Смысл такой общей встречи был в том, чтобы обсудить перспективы педагогического образования, благо нынешний министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в отличие от прежнего министра Андрея Фурсенко к педобразованию относится благожелательно и сокращать педвузы не стремится. Во всяком случае, не высказывает публично таких намерений. Общий призыв участников заседания был таким: консолидировать силы, заинтересованные в развитии высшего педагогического образования, правда, для этого нужно было построить обсуждение с приглашением еще четырех УМО из Москвы, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга, но, видимо, это будет сделано тогда, когда и эти УМО будут готовы к такому объединению.
Несомненно, центральным событием для участников совещания было выступление заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова, в котором он четко обрисовал намерения министерства по поддержке этого важного сектора отечественного профессионального образования.
Признав, что педобразование и профессия учителя - фундамент для появления столь необходимых нынче для отечественной экономики креативных людей, как ключевую задачу министерство рассматривает создание базовой кафедры. Задача не новая, и сегодня скорее можно говорить не о реализации новшества, а о возвращении к тому опыту, который в советское время был и давал много позитивного для связи науки и практики. Трудно сказать, где такие кафедры теперь станут создавать - в классических университетах или в школах или колледжах, но то, что они нужны, несомненно, иначе наша педагогическая наука так и останется оторванной от реальной практической педагогики. Вторая задача, поставленная министерством, - развитие и реализация сетевых программ в педобразовании, привлечение науки и различных образовательных структур к деятельности по повышению качества образования. Задача, честно говоря, тоже не нова, так как сегодня и сетевые технологии, и дистанционное обучение набирают обороты и приобретают все более значительные масштабы. Третья задача - целевое обучение, от которого в некоторых регионах, не испытывающих проблем с педагогическими кадрами, уже стали отказываться: дескать, зачем тратить деньги на подготовку учителей, если те и так сами приходят на работу в школы и детские сады. Другое дело, что те регионы, где такой дефицит есть, должны заключать договоры на целевое обучение, чтобы потом поддержанные материально студенты приходили на работу в образование и отрабатывали там определенное количество лет. Это еще не распределение, но приближение к нему.
Александр Климов уделил внимание и последнему новшеству - образовательному кредитованию, то есть получению в долг денег, необходимых студенту для обучения в педвузе. В самом кредитовании ничего нового тоже нет - вот уже много лет оно введено, но не приживается, так как слишком высоки проценты на такие кредиты. Получалось, что взявший кредит во время обучения оплачивал проценты по нему, а после обучения - те же проценты и сам кредит, в целом это получалось 150 процентов от кредитной суммы. К тому же кредит можно было тратить исключительно на оплату учебы. Нынче же даже обучающиеся за счет бюджета студенты смогут взять кредит на покрытие сопутствующих расходов. Климов объяснил это так: «Те талантливые ребята, которые очень хорошо учились в школе, которые могут и хотят учиться в университетах, реализующих ведущие педагогические программы, зачастую не имеют достаточно средств, для того чтобы жить в крупных городах, новое постановление дает возможность получения достойных средств на то, чтобы оплачивать расходы, связанные с получением высшего образования».
Еще одно новшество - ведущие выпускники бакалавриата смогут за счет федерального бюджета отправляться на учебу в магистратуре и аспирантуре, например, в Гарварде и Стэнфорде, а затем возвращаться в свои вузы. Министерство рассматривает это включение в программу глобального образования как хорошую возможность для формирования научного потенциала педагогических вузов и вузов, ведущих подготовку педкадров.
Поставив задачу УМО изучить возможности профессиональной сертификации по добровольному принципу как механизма, позволяющего педагогическому сообществу оценить те результаты, которые обеспечивают те или иные высшие учебные заведения в части подготовки педагогов, Александр Климов сообщил, что инициативные группы Министерства образования и науки подготовили проект программы поддержки инноваций, 300 млн рублей будут направлены на развитие системы педобразования РФ. Теперь, по мнению зам. министра, важно обсудить, как и на что потратить эти деньги, тут нужна поддержка педагогического сообщества, учительского корпуса. Такой целевой поддержки раньше не было, отметил зам. министра, поэтому очень важно, чтобы эти средства были потрачены максимально эффективно и дали заметный результат для всех, кто связан с педобразованием.
Такая позиция министерства обрадовала, тем более что заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию Надежда Шайденко заверила: Дума поддержит те предложения ведомства, которые будут направлены на повышение качества образования, а также пригласила ректоров к совместной деятельности, в том числе по подготовке поправок в Закон «Об образовании в РФ». Тем более что комитет планирует провести парламентские слушания на тему «Инструменты оценки эффективности и качества профобразования, совершенствование нормативного обеспечения», которые позволят выработать правильную оценку качества работы и программного или иного образовательного учреждения, максимально привлечь к этой деятельности работодателей.
Конечно, все участники заседания напряженно ждали выступления научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина. Не секрет, что в последнее время именно ВШЭ готовит и проводит те или иные новации в образовании, причем в большинстве случаев вызывающие неприятие педагогического сообщества. Тема выступления Исака Давидовича была заявлена таким образом, что он должен был говорить о двойном негативном отборе педагогов - в педвузы и в образовательные организации, но изменил тональность после того, как я вручила ему номер «Учительской газеты-Москва», в котором была напечатана информация о средней зарплате столичных учителей в третьем квартале 2013 года, приближающейся к 70 тысячам рублей. Видимо, Исак Фрумин все же понял, что при таких высоких зарплатах, при нынешнем высоком конкурсе на учительские места в школах Москвы, при баллах ЕГЭ абитуриентов, поступающих в городские педвузы, от 76 и выше, предлагать какие-то меры по преодолению «негативного отбора» не стоит. В тех регионах, где зарплата учителей высока, проблемы с отбором квалифицированных кадров нет, там, где зарплата мала, в вузы и на работу будут брать тех, кто согласен на прозябание. Кстати, требование Президента РФ Владимира Путина о приближении учительских зарплат к средней по экономике в регионе уже сказывается на повышении престижа педагогической работы и привлечении более подготовленных абитуриентов на педагогические специальности.
Особое внимание Фрумин уделил новой модели, которая есть во всех странах, уже добившихся улучшения качества педагогического отбора, суть ее - к школе нужно готовить штучно и дорого. Для этого, по мнению Исака Давидовича, нужно изменить содержание технологий педагогической подготовки, повысить эффективность работы существующих педвузов и колледжей, престиж педагогических программ для школьников. Фрумин считает, что для тех ребят, которые в своих вузах проучатся год-другой и поймут, что это не та профессия, о которой они мечтали, нужно дать возможность перехода с непедагогических программ на педагогические. Например, эффективным может стать подготовка педагогов на 3-4-м курсах вузов после двух курсов непедагогического бакалавриата. Кроме того, убежден Фрумин, можно было бы попытаться поднять престиж колледжей через создание на их базе программ прикладного бакалавриата совместно с вузами, более эффективно использовать инструмент прикладных очно-заочных магистратур для тех, кто имеет непедагогическое образование, но хочет работать в системе образования, причем магистратуры могут иметь большую роль в построении для учителей карьерной траектории.
Исаак Фрумин также говорил о штучной и целенаправленной подготовке педагогов к школе и обеспечении более легкого выхода в профессию для тех, кто уже имеет высшее, но не обязательно педагогическое образование. Если первое предложение уже реализуется в таких «педагогических регионах», как Москва и Санкт-Петербург, то второе означает, что выпускники непедагогических вузов должны получать педагогическое образование, например, в магистратуре, но такие примеры уже есть. Например, в Московский городской педуниверситет уже поступают в магистратуру даже кандидаты наук, желающие качественно работать в сфере образования.
На заседании шла речь об изменении программ подготовки учителя, методик и технологий, но основная часть дискуссии по существу была продолжена уже после заседания. Ректоры региональных педвузов отмечали, что и программ, и методик, и технологий полно, работать можно, и работать эффективно. Но! Во-первых, финансирование педвузов должно быть другим, более значительным, во-вторых, их оснащение и среда должны быть современными, чтобы студенты не удивлялись тому, какое есть оборудование в школах после прихода туда на работу, в-третьих, нужно установить привлекательные стипендии студентам педвузов, а затем и молодым учителям. Когда в регионе в коммерческих организациях зарплата в среднем тысяча долларов, а у молодого учителя недотягивает до 10 тысяч рублей, трудно говорить о качественном отборе преподавателей для школ, детских садов и колледжей.
О чем не было сказано впрямую на заседании, так это об общей важности педагогического образования для государства и общества. Да, всего 10 процентов выпускников идут на работу в систему образования. А куда идут остальные 90 процентов? Они работают в интересах государства там, где необходима их психолого-педагогическая и профессиональная подготовка, - в музыкальных, художественных, спортивных школах, в системе дополнительного образования, в структурах МВД, здравоохранения, в психолого-педагогических центрах. Педвузы готовят всех этих специалистов, и нужно подумать о том, как поддержать их в этой работе. В последние годы общество не устает тосковать по широкому гуманитарному образованию, так почему бы педвузам не заняться этим, причем не только на бюджетной основе. Кстати, тут есть огромный резерв: в родительском сообществе много тех, кто хотел бы получить педагогическое образование - очно, заочно, дистанционно. Почему бы студентам не давать еще и широкое дополнительное образование по выбору и желанию? Вот тут могла бы быть целевая подготовка их для конкретных мест работы, и не только в системе образования. Наконец, нынче никто не занимается широким просвещением граждан, среди них есть те, кто в детстве и юношестве не сумел получить качественное образование, а сегодня мог бы это сделать.
Думаю, хватит привязывать педвузы исключительно к подготовке учителей, для них это госзаказ, который они выполняют за бюджетные деньги, и выполняют в большинстве случаев качественно, однако потенциал этих вузов много выше, и нужно подумать, как его использовать с максимальной эффективностью.
Во всяком случае, есть надежда, что участники нынешнего заседания, признавшие необходимость создания Ассоциации педагогического образования, в которую войдут представители ведущих педагогических вузов России, найдут время и желание обсудить перспективы дальнейшего развития этой основополагающей сферы российского образования.