- Альфис Суфиянович, вы сами считаете себя человеком амбициозным?
- Мне бы очень хотелось, чтобы каждый, кто работает в нашей системе, был разумно амбициозен. Если мы не ставим себе высоких, иногда, казалось бы, вовсе недостижимых целей, рискуем погрязнуть в рутине, обыденности и с каждым днем откатываться назад, все дальше и дальше. Но в то же время я, как руководитель гигантской отрасли, вижу все ее потенциальные возможности и болевые точки, а потому не могу быть амбициозен без оглядки. Кроме того, за нами - за мной и моей командой - стоят миллионы живых людей. Давайте посчитаем. Население Башкортостана более 4 миллионов человек, из них почти 880 с половиной тысяч обучающихся от мала до велика и 152 тысячи работающих в системе образования. Выходит, что каждый четвертый имеет прямое отношение к просвещению. Добавим сюда мам и пап, бабушек и дедушек, и мы поймем, что каждый житель региона так или иначе связан со школой на всех ее уровнях, зависит от нее, имеет о ней собственные суждения, далеко не всегда совпадающие с официальными. Так что, хочешь не хочешь, приходится просчитывать шаги и решения, понимая, во что может вылиться любая на первый взгляд грандиозная и привлекательная идея. Так что я за разумные амбиции.
- Чем система образования Башкортостана сегодня особенно гордится?
-  У нас принята большая государственная программа развития образования до 2017 года. Самое важное, что финансово она полностью обеспечена: выделено на ее реализацию почти 170 миллиардов рублей. Внутри этой программы есть 15 подпрограмм, все они работают.
Но я, если позволите, вопрос бы чуть иначе сформулировал: чего нам удалось достичь, о чем теперь можем рассказать с гордостью. Семь наших школ попали в рейтинг Топ-500, а восемь сельских - в Топ-54.
Мы по-настоящему гордимся тем, что у нас неуклонно снижается количество детей-сирот. Из 18335 только 900 находятся в детских домах. Остальные - по семьям. Процент семейного устройства - 88,6, это выше, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу. Это значит, что мы работаем с родителями, делаем все, чтобы от детей не отказывались, если возможно, стараемся осуществлять возврат ребенка в кровную семью. Развиваем систему опеки, попечительства и усыновления. К примеру, одними из первых в стране стали выделять из региональных средств единовременную выплату за усыновление. А если речь идет об усыновлении ребенка-инвалида, то эта сумма увеличивается на сто тысяч рублей и составляет уже около полумиллиона. А еще мы в числе тех регионов, что сохранили медаль «Материнская слава».
Гордимся тем, что в Башкортостане резко снизилась детская преступность: за прошлый год сократили ее на 16, 6 процента. Со стороны, наверное, сложно представить, какая это колоссальная цифра, сколько труда наших педагогов за ней стоит. Очень удачно, грамотно и деликатно прошла в республике и оптимизация школ.
- Оптимизация, пожалуй, один из самых болезненных вопросов последних лет. Как вы с ним справились?
- Болезненный - это не то слово! Конечно, критики, разговоров о «смерти деревни» было много, однако через это, думаю, прошли все регионы. Но я с самого начала говорил: давайте разбираться, что первично, а что вторично. Сначала была деревня, в ней появилась школа. Нет деревни, значит, и школу содержать некому и незачем. И мы приняли очень интересную программу, создали гибкую и динамичную сеть образовательных учреждений. В чем ее суть? Если три года назад в республике было 2649 общеобразовательных учреждений разных типов (юридических лиц и филиалов), разбросанных по огромной территории в 144 тысячи квадратных километров, то сегодня их 1492 плюс 771 филиал. Сеть эта необычайно мобильна: дети есть - школа работает, нет детей - закрывается, но если в каком-то отдельно взятом селе рождаемость вдруг резко повысится, школа будет вновь открыта.
Когда взялись за оптимизацию,  естественно, не оставили без внимания и вопрос трудоустройства учителей. Кто-то, понимая, что силы уже не те и ездить на работу в соседнее село не хочется, ушел на пенсию. Но практически всем, кто хотел продолжать карьеру, место мы нашли.
Оптимизация невозможна и без качественного автобусного парка: в прошлом году по республике курсировали 930 школьных автобусов, в этом закупили еще 324. И до конца года получим еще 35. Начали возрождать пришкольные интернаты.
- Один из последних лозунгов нашего образования: школа должна молодеть. На высшем уровне озвучиваются конкретные цифры: сколько молодых педагогов должно прийти в классы в ближайшее время. А у вас с этим уже и сейчас все в порядке - почти четверть учителей башкирских школ не достигли еще 35 лет.
- Во-первых, хорошо развита система подготовки: есть и педагогический университет, и колледжи. Во-вторых, в течение первых трех лет мы поддерживаем молодых педагогов 20-процентной надбавкой к заработной плате. В муниципалитетах решают квартирный вопрос: выделяют участки, предлагают выгодные формы субсидий и кредитов на приобретение собственного жилья. И в профессии молодые люди не остаются один на один со своими вопросами и проблемами:  каждому вновь прибывшему  положен опытный наставник. Весь этот комплекс мер и позволяет нам надеяться, что молодежь нас не покинет.
Хотя лично я глубоко убежден, что школьный коллектив не должен быть однородным. Помните Виктора Николаевича Сороку-Росинского, знаменитого Викниксора из «Республики ШКИД» Леонида Пантелеева? Это ведь его слова, что в школьном коллективе должны быть разные лица: веселые и хмурые, красивые и не очень, молодые и старые. Только такая школа жизнеспособна, потому что сохраняет преемственность, традиции. Юность слаба без поддержки опыта, людям в возрасте нужна энергия молодежи. Особенно в наше время, когда мы так активно внедряем информационные технологии.
- Какую зарплату получает сегодня башкирский учитель?
- Средняя зарплата учителя по итогам девяти месяцев текущего года - 23164,1 рубля. При этом средний показатель по РБ чуть больше 21,5 тысячи. Планируем, что в будущем году учитель будет получать в среднем около 26 тысяч. Зарплата педагогических работников дошкольных учреждений должна составлять  100 процентов от заработной платы в сфере общего образования. А мы по результатам первых девяти месяцев 2013 года вышли на 99,1 процента. А к новому году обязательно дойдем до нужного показателя.
- Вакансий много?
- В школах вакансий практически нет. Закрываем их и в дошкольных учреждениях. Притом что запускаем новые детские сады стремительными темпами. По демографическим показателям Башкортостан уже несколько лет показывает стабильный рост:  58-59 тысяч детей в год - вот наша средняя рождаемость. А значит, постоянно нужны места. И вот мы возвращаем здания, выкупаем, строим новые. На строительство за последние два года из регионального бюджета выделено около 4 миллиардов рублей. Такую солидную цифру только в Москве, наверное, и можно еще встретить. В этом году достраиваем 26 детских садов. Развиваем систему частных дошкольных учреждений: их у нас уже около сотни. А дети все прибывают и прибывают, и поспеть сложно, но какая же это приятная гонка!
- В Башкортостане живут представители 100 национальностей. Мирно живут?
- Мирно и в уважении друг к другу. Думаю, что во многом это заслуга школы. Дети имеют возможность изучать 14 языков, имеющих хождение в республике. А для представителей крупнейших этносов - русских, башкир, татар, чувашей, марийцев и удмуртов - организовано полноценное обучение на национальных языках. Да, для организации это непросто, но мы на собственном спокойствии не экономим.
Когда в прошлом году вводили новый предмет ОРКСЭ, провели среди родителей широкое анкетирование, результаты которого нас самих удивили. Большинство остановились на модуле «светская этика». Это разумно: когда в одном классе учатся представители не одной, а трех и более национальностей, и каждый со своими, в том числе и религиозными, традициями, выбирать за основной модуль ислам или православие было бы неверно.
- А вы сами по-башкирски говорите?
- Я свободно владею тремя языками: русским, башкирским и татарским. И на всех трех языках пишу стихи.
- С чего начнете новый год?
- Сегодня мы активно развиваем инновационные школы: в республике более 200 лицеев, гимназий, в том числе школ, ассоциированных ЮНЕСКО. Наша задача - 20 процентов из них выделить в особую группу смарт-школ. Второй год проводим республиканский слет инновационных школ, ближайший планируем организовать как раз в начале следующего года. Будем говорить там о работе с одаренными детьми, об активном участии в конкурсах и  олимпиадах, о повышении качества технического образования.
Наш народ талантлив. Олимпиады в том числе это показывают: ежегодно на российских этапах побеждают около тридцати наших ребят. Выпускник первой гимназии Нефтекамска Айнур Максутов привез этим летом «серебро» из Швейцарии, с Международной олимпиады по биологии. Мы нашу одаренную молодежь поддерживаем: ежегодно сто талантливых ребят получают президентскую стипендию. А их учителя, сумевшие воспитать победителей, удостаиваются специальной премии.
- Альфис Суфиянович, система образования - хлопотное хозяйство. А вы ведь еще и поэт, и писатель, и драматург. Не хочется иногда махнуть на все рукой и засесть за большой роман?
- Родись я в другой семье, может, так бы оно все и было. Но на мне ответственность перед моими предками, перед целой династией педагогов, общий стаж которой более пятисот лет. Мои братья и сестры - нас в семье четверо - все учителя. Как же я могу бросить дело, которому мои предки отдали свою жизнь? Так что роман подождет.

Анна ДАНИЛИНА (фото)