Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA является мониторинговым исследованием, которое помогает выяснить, есть ли у школьников знания и умения, которые позволяют им решать задачи во многих сферах человеческой деятельности. Для нашей страны результаты исследования полезны еще и тем, что они дают понимание того, как меняется российское образование с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе, и какие шаги нужно предпринять, чтобы российские школьники стали еще более конкурентоспособными.
В минувшем году в мониторинге PISA участвовали более 500 тысяч школьников из 65 стран мира. Выборка по России составила 5219 учащихся из 227 образовательных организаций, расположенных в 42 регионах страны.
Основной упор в исследовании 2012 года был сделан на математическую грамотность и развитие математического образования, однако эксперты отметили, что российские школьники в сравнении с результатами исследования 2009 года повысили средние результаты по всем направлениям. Так, по читательской грамотности наблюдается рост на 16 баллов (с 459 до 475), по математической грамотности - на 14 баллов (с 468 до 482), по естественно-научной - на 8 баллов (с 478 до 486). Что касается математической грамотности, то оказалось, что в России сегодня почти нет школьников, которым не удалось справиться с предложенными задачами. Это значит, что сформировать этот тип грамотности можно у каждого ученика.
- По результатам 2012 года мы существенно улучшили свои показатели, - отметила первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. - Это говорит о том, что в России значительно повысилась доступность качественного образования. Особенно большой рывок в сравнении с результатами прошлых исследований сделали сельские школьники.
Как отметила руководитель Центра оценки качества образования Российской академии образования, руководитель национальной команды исследования PISA в России Галина Ковалева, с 2003 года результаты сельских школьников выросли на 21 балл, в то время как результаты учащихся из больших городов - всего на 6 баллов.
По итогам исследования результаты российских школьников оказались ниже среднего уровня, но тем не менее это практически тот же уровень, что продемонстрировали и многие развитые страны, например США, Норвегия и др. Лидерами по всем направлениям функциональной грамотности в этом году стали школьники из Шанхая (Китай), Гонконга (Китай), Сингапура, Японии, Тайваня, Республики Корея и т. д.