроках, но и вне стен школы. Теперь остается один вопрос: как стать этим самым авторитетом и воплотить все это в жизнь?» Ладно, заканчиваю, завтра на работу - второй день подряд!
27 августа. ПЕДСОВЕТ! Мой первый педсовет, но сейчас не до шуток, стараюсь быстро все записать, а что не получается, цитирую по памяти. Очень важная информация, суть ее такова, что «требования к образовательному процессу меняются. Современная система образования - это сфера услуг, в которой главенствующая роль принадлежит родителям и ученикам, а не педагогам. Теперь учитель призван лавировать между государственным заказом и пожеланиями родителей, учитывая при этом реальные возможности и способности детей....»
Мысли после педсовета: «А я? А как же я?» А как быть мне, молодому специалисту, выпускнику педагогического вуза? Я уже должна уметь быстро ориентироваться в стремительно меняющейся образовательной системе, соответствовать требованиям, предъявляемым стандартом образования к моей деятельности. Но ведь я только пришла работать в школу, опыта у меня никакого нет, не считая педпрактики, но и там всего несколько уроков провела... Караул! Надо срочно что-то делать!
28 августа. Весь день потратила на подготовку к урокам и осмысление услышанного на педсовете. Вот на чем хочется заострить внимание.
Во-первых, форма проведения урока изменилась. Это неоспоримый факт! Это проблема номер один, так как, получая высшее образование, молодой специалист - так теперь меня называют в школе - ориентирован на проведение традиционных уроков, не исключающих возможность использования современных информационных технологий при подаче материала. Но об этом упоминалось вскользь! Не думаю, что что-то прослушала на лекциях, в общем, упор был сделан именно на классический урок, где учитель объясняет и закрепляет новую тему, используя школьную доску и мел. Теперь же, начиная свою педагогическую деятельность, молодой специалист, то есть я (никак не привыкну к такому обращению), должен будет столкнуться с реальным положением вещей. В классе есть ноутбук, проектор, интерактивная доска, которые должны быть использованы в учебном процессе. «Ведь урок без использования технических средств больше не отвечает современным требованиям» - выдержка из педсовета. При этом методики их применения не отработаны, другими словами, меня им не учили, да и современных детей простой презентацией не удивишь, здесь нужно что-то другое, только вот что?..
Конечно, использование технических новинок делает урок разнообразнее, но все же ключевая роль должна принадлежать школьной доске как проверенному временем средству обучения. Так меня учили и так я рассчитывала учить детей, из чего делаю вывод, что при моем достаточно продвинутом уровне владения компьютерными технологиями, я оказалась не готова к такому повороту событий. Но я-то ладно, а вот каково учителям, у которых программа урока обкатана, все отработано?! Хотя, с другой стороны, неизвестно, кому еще повезло больше. Ведь опыт придется набирать не в спокойной обстановке, а в условиях, приближенных к боевым, а значит, и цена ошибки возрастает.
29 августа. Все думаю над тем, что вчера написала, но об этом позже... Сейчас вот что меня беспокоит: дали кучу бумаг, которые я должна заполнить как классный руководитель. Еще и электронный журнал. Я так и не разобралась пока, зачем их заполнять и для чего они, но договорились, что сделаю это чуть позже. А ведь раньше об этом и не задумывалась! Пугали-то только конспектами уроков и проверкой тетрадей! И почему все нужно делать срочно и в экстренном порядке? Как же это все совместить с преподавательской деятельностью: то ли все силы отдать подготовке к урокам, то ли...
30 августа. Сегодня познакомилась с председателем методобъединения - очень милая женщина! Почему-то захотелось ей понравиться. Даже и не думала, что для меня это будет так важно! Да и вообще мне очень интересно, как меня примут будущие коллеги, поддержат ли они в нужный момент или пустят в свободное плавание. Говорила с ней о первостепенном значении преемственности и наставничестве. Рассказала обо всем, что меня беспокоит, в частности, о том, что молодой специалист часто не уверен в своих действиях, чувствует неудовлетворенность собой. Она ответила, что именно поэтому ему и нужны помощь, поддержка опытного человека. Необходимо, чтобы наставник не просто указывал на недочеты и ошибки, которые неизбежны в процессе приобретения преподавательского опыта, а верил в своего подопечного, возможно, даже больше, чем тот сам в себя. Иначе в конечном итоге можно потерять профессию. Полностью с этим согласна!
2 сентября. Ух, занятия начались! Но возникла новая проблема - взаимоотношения с детьми. Если для пяти- и шестиклассников я авторитет, взрослая, то для девяти- и десятиклассников просто молодая девушка, немного старше их, они не воспринимают меня как учителя. В таких классах трудно держать дисциплину. Поэтому для меня так важен был первый урок - первое знакомство с классом. Думаю, что в дальнейшем будет многое зависеть от впечатления, которое я произвела на них, завоевала авторитет или нет. Нужно посоветоваться со своим наставником.
3 - 5 сентября. Писать некогда - уроки!
7 сентября. Мой первый законный выходной! Есть время поразмыслить над первой учебной неделей. Конечно, со всеми проблемами, с которыми мне пришлось столкнуться за прошедшие две рабочие недели, сталкивается каждый человек, пришедший в профессию учителя. Думаю, они вполне решаемы. Но когда ты открываешь двери школы первого сентября и переступаешь ее порог в радостном предвкушении чего-то нового и с осознанием своей высокой миссии, кажется, что все эти трудности ложатся на твои плечи неподъемным грузом. Тут необходимо верно расставить приоритеты - напомнить себе еще раз, для чего ты пришел в эту профессию, а может быть, действительно понять, можешь и хочешь ли ты быть в ней. Первый год всегда самый трудный, но именно после его завершения ты поймешь: то ли ты молодой специалист - педагог, то ли просто обладатель высшего педагогического образования. Я склоняюсь к первому варианту. Посмотрим, что будет дальше.

Екатерина БРЯКОВА, Татьяна СЕРГУНИНА, учителя русского языка и литературы школы №396