Многие ругают сейчас телевизор, говорят, что вот это такое изобретение, которое мешает развитию культуры. Но ведь можно сказать, что и книга не только воспитывает. Есть разные книги, из книг тоже можно почерпнуть всякие скверности, так же как и из телевидения. Мне говорят: «При помощи Интернета, компьютера развращают детей!» Я отвечаю, что книги тоже когда-то этому учили. То, что содержание информации нашего телевидения действительно должно быть гораздо строже, - в этом нет сомнений. Телевизор в отличие от книги стал подавать информацию в другой форме, нынешняя упаковка информации другая, обязательно яркая, сильная, красочная, с движением, воздействует не столько на мой мозг, сколько на мои ощущения, на мои чувства. Но я вижу то, что мне хочет показать оператор, режиссер и владелец компании, это очень сильный способ воздействия. Книга же заставляет наш мозг нашу фантазию работать, читая «Войну и мир», мы должны делать усилия, для того чтобы представить себе образ Болконского, Пьера, других персонажей. Нам не всегда нравится экранизация какого-то художественного произведения, она мешает моему восприятию, моему образу, который вычитан из книги.
Привыкнув к новой подаче информации, дети испытывают очень большие трудности, читая книги, не потому что они ленятся, не потому что они стали плохими, а просто потому, что их приучили к другой упаковке информации. Привыкнув к телевизору, к кино, к телевизору, дети начинают отбиваться от книги. Я думаю, задача школы, задача родителей не оттаскивать ребенка от телевизора, это бессмысленно, а делать все возможное, чтобы избежать болезни дефицита внимания. Надо специально обучать чтению, это очень благородная задача.

Виталий КОСТОМАРОВ, академик РАО