Конечно, нельзя умалять роль родителей. Но именно в школе происходит формирование личности, окончательная огранка данных природой талантов, сглаживание нежелательных черт характера. Из школы выходят вполне сформировавшиеся, готовые к взрослой жизни люди, если рядом с ними любящие, заботливые родители и чуткие, внимательные учителя, принявшие на себя ответственность за своих воспитанников. Ведь многие педагоги стараются, чтобы в каждом ребенке хорошее стало лучшим, а плохое стало хорошим, восполнить то, чего он не получил дома. Они знают, что воспитание определяет судьбу человека. И они, учителя, помнят всю жизнь о многочисленных своих питомцах, их волнует настоящее и будущее бывших учеников.
Народ отвечает учителям любовью. Недаром в дни праздников, особенно в День учителя, а женщины-учителя и 8 Марта, они получают кипы поздравлений и огромные букеты цветов. Нередко и от тех своих питомцев, которым, как им казалось, они что-то недодали, за все годы учебы не смогли преобразить их. Но то, что было скрыто в подростке, определенно проявилось во взрослом молодом человеке. За это бывшие школьники на всю жизнь сохраняют добрые чувства о своих наставниках.

«После родителей я считаю самым близким мне человеком мою любимую учительницу Лидию Гавриловну Потапову. Она из тех педагогов, кого называют второй матерью. Я училась в пятом классе, когда в моей семье случилось несчастье. Мои родители попали в автокатастрофу, получили страшные травмы. О случившемся я узнала от соседей. В тот вечер я сидела дома одна и рыдала. В дверь позвонили. Открыв, я увидела Лидию Гавриловну. Она приласкала меня и сказала: «Все будет хорошо, а пока поживешь у меня, мы будем вместе навещать твоих папу и маму». Почти два месяца я прожила в ее семье. У Лидии Гавриловны своих детей было двое: Маша - уже студентка - и Вова восьми лет. Но она на всех находила время. Я слышала, как они с Машей беседовали о прочитанных книгах. С сыном она занималась математикой, читала ему книги. Потом и я к ним подключилась. Мы все читали по очереди сказки, детские рассказы. И еще она тоже помогала делать уроки по математике, и у меня скоро по этому предмету появились отличные оценки.
Когда мои родители выздоровели, я вернулась домой. Наши семьи подружились. Мой папа говорил о Лидии Гавриловне: «Редкой души человек, если бы все педагоги были такие! И теперь спустя десять лет после окончания школы я часто заезжаю к своей любимой учительнице, поздравляю ее со всеми праздниками».
Майя Маренкова, воспитатель детского сада, Ярославль

«До школы я воспитывалась у бабушки, и жили мы в глухой деревне. Конечно, она мне все позволяла. Но в то же время научила понимать, что такое добро и что такое зло. В первый класс я пошла в Перми. И естественно, с первых дней у меня начались проблемы. Мне были непонятны школьные правила: обязательно сорок минут сидеть за партой, почти неподвижно, и делать то, что просит учитель. А мне хотелось побежать на улицу или хотя бы подойти к окну и посмотреть, что там происходит.
И вот однажды Варвара Ивановна оставила меня после занятий. Села рядом со мной за парту, совсем как мама, ласково улыбнулась, обняла меня за плечи и спросила: «В какие игры ты играешь с подружками?» «В магазин, в детский сад», - ответила я. И тогда Варвара Ивановна предложила: «Давай мы с тобой поиграем в школу. Ты будешь учительницей, а я - ученицей». Мне это понравилось. Я старалась копировать Варвару Ивановну. А она выполняла все мои требования: писала в тетради, пела, как на уроке пения, была очень вежлива и во всем меня слушалась.
Игра эта очень мне помогла. Скоро я освоилась, привыкла к школьному распорядку. А моя первая учительница стала моей наставницей на всю жизнь. Помогла она мне и с выбором профессии - я тоже стала учительницей, и  тоже начальных классов».
Регина Миленко, учитель начальных классов, Московская область

«Я работаю в школе более 15 лет. Мне нравится быть учительницей. Каждый день спешу в школу, особенно после каникул, чтобы встретиться со своими озорными, шаловливыми, ершистыми и покладистыми мальчишками и девчонками. Другой судьбы я бы себе не пожелала. А ведь все могло быть по-другому.
После педагогического университета я очень хотела попасть в свою родную школу, где училась. Не получилось, и я оказалась в другой. Там была очень строгая директор. Она оглядела меня и сказала: «Не знаю, что из вас получится».
Меня такой прием насторожил, значит, в меня не верят. К тому же Софья Алексеевна оказалась строгой и даже жестокой руководительницей. В коллективе я тоже не прижилась.
В общем, мне было очень неуютно. А главное, что я не могла найти взаимопонимание с детьми.
После второй четверти я решила, как только закончится учебный год, навсегда уйти из школы. Но меня спасла от этого шага Татьяна Николаевна Еременко. Как-то она подошла ко мне, когда одна сидела в учительской, и сказала: «Машенька, я вижу, что тебе очень трудно: у нас коллектив сложный, недружный. Мне так хочется тебе помочь!»
С того дня у меня началась дружба с Татьяной Николаевной. Я больше не ощущала себя одинокой. Постепенно у меня наладилась  и дисциплина на уроках.
У меня больше никогда не возникало мысли сменить профессию. Я все эти годы переписываюсь с Татьяной Николаевной и всегда жду от нее весточки».
Мария Гаврилович, учитель истории, Пермский край