Любой гражданин России знает, что Конституция - основной закон Российской Федерации, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
Наша школа №694 гордится, что у нас создан и работает единственный в Москве школьный музей «Главная книга страны», экспозиции которого посвящены истории отечественной Конституции. Залы музея рассказывают о развитии государственности в России, истории, роли и значении Конституции в жизни страны. В подборе материалов нам большую помощь оказали лично Анатолий Лукьянов, Сергей Шахрай, Руслан Хасбулатов, Геннадий Бурбулис, Валентин Зорькин, Татьяна Дьяченко, ветераны войны и труда, родители учащихся. Тематическая структура музея позволила разделить материалы на две части: первая - история российского парламентаризма, рассказ об институтах представительской власти в России, о тернистом пути, по которому страна шла к своей первой Конституции, вторая история - возникновение и развитие действующей Конституции Российской Федерации. Музей имеет свой выход в Интернет, вся необходимая информация по музейному фонду введена в электронные терминалы, что позволяет любому посетителю самостоятельно ознакомиться с интересующими его документами, которые систематически пополняются и обновляются. Музей имеет свой лекционный зал, где проводят занятия, беседы, встречи с интересными людьми, отдельное помещение для архива, в котором бережно хранится запасной фонд. Современный школьный музей не может обойтись без своего выставочного зала и помещения для прикладных занятий детей, в них происходит ознакомление с экспозицией новой выставки, проведение дополнительных занятий.
Вместе со своими одноклассниками я представляла наш музей на городском конкурсе, заняв одно из призовых мест. Кроме того, сама работала над экспозицией, посвященной Конституции 1936 года, люблю проводить экскурсии для младших школьников по залам музея, с готовностью решила лично принять участие во Всероссийском конкурсе проектов, посвященном 20-летию Конституции Российской Федерации.
Общаясь со сверстниками по вопросам истории развития отечественного конституционализма, я вижу, что кого-то из них эта тема мало интересует, они не умеют выявить связь действующей Конституции с их повседневной жизнью, она как бы их совершенно не затрагивает. Это тревожный сигнал как для них самих, так и для нашего государства и общества, возможно, такое положение связано с недостаточной работой системы образования в этой важной области знаний. Без полноценной реализации прописанных в основном законе прав и личных свобод, на мой взгляд, не может быть правового государства.
С самого рождения я гражданка Российской Федерации. В 14 лет, после получения паспорта, я получила значительно более широкие права и обязанности. Согласно Конституции могу принимать участие в выборах государственной и муниципальной власти, то есть участвовать в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
Я внимательно изучаю не только свои права и обязанности, но и гарантированные Конституцией мои личные свободы. В первом пункте статьи 43 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на образование», это значит, что никто не может быть ущемлен, поскольку нет никаких ограничений относительно образования. Я понимаю, что сегодня жизнь требует постоянного самообразования человека, граждане России должны постепенно обновлять свои знания. Во втором пункте статьи записано: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Я не помню ни одного случая, чтобы с моей семьи за обучение брали деньги.
Мое образование началось в детском саду №525 Савеловского района, оно происходило в большей степени в форме игры. Понимаю, что моим обучением занималась в том числе и семья, так как родители отвечают за мое развитие, что прописано в Конституции РФ (ст. 38). У меня есть свое рабочее место, личный компьютер, необходимые книги, родители также покупают различные учебные пособия, канцелярские принадлежности. Я никогда не забуду свою начальную школу №671 и свою первую учительницу Наталью Викторовну, которой благодарна за ее терпение, любовь к нам, малышам. Здесь мы уже меньше играли, учеба стала более серьезным делом.
Государство заинтересовано, чтобы я получила качественное образование, чтобы у меня привился устойчивый интерес к учебной деятельности. Обучение и воспитание в моей школе, по-моему, полностью согласуется с требованием государства: «Роль образования тем важнее, что для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи. Здесь очень много зависит от учительского, преподавательского сообщества, которое было и остается важнейшим хранителем общенациональных ценностей, идей и установок» (из выступления Президента РФ Владимира Путина на Валдайском форуме 19 сентябре 2013 г.).
Я хочу получить высшее образование также бесплатно, что предусмотрено п. 3 статьи: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». В п. 5 записано: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования», стандарты - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями. Они есть, и за счет этого облегчается задача при сдаче экзаменов - я знаю, что от меня хочет государство. В стандартах прописан не только перечень знаний, но и те умения, навыки, которые я приобретаю в школе, меня учат самостоятельно эти навыки получать и использовать, нам сегодня отводят значительно больше времени для самостоятельной работы и самообразования как в самой школе, так и вне школьных стен.
Мы разные люди, но права и свободы для всех едины, ими мы можем пользоваться, когда между нами существует мир, согласие. Мы, молодые граждане страны, должны пользоваться опытом совместного жительства наших предков, их любви к Отечеству. Идеи Конституции - идеи добра, справедливости - мы можем воплотить только тогда, когда мы сохраним свою государственность, сделав Россию подлинно демократической страной.
Изучая внимательно и детально содержание статей основного закона, я пришла к выводу, что этот документ очень объемный, но не по количеству страниц, а по глубине содержания. Проще говоря, Конституция РФ - модель, на мой взгляд, близкая к идеальной модели государства. Будучи юным историком, понимаю, что все в мире течет и изменяется, а значит, будет меняться само государство, надеюсь, что эти перемены будут проходить в лучшую сторону, соответственно и сама Конституция со временем может быть подвержена необходимой редакции.
Я люблю отечественную литературу, перечитываю произведения Михаила Лермонтова, Федора Достоевского, Александра Пушкина, но мне ближе всего герои Николая Гоголя. Но герои не «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и даже не «Мертвых душ». Мне же близка повесть «Шинель», я даже пыталась сравнить себя с главным героем Акакием Акакиевичем Башмачкиным, жившим в николаевскую эпоху. Николай Гоголь создал образ чиновника, не имеющего права на собственное мнение, во всем забитого и ущербного, для которого покупка шинели стала по большому счету смыслом его жизни. Мне его по-человечески жалко... Кто-то, возможно, и меня назовет маленьким человечком, но в отличие от гоголевского героя благодаря уже созданному сегодня правовому государству я имею права и свободы значительно более широкие. Уверена, что в своей жизни достигну гораздо больше, ведь я свободный человек, потому что живу в демократической стране под названием «Российская Федерация».

Виктория ВАСИЛЬКОВА, ученица 11-го класса школы №694