Но как достоверно измерить все эти способности, иначе говоря, информационно-коммуникационную компетентность (ИК-компетентность) выпускника основной школы? Ее призван оценить разработанный Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) при поддержке Центра международного сотрудничества по развитию образования (CICED) инструмент - IC Literacy Test. Разобраться в его тонкостях можно было на недавнем семинаре «Оценка информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы: инструментарий, организация тестирования и использование результатов», прошедшем на базе Российского тренингового центра Института управления образованием РАО и при поддержке Всемирного банка.

НФПК начал разрабатывать ICL Test 3,5 года назад, выиграв соответствующий конкурс Всемирного банка.
- Российских ученых можно поздравить с созданием продукта такого уровня, потому что такого инструмента для измерения ИК-компетентности нет нигде в мире, - пришел к выводу эксперт Всемирного банка и научный консультант проекта Марк Зелман. Доктор математических наук, он имеет пятнадцатилетний опыт в сфере разработки тестов (SAT, GRE, GMAT) и является одним из признанных экспертов в области дизайна и разработки тестов.
Его слова подтверждены успешным тестированием не только внутри России, но и во многих странах СНГ и мира. Тест прошел аудит в Манчестерском университете и Центре передовых исследований в области образования Нью-Йоркского университета. Чем он принципиально отличается от зарубежных тестов на ИКТ-компетентность? Большая их часть измеряет техническую грамотность, основана на формате вопрос-ответ и не опирается на реальные жизненные ситуации.
ICL Test проверяет не технологические умения, а в первую очередь умственные, когнитивные способности, которые школьник может проявить при помощи информационных технологий. В основе данного подхода лежит гипотеза, что ИК-компетентность многомерна  и включает в себя семь основных составляющих. Прежде всего это умение сформулировать информационный запрос, найти нужную информацию, ее проанализировать и структурировать, а также создать на ее основе свой продукт, которым ты сможешь поделиться с разной аудиторией.
- Разумеется, при разработке теста мы учитывали имеющийся в мире опыт, - пояснила нам руководитель группы разработчиков теста, заместитель исполнительного директора НФПК Светлана Авдеева. - В первую очередь мы опирались на определение ИК-компетенций, разработанное Американской библиотечной ассоциацией. При этом мы разработали свои задания, свою шкалу оценки, свои стандарты оценки. ICL Test отличается от других тестов в этой области довольно сильно. Во-первых, у них разная целевая аудитория: за границей это, как правило, учащиеся высших учебных заведений - колледжей, у нас выпускники основной школы - 9-классники. Важно и то, что дети могут получить результаты теста сразу после его прохождения, потому что они обрабатываются автоматически. Мы вообще постарались максимально снять экспертный субъективизм. Например,  в PISA и TIMSS сырые данные обрабатываются экспертами. Мы же, наоборот, привлекаем экспертов до начала тестирования - они решают, соответствуют ли критерии, которые мы предъявляем к уровням ИК-компетентности, нашим образовательным стандартам и этой возрастной категории.
Еще одно важное преимущество ICL Test - его приближенность к жизни. Среди 16 заданий теста не только учебные задачи. «Задания все были разные, и некоторые заставили подумать, поразмышлять. Понравилось, что ситуации, которые описывались в заданиях, были взяты из обычной, повседневной жизни», - написала после тестирования ученица Коми республиканского лицея при СыктГУ Елизавета Злобина.
Впрочем, тест любопытен не только школьникам. Как участник семинара, где собрались специалисты из Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и 6 регионов России, могу подтвердить - 2 часа, которые длится тест, пролетают незаметно. Простые задания, которые можно решить за 2-3 минуты, сменяются средними и сложными, на которые придется потратить до 20 минут. При этом используешь привычные цифровые технологии - Интернет, электронную почту, текстовые редакторы, инструменты для создания презентаций, электронные таблицы, графики, социальные сети и т. д.
Так, в моем варианте теста рядом с заданием составить презентацию про Антарктиду, убирая ненужные слайды, вставляя выбранные картинки и текст, соседствовало задание выбрать содержание смс родственникам, встречающим тебя на вокзале в то время, как поезд опаздывает. Сложное задание оказалось единственным, в нем мне понадобилось найти нужный ресурс, составить график распространенности языков мира и отправить его гипотетическому учителю. В нем оценивалось сразу 4 составляющиу ИК-компетентности, в более простых - от 1 до 3. А совокупно задания проверяют все 7 составляющие ИК-компетентности.
Радует и гибкость ICL Test. Задания, как и интерфейс теста, меняются, совершенствуются.
- В связи с тем что меняется окружающий школьника мир - как реальный, так и информационный, мы стараемся корректировать, вносить правки в сценарии таким образом, чтобы они были интересны и актуальны для 9-классников, - призналась ведущий специалист НФПК, разработчик тестовых заданий Ксения Тарасова. - Также при адаптации теста для другой страны учитываются ее культурологические особенности и образовательные стандарты.
По завершении тестирования каждого из участников семинара ждал результат - смайлик с оценкой и рекомендациями. Школьникам программа выдает один из трех уровней - базовый, высокий и низкий (впрочем, толерантность здесь соблюдена, в последнем случае оценка ИК-компетентности сформулирована деликатно: «Твой результат немного хуже, чем у большинства твоих сверстников»). Всего же уровней ИК-компетентности пять: продвинутый, выше базового, базовый, ниже базового, развивающийся. По мнению разработчиков, главное внимание следует уделить учащимся, находящимся на уровнях ниже базового и развивающемся.
- В Татарстане, например, мы проводили тестирование три года подряд, и поэтому нам легко сравнить результаты и увидеть динамику развития ИК-компетентности в регионе, - рассказала нам Светлана Авдеева. - По этим срезам было видно, что их проект «Электронный Татарстан» успешно развивается. Но самое важное, на мой взгляд, что в ходе его реализации число детей, находившихся ниже базового уровня, сократилось вдвое: в 2010 году таких было примерно 29%, а в 2012 году стало всего около 14%. То есть 15% детей научились работать с информацией, чтобы стать успешными в этом мире.
Педагогов и специалистов центров тестирования, естественно, волнует вопрос, предполагается ли введение ICL Test для выпускников девятого класса России на обязательной основе. 
Косвенные признаки этого уже есть: 30 октября на Всероссийском семинаре по формированию общероссийской системы оценки качества образования, состоявшемся при поддержке Рособрнадзора, этот тест рассматривался как один из инструментов, который может войти в систему мониторинга школ. Как к этому относятся разработчики? В принципе они к этому готовы, тем более что ICL Test по их оценке при соответствующей доработке (написании новых тестовых заданий) способен покрыть примерно от 70 до 90% требований к метапредметным результатам по работе с информацией ФГОС (остальное - технологические навыки).
А если чиновники от образования решат переработать тест и сделать его частью ЕГЭ для выпускников средней школы?
- Я бы не стала делать его частью единого экзамена, все-таки это формализованный тест, а мы проверяем когнитивные способности школьников, - поделилась с нами размышлениями Светлана Авдеева. -  Скорее я бы доработала его и сделала входным тестом в университет.
- А еще тест можно доработать и использовать при приеме на работу, - заметил научный руководитель Центра независимой оценки качества образования из Казахстана Нурмухамбет Ермеков.
В общем, ICL Test, по всей видимости, будет востребован в самом широком диапазоне применения как в России, так и за рубежом.

Составляющие ИК-компетентности, измеряемые в ICL Test:

    Определение (информации): умение корректно сформулировать проблему, чтобы целенаправленно искать и обрабатывать информацию.
    Доступ (к информации): умение искать и находить информацию в различных источниках.
    Управление (информацией): умение классифицировать или организовывать информацию.
    Интеграция (информации): умение интерпретировать и реструктурировать информацию, вычленять главное, сравнивать информацию из разных источников.
    Оценка (информации): умение составить мнение о качестве, релевантности, полезности информации и источников ее получения.
    Создание (информации): умение создавать или адаптировать имеющуюся информацию с учетом конкретной задачи.
    Передача (информации): умение адаптировать информацию к конкретной аудитории.

Цифра

ICL Test был апробирован более чем в 10 регионах РФ более чем на 40000 учащихся 9-х классов и 14000 педагогов. Последние срезы проведены в Барнауле, Красноярске, Москве и Беларуси. Также он прошел испытание в школах Армении, Великобритании, Таиланда.

P.S. Материалы о предыдущих мероприятиях РТЦ можно прочитать в «УГ» № 49 и на сайте www.ug.ru/article/665  и www.ug.ru/article/657.