- Сарра Федоровна, учитель - главное звено в процессе модернизации образования. Какие условия необходимо создать, чтобы учитель ощущал свою гражданскую и профессиональную ответственность за результаты своей деятельности и вместе с тем доверие общества и государства, свою социальную защищенность?
- Хотелось бы процитировать слова великого К.Д.Ушинского, помещенные в качестве эпиграфа к текстам профессионального стандарта педагога: «В деле обучения и воспитания,  во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».
Новый Закон «Об образовании в РФ», проект профессионального  стандарта педагога, другие документы, обеспечивающие нынешний этап модернизации образования,  активно обсуждаются педагогической общественностью. При этом очевидна  конструктивная позиция педагогов области в работе над этими документами. Отношение учителей к новым инициативам и не может быть другим, поскольку в них выражен общий вектор современного образования на развитие средств эффективного использования инновационных ресурсов.
Для нас поэтому важным  оказалось то, что, взяв курс на  интенсификацию инновационных процессов, разработчики новых стратегий озаботились  прежде всего состоянием человеческого ресурса, уровнем готовности педагогов и управленцев к деятельности  в условиях инноваций.
В рамках федеральной целевой программы 2011-2015 годов это выразилось в открытии целого направления по разработке в региональных образовательных системах инновационных моделей, обеспечивающих достижение нового качества образования и их распространение в массовой педагогической практике. В нашей области после победы в федеральном конкурсе реализация этого направления осуществляется в Институте повышения квалификации.
- Ростовский ИПК и ППРО стал федеральной стажировочной площадкой. И это тоже признание заслуг института...
- Конкурсный отбор учреждений в качестве баз для федеральных стажировочных площадок был успешен для региональных институтов по многим причинам. Однако, на мой взгляд,  особенно важна   включенность институтов в решение проблем кадрового и научно-методического обеспечения регионального управления образования. Но именно это обстоятельство в последнее время является предметом  особых дискуссий вокруг региональных институтов. По непонятным причинам именно встроенность  в систему государственного управления образованием объявляется главным их недостатком, при этом звучат неоправданные  упреки в громоздкости структуры, неповоротливости, заформализованности, в неспособности решать поставленные задачи. Но сама жизнь, педагогическая практика опровергают эти надуманные претензии. Один из аргументов состоит в том, что наиболее масштабные проекты модернизации образования, такие как, например, введение государственного образовательного стандарта, массовая переподготовка учителей по новым образовательным программам, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики», реализация проекта подготовки менеджеров  образования по программе «Инновационный менеджмент» и многие другие, успешно и с хорошими результатами осуществлялись именно через государственную систему повышения квалификации.
К сожалению,  в новом Законе «Об образовании в РФ» несколько ослаблены позиции государственных органов в управлении системой повышения квалификации. Это выразилось в отмене процедуры аккредитации образовательных программ дополнительного профессионального образования (хотя ничто не препятствовало бы введению федеральных государственных требований как регулятора образовательных  процессов в дополнительном образовании) и явном занижении требований к лицензированию в дополнительном профессиональном образовании. Какими будут последствия этих решений, нам еще предстоит узнать.  Хотелось бы, чтобы общая ситуация способствовала повышению качества деятельности учреждений ДПО,  их надежности и стабильности. Конечно, есть уверенность, что возникающие проблемы в управлении системой повышения квалификации частично получат свое разрешение средствами общественного регулирования - через советы, ассоциации, комиссии по общественной аккредитации образовательных программ, региональные координационные советы и т. д. На ближайший период разработка и реализация этих подходов станут полем наиболее активной деятельности в управлении системой ДПО.
На деятельность стажировочной площадки  из федерального бюджета на 3 года выделено  более 150 млн рублей под мероприятия, связанные с организацией повышения квалификации по ФГОС и проблематике общественно-государственного управления, а также  подготовку тьюторов и ведущих консультантов.  Значительные средства  были выделены на распространение инновационных моделей образовательных систем и управление процессами их внедрения.
Более половины средств предназначалось для оснащения института, базовых школ и ДОУ средствами видео-конференц-связи, оригинальными техническими средствами и программно-методическими комплексами для разработок и освоения инновационных образовательных технологий.
Одно из центральных направлений федеральной субсидии связано с организацией деятельности региональных центров методической и технической поддержки введения информационных технологий и обеспечения доступа к образовательным услугам и сервисам. Деятельность центра обеспечивает на сегодня  методическое сопровождение внедрения информационных технологий более чем 73% ОУ Ростовской области.
- Как  вы оцениваете уровень востребованности образовательных программ, реализуемых Ростовским ИПК и ППРО?
- Из года в год растет объем государственного задания институту, что подчеркивает  особое внимание Министерства общего и профессионального образования Ростовской области  к вопросам профессионального развития педагогов. На сегодня годовая цифра  повышения квалификации составляет более 11 тысяч человек.  К проблемам повышения квалификации привлечено внимание федерального центра, который финансирует наиболее значимые проекты. Возрастает также активность муниципалитетов, образовательных учреждений  и самих педагогических работников, являющихся активными участниками социального заказа на повышение квалификации по наиболее значимым для них проблемам.
Итоговая   цифра   прошедших    квалификацию  педагогов   свидетельствует   об интенсивности  нашей работы: она в 2,5 раза превосходит нормативную. Динамизм этих процессов, конечно, прежде всего обусловлен резко возросшими образовательными потребностями педагогов, ответственностью органов управления за состояние кадрового ресурса модернизации и, конечно же, способностью регионального института к  профессиональному решению поставленных задач.
В рамках введения  ФГОС по всему комплексу вопросов, в том числе новых подходов к оценке результатов, обучение прошли около 6 тысяч человек.  В общей сложности за время введения ФГОС с 2010 года в области было подготовлено 24863  педагога.
Сегодня педагогам предлагается актуальное содержание обучения, проблемная тематика которого напрямую связана с освоением инноваций, продуктивных технологий, новейших средств обучения.
- В самом ближайшем будущем педагогам придется заключать эффективные контракты со своими работодателями. Как вы относитесь к идее эффективного контракта с педагогом?
- Общая идеология контракта может быть рассмотрена на основе концептуальных идей профессионального стандарта педагога. Надеемся, что  этот документ обретет технологическую основу и инструментарий, пройдет экспериментальную проверку,  потому что только при этом условии он  может быть использован в массовом порядке для оценки такой деликатной сферы, как педагогическая деятельность.  Но выработке подходов к реализации эффективного контракта в  немалой степени может способствовать уже имеющийся опыт реализации экспертных технологий, полученный  в ходе проведения педагогических конкурсов приоритетного  национального проекта «Образование».
В рамках  этого конкурса в течение 8 лет действует модель экспертного анализа состояния и результативности профессиональной педагогической деятельности. Эта модель научно обоснована, надежна, позволяет получить объективные данные. Ее использование позволило  в течение всех этих лет без конфликтов, не раня ничье самолюбие, выявлять лучших. Немаловажно и то, что объективность результатов конкурса всегда признавалась  педагогическим сообществом. Эта методика наряду с другими может быть адаптирована к эффективному контракту и  использованию в массовой практике.
- Сарра Федоровна, сегодня много говорится о конкуренции, о том, что институты повышения квалификации   не должны быть монополистами в этой области.
- Конечно, мы тоже за конкуренцию, она способствует развитию, переменам. Однако нельзя согласиться с мерами, ослабляющими систему, снижающими ее потенциал, так как сейчас важно  сохранить и приумножить  качество дополнительного профессионального образования.  Это будет трудно сделать  структурам, не имеющим достаточного опыта и  наработок в области повышения  квалификации, не встроенным в региональные системы образования и не развивающимся  вместе с ней.