-  Можно я возьму у вас интервью, как у мамы первоклассника? - спросила Наталья Борисовна. - Уже заканчивается первая четверть. Интересно, как вы на практике смогли воплотить те рекомендации, которые я дала (см. публикацию в «Учительской газете» №33 от 13 августа 2013 года.) Давайте начнем с совета о том, как выстраивать диалог «педагог - родитель».
Мария: Помните, когда я пришла к вам на первую консультацию, то даже не смогла рассказать, чем ребенок занимался первые две недели в школе. Ответ мой тогда свелся к следующему: «Пишут крючочки и палочки, штрихуют и раскрашивают. Про математику? Сын говорит, что там все просто. Еще не смотрела толком». Тогда мне казалось, что куда важнее научиться быстро одеваться, собирать портфель, записывать расписание в дневник. Если же говорить о сыне, то он всему рад, на уроки ходит с желанием, на вопрос «Как дела у Арсения?» наша учительница отвечала почти всегда: «Все хорошо».
На деле же оказалось, что стоило мне изменить формулировку с «Как дела?» на «А заметили ли вы...», называя задания и формулируя конкретные вопросы, опытный педагог рассказала о трудностях не всего класса, а моего сына. Он, как я уже сама заметила по рабочим тетрадкам, в которые до недавнего времени лишь изредка с умилением заглядывала, не всегда успевал за работой в классе, иногда отвлекался, путал право и лево...
Наталья ОДЛИС: Вам стоит обратить внимание на то, как ребенок объясняет. Часто дети все делают правильно, но объяснить устно или просто рассказать о том, что именно они делают, для чего и как, не могут. А это очень важно. Ребенок, объясняя вам, объясняет и себе. Он может объяснять братьям, сестрам, игрушкам. Пусть он станет учителем себе и другим. Он научит свой ум задавать вопросы и отвечать на них правильно. Четкость и ясность ума так облегчают и расширяют возможности нашей жизни! Если у ребенка есть трудности с этим, поговорите с педагогом, пусть он поможет и расскажет, как и что они делают.
В первые полгода учитель налаживает контакт с учениками, дает возможность адаптироваться к своей манере поведения, к учебным требованиям. На что он в первую очередь обращает внимание? На поведение и на успехи ученика, особенно если он уж очень сильно отстает от программы. И если ваш ребенок не мешает вести урок, в среднем не отстает, то получается, что все нормально.
Нужно учитывать и еще один момент. Когда ребенок начинает о себе думать хуже, чем он есть на самом деле, он перестает что-либо делать, потому что не видит в этом смысла.
Мария: Наталья Борисовна, я недавно вспомнила, что некоторые люди сравнивают учебу в школе с непосильным трудом и каторгой.
Наталья ОДЛИС: Давайте выведем закон, что само по себе действие - будь то уроки, учеба, игра - не должно вызывать негативные эмоции ни у кого. Чаще всего они появляются в том случае, когда с детства ребенка контролируют. Я это называю своеобразной госприемкой со стороны любящих родных. Если у ребенка случились трудности в понимании - есть педагог, к нему можно подойти и все уточнить. Есть каникулы и выходные - в это время можно в радость позаниматься и отработать то, что не усвоено. Важен не контроль, а как и что человек делает. Вы в этот момент пытались не помочь ребенку, а контролировать его! Важно, чтобы ребенок учился с радостью. Тогда появятся качественность и ответственность. Когда родители постигают школьную программу вместе с ребенком, именно тогда он учится познавать с радостью.
Вы заметили, что у Арсения есть проблемы с написанием букв и цифр?
Мария: Да, мне иногда так кажется... Буквы и цифры выходят не такими ровными и ладными, как в прописях...
Наталья ОДЛИС: Это не должно вас особо беспокоить. В данной ситуации главным является то, что ребенок сам учится писать буквы и цифры, сам хочет их довести до совершенства. Все мы художники в душе, но не в жизни: не каждому дано копировать. Пусть ребенок дома наделит цифру или букву характером. Дайте первокласснику написать буквы разными цветами. Пускай ребенок сравнивает написанное - двойка, например, похожа на лебедя. Пусть нарисует лебедя, пусть напишет цифру на альбомном листе карандашом, фломастером, красками. Попутно можно попросить ребенка подарить цифре или букве хорошее настроение, тогда она получится лучше, чем прежде. Главное - не торопить. Важно подружить ребенка с цифрами и буквами. Пусть он посидит за тетрадкой минут пять, а потом пойдет заниматься другими делами. Напомню еще раз: важно не контролировать ребенка, а сопровождать его. Давать полную самостоятельность, но при этом договориться, что, когда задание выполнено, его нужно показать. Да, иногда в тетрадке будет грязно или что-то не получится. Но он сделал это сам! Важны ясные и четкие знания.
Кстати, не так давно я общалась с Сеней по телефону. Он сказал парадоксальную вещь: ему нужно перестроить настроение. Оно у него, кстати, было радостным! Он решил это сделать потому, что собирался сесть за уроки, а для этого, в его понимании, нужно было стать серьезным, сконцентрироваться. Понятно, почему жизнь многих взрослых людей так тяжела: мы ее делим на сложное и легкое, это становится критерием нашего бытия. У нас, взрослых, с детства создается стереотип, что работа и учеба - тяжелый и изнуряющий процесс, а отпуск все ждут с тайной надеждой, что он пройдет очень радостно. Но большинство из нас знает, как он на самом деле проходит. И даже если он хорошо прошел, мы с тоской думаем, что отпуск закончился. Но ребенку важно быть радостным!
Мария: Расскажите нашим читателям, Наталья Борисовна, чему вы научили моего сынишку. Ему очень понравилась эта рекомендация. Он еще и братика с сестрой научил этой игре.
Наталья ОДЛИС: Арсения я научила упражнению «Источник моей радости», которое можно делать и взрослым, и детям. Найдите солнышко в себе. Если не получается, то можно мысленно представить его внутри себя в виде желто-золотистого шара, который, чем дольше вы на него смотрите, тем больше растет и заполняет каждую клеточку вашего тела. Вы становитесь солнышком, излучающим тепло и радость. Постепенно солнышко становится даже больше, чем сам человек, - оно дарит лучики тем предметам, с которыми вы будете заниматься. Если все делается верно, то невольно начинаешь улыбаться!
Мария: Правильно ли я понимаю, что не нужно сидеть вместе с ребенком и делать уроки?
Наталья ОДЛИС: Конечно! Пусть ученик будет самостоятельным, а вы занимайтесь своими делами, думается, их у вас достаточно. Можно вместе сделать упражнение «Солнышко» - оно объединит вас и покажет лишний раз, что слова и дела у взрослых не расходятся: хороший пример лучше всяких нотаций. А вот когда ребенок выполнит задание, пусть принесет и покажет, над чем он трудился. Если вы видите, что задание выполнено неправильно, пускай ребенок объяснит, как он его выполнял и что от него требовалось. Только после этого можно скорректировать выполненное. Тогда новое состояние радости, успешности будет сопутствовать обучению.
Или, например, ребенок плохо читает. Прочитайте задание вместе с ним: сначала он сам, затем нужно прочесть вместе именно те слова и выражения, которые вызвали трудности. Лучше потратить время на это в первом классе, чем потом, когда проблема усугубится. Важно делать это как минимум без раздражения, а лучше с внутренней радостью.
Мария: Чему именно должны научить ребенка родители в первом классе, что заложить в основу его обучения?
Наталья ОДЛИС: Как я уже говорила, негативное отношение к обучению и постижению новых знаний разрушительно для всех и жизни в целом! Официально домашнее задание в первом классе как бы не задают, но родителям важно научить ребенка легко и радостно учиться, выполняя задания любые, не только школьные. Когда папа и мама находятся на подхвате и пребывают в хорошем настроении - учеба становится легче. У ребенка формируется потребность в самостоятельности, добрые и светлые отношения к делу и жизни в целом. При этом сохраняются дистанция в общении и уважительное отношение друг к другу независимо от возраста.