П​ервое, с чем мы начали заниматься, были сапровские программы. Потом мы поняли, что нужны умения, чтобы обрабатывать и сканировать изображения, работа с первыми цифровыми фото и  видео. Первое видео, с которым начинали работать, было аналоговым, его оцифровывали на плате оцифровки (цифровые видеокамеры в широком доступе появились гораздо позднее).
В рамках курса «Компьютерная графика и мультимедиа» мы сейчас  учим учеников  основам компьютерной анимации,  обработке и созданию как растровых, так и векторных изображений,  трехмерному моделированию, верстке бумажных документов, немного сапровским программам. В неделю у тех, кто выбрал  этот профиль, получается четыре дополнительных часа.
Еще в самом начале, когда мы разрабатывали учебные программы по всем предметам профильных курсов, решили, что у нас будут небольшие «кирпичики». У младших - седьмых  классов - идет обычная информатика, хотя, может быть, не совсем обычная, они занимаются по учебнику, написанному авторским коллективом, в который вошли несколько учителей нашего лицея под руководством  Александра Горячева. В этом году мы впервые набрали пятиклассников, для которых разрабатываем свою программу. С 9-го класса после выбора профильного направления уже начинаются серьезные занятия: полгода им преподают монтаж и редактирование видео, полгода - основы компьютерной анимации, в течение всего года - редактирование и создание изображений.
В 1991 году мы решили, что будем строить обучение  по методу проектов и  до сих пор его используем настолько максимально, насколько это возможно. Наши ребята делают основной проект - выпускной экзамен (или выпускной проект)  плюс к этому в течение всех курсов - курсовые проекты, а  также небольшие проекты в рамках уроков. Есть проекты индивидуальные, есть групповые, они охватывают фактически все стороны на разных курсах, например, сейчас ученики работают над интерактивным анимационным проектом во Flash - индивидуальным мини-проектом, имитирующим игру. Десятиклассники выполняют проект по 3D-моделированию. Выпускной проект - это уже «игра по-взрослому», например, один из проектов этого года - «3D-моделирование: виртуальная интерактивная экскурсия по лицею».
У каждого ученика есть компьютер во время урока, возможность что-то доделать после урока в одном из кабинетов (у нас в лицее их пять). Мы стараемся по максимуму включать в процесс обучения интерактивную доску, ее полезность для нашего курса заключается в том, что, когда программа открывается на экране, очень удобно показывать, где какое меню находится, какую команду выбрать, что будет получаться. Урок мы начинаем с круглого стола. Все ребята рассаживаются вокруг нашего большого круглого стола,  слушают объяснение, рассуждают, записывают нужное, а потом переходят к индивидуальной практической работе за компьютером. У нас есть два подаренных больших планшета: один для чертежных работ с мышкой и прицелом, а второй с пером формата А4, дети используют их с большим удовольствием. Поскольку мы обучаем издательским системам,  то используем в обязательном порядке сетевой принтер, на котором печатаем макеты. Тема «Создание печатных документов» в курсе информатики предполагает подготовку различных текстов к печати,  у нас есть возможность не просто сказать, что созданный документ можно распечатать, а реально это сделать. Но, как показывает практика, почему-то у детей самые большие сложности возникают с, казалось бы, простыми навыками - сканированием и распечаткой изображений, притом что у всех сейчас дома есть компьютерная техника, то есть  наши дети настолько привыкли, что все делается само собой, по умолчанию, что изменить какие-то настройки в программе оказывается для них достаточно сложно.
Я вначале веду 7-й класс, ведь в разных школах информатику проводят по-разному. С учетом того что официально информатики до седьмого класса нет, когда они приходят к нам, мне кажется важным дать детям какой-то настрой. В 9-м классе дети  уже выбирают конкретный профиль специализации. Тех, кто выбирает для себя компьютерную графику, мы учим всему с нуля, предполагая, что они ничего не знают вообще. Лично я вела курс «Обработка и создание растровых и векторных изображений» (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator), в  этом году я передала его коллеге, выпускнице художественно-графического факультета МПГУ Полине Гришиной,  по-моему, она успешно справляется с этой программой. Кроме того, я веду курс «Основы компьютерной анимации» (Adobe Flash), курс «Издательские системы» (Adobe In Design) и курс по работе с видео в паре с моей коллегой Верой Герасимовой.  У нас есть еще курс трехмерного моделирования, который с самого начала ведет Игорь Сергеев. Таким образом, у нас сложилось единое учебное пространство, в котором современные направления обучения сочетаются с традиционными. Мы долго его формировали, сами пишем программы по всему курсу, ставя себе цели и задачи, которые выработались годами и проверены временем. Тот же самый метод проектов: ведь если просто сказать себе: «А давайте мы будем делать проекты», ничего не получится.  Все, что у нас есть сегодня, тщательно выстраивалось, вырисовывалось, определялось, что более значимо, что менее значимо, какие-то курсы и предметы отпадали сами собой как не выдержавшие конкуренции и испытания временем.
Всегда большое значение имеет детское желание. Мы не отбирали детей, которые сейчас у нас учатся, с точки зрения художественных способностей. В отличие от вузов, которые на такие специальности берут только умеющих рисовать студентов, мы даем возможность попробовать себя в компьютерном творчестве любым детям, у которых есть желание.  Конечно, способные дети делают работы более сильные, более интересные, которые мы отправляем на конкурсы, на конференции, где они занимают высокие места.
Поскольку современные школьники очень много играют, то возможность сделать даже самую простую игру своими руками их привлекает очень сильно, мы им даем возможность себя попробовать в играх как в трехмерном моделировании, так и во Flash, используя Action Script, предлагаем заниматься веб-строительством, пытаемся делать различные странички.
У нас в лицее есть своя очень хорошая видеостудия, мы проводим онлайн-трансляции всех мероприятий, выкладываем видеозаписи на лицейский сайт. Помог нам наш выпускник, сейчас преподаватель  НИУ ВШЭ Денис Королев, еще два наших выпускника - Денис Сумин и Александра Черепова - руководят подготовкой видеотрансляций,  обучением лицеистов операторскому искусству и монтажу в режиме реального времени.
Наши дети сами снимают, сами монтируют, сами играют персонажей. Видео снимается разное: и игровое, и документальное, и репортажи, и научно-популярное, и музыкальные клипы. Поэтому мы работаем в очень тесном контакте с учителями-предметниками. Например, учителя русского языка и литературы уже традиционно предлагают проекты ребятам по литературным произведениям как классиков (Пушкин, Лермонтов), так и современных авторов. На  уроках русского языка и литературы ребята составляют сценарий, а у нас соответственно воплощают его в жизнь, учителя-предметники очень этим довольны. В этом году одиннадцатиклассница Саша Серебровская решила снять фильм «Горе от ума» в современной интерпретации». Съемка идет  тремя камерами, в коридорах лицея, в буфете, в классах, в канцелярии  ребята разыгрывают сцены из «Горя от ума». Текст  классический, а  герои современные,  с ноутбуками и  смартфонами, в современной одежде.
Нужно отметить, что учащиеся 9-11-х классов нашего лицея ежегодно принимают участие в научно-технических конференциях и творческих конкурсах окружного и городского масштаба. В 2012-2013 учебном году на окружном фестивале-конкурсе кино- и фототворчества детей ЮЗАО в рамках городского открытого фестиваля экранного творчества «Московский кораблик мечты» в номинации «Кино и видео» из 15 отправленных на конкурс работ 9 стали лауреатами и дипломантами. На городском фестивале экранного творчества «Московский кораблик мечты» наши лицеистки Алина Закревская и Анна Гребенюк получили Гран-при фестиваля в номинации «Авторский фильм» за работу «Жизнь в танце». На Всероссийском видеоконкурсе социальной рекламы «Eco Shot» анимационный видеоролик «Твой мир» Александра Петрова занял 2-е место. В феврале 2013 года на Всероссийской научно-технической конференции школьников «Электронная Россия: выбор молодых» 3 работы наших учеников удостоены дипломов 2-й степени.
Одни из последних проектов были сделаны по английскому языку,  нужно было взять какое-то произведение английского автора и выразить свои эмоции. Мы увидели несколько очень интересных фильмов по английской прозе и поэзии, презентации об авторах, даже тесты по английской литературе. Конечно, уровень у всех работ разный, но лично я получила большое удовольствие. При этом весь показ,  вопросы и выступления проходили на английском языке,  работы соответственно были выполнены на английском языке.
Учителя истории тоже любят проекты, обычно это интерактивные карты, рассказы о событиях, выраженные средствами видео и ИКТ. Есть  у нас проекты по географии, по биологии, которые учителя  потом используют в качестве наглядных пособий на уроках.
Обычно на родительском собрании, когда дети идут на специальность, обычно говорю, что после нашего курса  те учащиеся, у кого есть способности, желание, кто собирается продолжать дальнейшее обучение по этому направлению, становятся профессионалами своего дела. Большая часть фактически  станет опытными, уверенными пользователями, способными сфотографировать и обработать изображение любым удобным для себя способом, используя компьютерные технологии, нарисовать простое изображение, сделать цифровое видео, оформить правильным образом доклад, иллюстрацию к нему, статью  плюс дополнительно сделать трехмерную модель, маленький мультик. Это те навыки, которые в современном мире для человека, работающего с компьютером всерьез, просто необходимы.
Я считаю, что детей, чтобы они успешно учились, нужно поощрять, поощрять и поощрять, в каждой работе найти не только ошибки, но и достижение, причем как конкретного ребенка в целом, так и достижение как таковое. Поэтому, принимая работы,  стараюсь похвалить каждого хоть за что-то. Конечно, у нас дети так или иначе мотивированы, но ведь не всегда все получается, поэтому похвала - очень действенная сила. Второе - это метод проектов, который позволяет давать ребенку определенную самостоятельность в рамках проекта, иногда ребенок сам формулирует задачи, которые необходимо сделать, а иногда работает по четко определенным требованиям. Конечно, я научу ребенка делать определенные вещи, которые ему потребуются для проекта, но дальше он может варьировать, что именно  должен получить.
Например, мы делали простенькие тесты во Flash с использованием языка Action Script. Идея была в том, чтобы дети сами сформулировали себе задачи. Так вот они сформулировали себе такие задачи, что я ахнула, получив результат. Я люблю групповые проекты, люблю, когда дети совместно что-то ищут, обсуждают, находят,  не возражаю, чтобы тот, кто что-то нашел, поделился с остальными своей находкой, ведь это умение работать в коллективе, общаться, порадоваться за товарища. Очень люблю различные деловые игры, например, делаем газету, я делю ребят на группы случайным образом, разбивая устойчивые дружеские пары, получаются  коллективы по четыре человека. В этой группе они распределяют, кто чем будет заниматься,  в соответствии со своими ролями быстро выпускают газету -  листки с информацией в формате А3 с заголовком,  текстом,  дизайном.
Согласно ФГОС школа должна обучать метапредметным умениям.  Вот и получается, что стандарт принят недавно, а мы стараемся вырабатывать эти метапредметные умения уже более двадцати лет. Особенно важно для меня, что после окончания лицея наши ученики входят в жизнь вполне подготовленными.

Мнение по поводу


Татьяна КАЗАКОВА, учитель информатики и ИКТ лицея №7 города Химки, эксперт компании DPI:

- Курс «Компьютерная графика» в том виде, как  его преподают в лицее №1533, предоставляет широкие возможности для самостоятельной и весьма разносторонней работы детей, повышает их мотивацию. Главное, что в лицее формируют устойчивые межпредметные связи: дети сводят в единое целое знания, полученные на других предметах, с навыками, приобретенными на занятиях по компьютерной графике. Безусловно, это приводит к более осознанному восприятию учебного материала как по информатике, так и по другим предметам. Таким образом, проектный метод, используемый в лицее, - это один из множества положительных примеров единства традиционных и инновационных педагогических технологий.

Наталья ПЛАТОНОВА, учитель информатики и ИКТ лицея информационных технологий №1533, победитель конкурса ПНПО «Лучший учитель-2013»