- Игорь Александрович, модернизация системы российского образования  - приоритетное направление государственной политики РФ. Какие изменения происходят в образовательном пространстве Донского региона?
 - Сфера образования на Дону является одной из приоритетных в структуре бюджетных расходов. В первую очередь внимание уделяется вопросам качества обучения, материально-технического оснащения  школ, охраны здоровья школьников, зарплаты педагогов и другим. Все действия власти, направленные на модернизацию образовательной сферы, с одной стороны, отвечают требованиям времени и новым экономическим условиям, сложившимся за последние 10 лет, с другой - способствуют повышению статуса и мотивации всех участников образовательного процесса.
Новые стандарты образования отличаются от прежних, это касается разработки новых программ, методик, учебников. Особое внимание - дополнительному образованию школьников, их воспитанию и гармоничному развитию, впервые новыми стандартами предусмотрена проектная деятельность учащихся, а это принципиально новый подход к обучению и его последующему практическому применению.
По многим направлениям в сфере образования и спорта мы находимся, что называется, в авангарде. Причем важно, что большинство новаций в этих сферах - инициатива нашего губернатора В.Ю.Голубева.
C апреля 2011 года в Российской Федерации реализуется проект модернизации региональных систем общего образования.
Ростовская область за 3 года реализации комплекса мер по модернизации общего образования получила из федерального бюджета  4439151 тыс. рублей.
550 базовых общеобразовательных учреждений в 55 муниципальных образованиях области работают над повышением общего уровня школьного образования и усовершенствованием образовательных моделей управления качеством образования. Реализация проекта осуществлялась в рамках выработанной стратегии оснащения базовых школ современным оборудованием и инвентарем.
В школы области поставлены учебно-лабораторное, компьютерное, столовое, спортивное оборудование и спортивный инвентарь, системы видео-конференц-связи для организации дистанционного обучения, цифровые лаборатории для кабинетов физики, химии, биологии, оборудование для медицинских кабинетов, оборудование для кабинета ОБЖ, ПДД, передвижные автогородки, оборудование для лингафонных кабинетов, отремонтированы школы, проведены  ремонтные работы по устройству внутренних санузлов муниципальных общеобразовательных учреждений, заменены ветхие окна.
Размер средней заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений области за 9 месяцев 2013 года составил 20618,73 рубля (119,2% от средней заработной платы по экономике региона за I  квартал 2012 года).
Во всех базовых школах обеспечивается широкополосный доступ в сеть Интернет. В рамках организации дистанционного обучения школьников для 60 опорных школ приобретены комплекты оборудования видео-конференц-связи. Это позволяет обучающимся получать качественное образование по выбранным предметам независимо от места жительства.
- Сохранение здоровья нации с самого раннего детства является одной из важных задач в русле модернизации системы образования. В России стал широко известен опыт Ростовской области по созданию региональной модели управления здоровьесберегающей  деятельностью  в образовании. Расскажите, пожалуйста, подробнее об опыте вашего региона.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, формирование ответственного отношения детей и подростков к своему здоровью является одной из главных задач правительства Ростовской области.
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области, созданный в 2012 году, насколько мне известно, пока единственный в России. Специалисты центра курируют сбор данных и анализируют информацию, получаемую из 100 пилотных школ Ростовской области, в которых установлены аппаратно-программные комплексы, позволяющие делать доврачебную диагностику состояния здоровья школьников. К концу 2013 года еще 130 школ получили такие комплексы. Это дает возможность отслеживать в режиме реального времени физическое состояние учащихся. По каждому ребенку, по каждому классу, по каждой школе информация стекается в банк данных на сервере центра. Сегодня уже накоплен статистический материал, который анализируется и является основанием для принятия управленческих решений директором школы, руководителями органов управления муниципальных систем образования, Министерством общего и профессионального образования области с участием системы здравоохранения, Министерства здравоохранения области. Таким образом, министерства образования и здравоохранения региона работают как единое целое ради общей цели и задачи - сохранения и укрепления здоровья школьников области. Я думаю, что этот пример будет тиражироваться в других субъектах, поскольку он доказал свою целесообразность и эффективность.
Для сохранения и укрепления здоровья школьников в 2012 году переоснащены современным технологическим оборудованием 207 школьных столовых и пищеблоков, что позволило увеличить общий охват школьников питанием до 96,7 %. В 2013 году переоснащены еще 175 школьных столовых.
- Совсем недавно закончился Всероссийский конкурс «Учитель года России-2013». Учитель русского языка и литературы Светлана Колесниченко из города Гуково Ростовской области вошла в пятерку лучших учителей России.
- Хочу обратить внимание на то, что Ростовская область по степени активности творческого потенциала  педагогов   является одним из лидеров в РФ. У нас на Дону трудятся обладатели 6 Малых хрустальных пеликанов - приза, которым награждаются  победители конкурса, вошедшие в пятерку лучших учителей. Еще 10 педагогов становились лауреатами  конкурса «Учитель года России». По количеству лауреатов Всероссийского конкурса в РФ нет  региона, имеющего такие результаты.  При этом надо отметить, что наши лауреаты представляют различные территории - это и города Ростов-на-Дону, Волгодонск, Шахты, Гуково, и сельские районы -    Цимлянский, Песчанокопский. Это говорит о стабильной,  высокоэффективной системе поддержки и развития педагогических талантов на всей территории Ростовской области.
- А каковы, на ваш взгляд, источники такого высокого уровня творческой активности педагогов Дона?
- Мы бережно относимся к нашим традициям, к сохранению опыта работы донских педагогов, но в то же время стремимся к внедрению инноваций. Развитие образования всегда находится в центре внимания общественности Дона, особенно родителей, работодателей, общественных организаций. Это позволяет включать и эффективно использовать социальные механизмы влияния на реализацию государственной политики в сфере образования.
Немаловажным аспектом в этой работе является укрепление авторитета и статусного положения донского педагога. Это уважаемый, наделенный высокими социальными полномочиями человек, сознающий свою высокую ответственность воспитателя подрастающего поколения. Понятно, что только в такой среде вырастают истинные таланты от педагогики, творчеством которых гордится Донская земля. В этой работе очень многое зависит от созданной в области системы педагогической поддержки учительства в его стремлении овладеть современными профессиональными компетенциями.
Единый педагогический комплекс области, представленный учреждениями профессионального педагогического образования, Институтом повышения квалификации работников образования, муниципальными методическими службами, на сегодня обеспечивает высокий уровень эффективности педагогической деятельности.
Особенно хотелось бы отметить деятельность областного Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В условиях, когда ряд регионов отказались от поддержки своих учреждений повышения квалификации, что потом привело к крайне негативным последствиям в качестве работы, мы сохранили наш региональный институт, наделили его рядом полномочий, способствующих развитию образования. На сегодня институт обеспечивает ежегодно подготовку свыше 11 тысяч  педагогических работников  к реализации новой образовательной стратегии, введению ФГОС, новых систем оценки качества образования, овладению культурой инновационной работы.
В течение двух последних лет институт выступает в новой роли федеральной стажировочной площадки, на которой во взаимодействии с базовыми учреждениями -  27 школами и 33 дошкольными учреждениями -  разрабатываются новые для Донского региона инновационные модели образования.
Вот это и есть ответ на ваш вопрос. Необходимо создавать условия для высокопрофессиональной работы, творческого роста педагога. Рождение уникальности, которую демонстрируют наши педагоги - победители конкурсов, - это не спонтанный процесс, а результат целенаправленной работы педагогов над собой и не менее значительной работы по созданию ситуации востребованности обществом учительских талантов, достойной их оценки.
- В Ростовской области активно развивается казачье образование. Игорь Александрович, в чем вы видите перспективность развития данного направления?
 - В воспитании подрастающего поколения очень важно опираться на традиционные духовные ценности. На мой взгляд, одним из лучших способов социализации и воспитания патриотизма должно стать возвращение к своим корням. Для нашего региона такой ценностью является культура казачества. В Ростовской области более 170 образовательных учреждений имеют статус «казачье». Среди них общеобразовательные учреждения муниципального подчинения, муниципальные учреждения дополнительного образования, муниципальные дошкольные образовательные учреждения, государственные образовательные учреждения начального профессионального образования, кадетские корпуса.
Казачий компонент, используемый в образовательных программах, включен в образовательные предметы «Литература», «История», «География», МХК, «Музыка», «Основы православной культуры», «Регионоведение», в кружковую работу художественно-эстетической, военно-патриотической направленности, занятия  по краеведению, реализуется во внеурочной деятельности в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Важность этой работы состоит в том, что ребята с ранних лет приобщаются к культурным ценностям и  историческим корням своего народа, своей малой родины. Они познают силу духа донского казачества, твердость и свободолюбие  характера  донских казаков, преданность  Родине. В дальнейшем с учетом усиления воспитательного потенциала школы эта тенденция будет развиваться и укрепляться.
- Нам известно о региональной инициативе по введению шахматного всеобуча. Как это поможет поднять качество образования в целом?
- По многим направлениям в сфере образования и спорта мы находимся, что называется, в авангарде. Причем важно, что большинство новаций в этих сферах - инициатива нашего губернатора Василия Юрьевича Голубева.
Во-первых, практически во всех школах Ростовской области введен предмет «Шахматы». Благодаря этому дети (более 40 тысяч человек, преимущественно  учащиеся начальной школы) усвоили азы игры в шахматы. У нас в регионе этот вид спорта развивается очень динамично. Это выгодно отличает Ростовскую область от многих других субъектов, мы впереди. Выбор этого предмета не случаен, поскольку шахматы не просто игра, не просто вид спорта, это  гимнастика для ума. Шахматы развивают логику мышления, учат молодого человека разрабатывать стратегии, думать на несколько шагов вперед, способствуют концентрации, внимательности, собранности. Эти навыки пригодятся молодому человеку в любой сфере деятельности. Именно поэтому в школах Ростовской области мы будем развивать это направление и дальше.
Одним из достижений нашей региональной системы образования стало подписание в 2011 году соглашения о взаимодействии между Министерством общего и профессионального образования Ростовской области, Федерацией шахмат Ростовской области и Международной шахматной федерацией (ФИДЕ), в соответствии с которым установлены рамки сотрудничества по реализации проекта «Шахматы в школах» в области.

В рамках данного соглашения с 1 сентября 2012 года введен всеобуч по шахматам в первых классах общеобразовательных учреждений области.
На начало 2012-2013 учебного года уже во всех 55 муниципальных образованиях области на базе 1078 общеобразовательных учреждений организован шахматный всеобуч в 1969 классах, которым охвачены 38248 обучающихся первых  классов.
Также хочется отметить, что Ростовским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования совместно с Федерацией шахмат Ростовской области разработана программа по обучению навыкам игры в шахматы  «Методика обучения игре в шахматы». На базе ИПК и ППРО прошли обучение навыкам игры в шахматы более 200 педагогов, принимающих участие в реализации всеобуча. Для подготовки педагогов были привлечены гроссмейстеры, профессиональные тренеры-преподаватели шахматных клубов и ДЮСШ  области.
- В вашем регионе активно реализуется и всеобуч по плаванию. С чем это связано?
- Сначала это была разовая инициатива: губернатором области было принято решение о выделении средств из регионального резервного фонда. Но в этом году при формировании бюджета на 2014-2016 годы ежегодные расходы в размере 27-30 миллионов рублей уже заложены в проект бюджета и государственную программу Ростовской области по развитию системы образования. Это гарантия того, что проект с 2014 года приобретает системный характер, теперь это не разовая акция. Это важно и для детей, которые получают возможность обучиться плаванию, и для их родителей.
Всеобуч по плаванию не только помогает укрепить здоровье ребенка, но еще  и решает проблему безопасности детей на воде. В Ростовской области много водоемов, в которых, к  сожалению, гибнут и взрослые, и  дети. Поэтому мы приняли решение учить малышей плавать с начальной школы. Мы хотим, чтобы в каждом муниципалитете был бассейн: сейчас  их 48, а к 2018 г. планируется построить еще 50 бассейнов. Я убежден, что это эффективный инструмент, обеспечивающий физическое здоровье ребенка, его безопасность и гармоничное развитие личности.
- Какие еще направления, на ваш взгляд, отличают Ростовскую область в сфере образования?
- Я могу говорить об этом очень много. Ко всему вышесказанному хочу добавить очень важное направление - это расширение системы дополнительного технического образования. Мы постоянно слышим о том, что нужны инженеры, что работодатели требуют таких специалистов. Вузы также заинтересованы, чтобы как можно больше абитуриентов приходило к ним на технические и инженерные специальности. Основной ресурс для решения этой проблемы не уговоры или профориентация, а создание как можно большего количества учреждений дополнительного образования технического профиля. Станции юных техников, как ранее их называли, или центры технического творчества, как мы их называем сейчас, должны быть в каждом муниципалитете. В прошлом году мы ввели дистанционную форму образования - областной центр технического творчества с опытными инструкторами, преподавателями вузов по IT-технологиям и робототехнике. Все больше и больше детей вовлекается в эту деятельность, в техническое творчество. И потом те ребята, которые прошли через эту систему дополнительного образования, конечно, выбирают инженерное будущее. Идут либо в науку, либо на производство. Это очень здорово и очень правильно! Эту задачу сформулировал Василий Юрьевич, наш губернатор. И на сегодняшний день она успешно реализуется.
Наконец, необходимо рассказать о Центре дистанционного образования для одаренных детей. Мы сделали его самыми первыми в России. Сейчас, возможно, подобные центры появились и в других субъектах РФ. С детьми работают опытнейшие вузовские преподаватели в дистанционной форме по тем областям знаний и предметам, которые интересны ученикам. Это тоже важнейшая наша новация, которая уже дает свои результаты. И в будущем будет «добавлять нам обороты» в плане более качественной подготовки наших детей, учащихся общеобразовательных школ. Параллельно идет процесс профориентации ребят по тем областям знаний и специальностям, которые они будут выбирать в вузах для дальнейшей своей профессиональной деятельности.
- Игорь Александрович, 7 лет прошло с момента нашей предыдущей встречи. Какими сегодня вы видите перспективы развития донского образования?
- Сфера образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Доступность и качество образования являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения, качество человеческого капитала, социальную и трудовую мобильность населения, привлекательность территории при выборе места проживания.
Бесспорно, образовательный комплекс Ростовской области один из крупнейших в Российской Федерации. Он включает в себя около трех тысяч образовательных организаций. В целом в сфере образования Ростовской области заняты около 120,0 тысячи работников. К тому же количество образовательных учреждений в регионе неуклонно растет. Во главу угла ставятся не только вопросы доступности, но и комфортности обучения. В настоящее время в Ростовской области обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
Наша образовательная концепция заключается в том, чтобы дать качественное конкурентоспособное образование детям, которые учатся как в городских, так и в сельских школах.
Особенно хотелось бы подчеркнуть необходимость обеспечения  доступности всех видов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, создание дополнительных дошкольных мест в муниципальных образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования (для решения данной проблемы реализуется  губернаторский проект «100 детских садов»).
Важной управленческой задачей, с моей точки зрения, является привлечение частных организаций в сферу дошкольного образования, формирование системы моральных и материальных стимулов для сохранения в общем и дополнительном  образовании лучших педагогических работников, привлечение молодых специалистов, стимулирование развития творческого и инновационного потенциала работников образования Ростовской области.
Актуальными являются проблемы обеспечения подготовки кадров, соответствующих требованиям регионального рынка труда и работодателей, и формирования эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда, и т. п.
Таким образом, перед системой образования региона стоят серьезные, ответственные задачи. Создана база для эффективного развития этой социальной сферы, которая, несомненно, будет и в дальнейшем способствовать развитию региона в целом.