Местом проведения очередного форума молодых педагогов в рамках ВПШ стал Калининград. Выбор в его пользу оказался не случайным и был связан с необходимостью, с одной стороны, усилить организационно-методическую поддержку в работе областной организации профсоюза с молодежью, с другой - ознакомиться с инициативами самой педагогической общественности Западной России по оптимизации молодежной политики профсоюза. «Особый менталитет жителей региона, развитость чувства собственного достоинства и социальной справедливости, обусловленные историко-культурной и географической близостью к Европе, содержат уникальный потенциал совершенствования действующих институтов гражданского общества», - отметила заведующая отделом по связям с общественностью ЦС профсоюза Елена Елшина. Таким образом, перед возглавляемой ею делегацией стояли следующие задачи: во-первых, распространение инновационных форм профсоюзной работы и активизация молодежного профдвижения среди педагогов и студентов региона; во-вторых, мониторинг их мнения по вопросам стратегии деятельности Совета молодых педагогов при ЦС профсоюза.
Площадку для проведения форума предоставила Кадетская школа-интернат «Андрея Первозванного Кадетский морской корпус». Как радушный хозяин и социальный партнер профсоюза, директор образовательного учреждения Татьяна Бартминская устроила гостям теплый прием и обеспечила все необходимые условия для работы выездной сессии ВПШ. С приветствием в адрес участников сессии обратились заместитель министра образования Калининградской области Маргарита Короткевич, председатель Комитета по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту Калининградской областной Думы Галина Янковская и другие официальные лица. Непосредственным координатором форума и его культурной программы стала председатель Калининградской областной организации профсоюза Ольга Титова. Выступая на открытии сессии ВПШ и подчеркивая значение мероприятия, она отметила, что «на сегодняшний день в силу объективных географических и иных факторов Калининградская область все еще остается «анклавом» по ряду параметров, несмотря на стремление педагогической молодежи к интеграции в общероссийское образовательное пространство». И действительно, практика свидетельствует, что молодые жители региона нередко выезжают в Германию, Польшу и страны Балтии, но при этом многие из них ни разу не бывали в Москве, не говоря уже о других субъектах Российской Федерации. Между тем и неформальный диалог с молодыми педагогами области, и их выступления на форуме свидетельствовали о желании молодежного актива ближе узнать свою страну и регулярно обмениваться опытом общественной работы с коллегами из других регионов.
По мнению педагогов, эффективными формами взаимодействия могут стать практические конференции и вебинары для целевой аудитории, организация модернизированных межрегиональных курсов повышения квалификации, создание тематических групп в социальных сетях Интернета, а также реализация совместных инновационных проектов по совершенствованию молодежной политики в образовательной среде.
Центральным событием форума стала работа всех его участников на площадках интерактивного обучения, организованных заведующей отделом по связям с общественностью ЦС профсоюза Еленой Елшиной. Опираясь на современные разработки в области практической психологии, обращаясь к произведениям искусства и применяя навыки актерского мастерства, она успешно и с юмором провела корпоративный тренинг по формированию сознательной мотивации к вступлению в профсоюз. Затем совместно с ведущим специалистом ЦС профсоюза Дмитрием Голубевым выступила модератором на семинаре по ускоренному изучению основных направлений профсоюзной работы. Здесь в ход пошли командный и проектный методы.
Работая в группах, молодые педагоги проводили контент-анализ материалов газеты «Мой профсоюз», создавали на их основе информационные плакаты, соревновались в конкурсе на лучший профсоюзный слоган, просматривали и обсуждали сатирические видеоролики. Участие в конкурсе и дискуссиях было отмечено призами с символикой профсоюза.
Региональный опыт реализации молодежных инициатив представили помощник председателя Московской городской организации профсоюза Татьяна Плотникова, методист Института развития образования и куратор Ассоциации молодых педагогов Калининградской области Елена Бассан, педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи Республики Марий Эл Светлана Шацкая и члены инициативной группы по выработке предложений в концепцию деятельности Совета молодых педагогов при ЦС профсоюза Дмитрий Сковородкин и Сергей Шадрин. Сергей, в частности, представил проект нового коллективного договора лицея №1535 Москвы, занявшего в 2013 году I место в рейтинге лучших образовательных организаций России. В отличие от типовых договоров в документе предусмотрен специальный раздел «Работа с молодежью», закрепляющий различные гарантии деятельности Совета молодых педагогов.


Из проекта коллективного договора

Работа с молодежью
1. В целях сохранения и развития потенциала образовательного учреждения, эффективного участия молодежи в его работе, обеспечения занятости, вовлечения в активную общественную жизнь, комплексного решения социальных вопросов и усиления социальной защищенности молодых работников работодатель и профсоюзный комитет объявляют работу с молодежью одним из приоритетных направлений своей деятельности.
2. Работодатель и профсоюзный комитет обязуются содействовать работе Совета молодых педагогов, находящегося под непосредственным патронажем первичной профсоюзной организации образовательного учреждения и объединяющего на добровольных началах педагогических сотрудников лицея - членов Профсоюза в возрасте до 35 лет.
3. Работодатель обязуется информировать молодых педагогических сотрудников при трудоустройстве о преимуществах вступления в Профсоюз и Совет молодых педагогов.
4. Профсоюзный комитет ежегодно принимает программу и создает фонд поддержки деятельности Совета молодых педагогов.
5. Работодатель гарантирует обязательное закрепление наставников за всеми молодыми специалистами, не имеющими опыта педагогической работы, в первый год их работы в образовательном учреждении.
6. Профсоюзный комитет совместно с администрацией образовательного учреждения разрабатывает критерии осуществления педагогического наставничества и осуществляет его мониторинг.
7. Работодатель осуществляет доплату педагогическим наставникам из стимулирующего фонда оплаты труда в размере, устанавливаемом комиссией образовательного учреждения по распределению стимулирующего фонда оплаты труда, с учетом соответствия критериям осуществления наставничества и результатов его мониторинга.
8. Работодатель гарантирует при распределении стимулирующего фонда оплаты труда учет особых критериев оценки деятельности молодых специалистов, не имеющих опыта педагогической работы, в первый год их работы в образовательном учреждении.
9. Профсоюзный комитет совместно с администрацией образовательного учреждения разрабатывает критерии оценки деятельности молодых специалистов, не имеющих опыта педагогической работы, в первый год их работы в лицее и осуществляет ее мониторинг.
10. Работодатель и профсоюзный комитет содействуют планомерному повышению квалификации молодых педагогов, организуют необходимые психологические тренинги, встречи со специалистами в области методической и профсоюзной работы, семинары по вопросам профессиональной этики, делового имиджа, риторике, актерского мастерства, мероприятия в рамках культурного и оздоровительного досуга и т. д.
11. Работодатель и профсоюзный комитет обеспечивают методическую, психологическую и организационно-техническую поддержку участия членов Совета молодых педагогов в школьном и муниципальном турах конкурсов «Учитель года России», «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Педагогический дебют» и др.
12. Работодатель и профсоюзный комитет разрабатывают и осуществляют в торжественной обстановке меры поощрения наиболее отличившихся членов Совета молодых педагогов, в том числе следующие:
- вручение ценных подарков;
- объявление благодарности директора образовательного учреждения (с занесением в трудовую книжку);
- объявление благодарности председателя первичной профсоюзной организации (с выплатой профсоюзной премии);
- награждение Почетной грамотой образовательного учреждения (с занесением в трудовую книжку);
- награждение Почетной грамотой первичной профсоюзной организации (с выплатой профсоюзной премии);
- представление к наградам вышестоящих органов управления образованием;
- представление к наградам вышестоящих органов Профсоюза.
13. Совет молодых педагогов безвозмездно использует помещение для проведения заседаний и хранения документации, компьютерную и множительную технику, а также стенд для размещения информации в доступном для всех работников месте, предоставленные профсоюзному комитету работодателем (ст. 377 ТК РФ).
14. Совет молодых педагогов руководствуется в своей деятельности решениями федерального, регионального и муниципального Советов молодых педагогов с учетом рекомендаций профсоюзного комитета и администрации образовательного учреждения.
15. Совет молодых педагогов обеспечивает сплоченность педагогической молодежи образовательного учреждения, содействует их планомерному вовлечению в профессиональную, общественную и творческую жизнь, вносит соответствующие предложения в профсоюзный комитет, организует под его патронажем смотры, конкурсы, кемпинги и т. д., выпускает электронные информационные бюллетени о своей деятельности и сборники работ молодых педагогов.
16. Председатель Совета молодых педагогов является по должности членом профсоюзного комитета, делегатом Конференции и входит в состав следующих коллегиальных органов образовательного учреждения:
- Управляющий Совет;
- комиссия по тарификации;
- комиссия по распределению стимулирующего фонда оплаты труда;
- комиссия по охране труда;
- комиссия по социальному страхованию;
- комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
- иные коллегиальные органы образовательного учреждения, деятельность которых непосредственно затрагивает социально-трудовые права и профессиональные интересы молодых педагогов.
17. Члены Совета молодых педагогов включаются по должности в состав комиссий первичной профсоюзной организации в соответствии с профилем своей деятельности в Совете.
18. Доплата председателю Совета молодых педагогов из стимулирующего фонда оплаты труда производится в размере, устанавливаемым комиссией образовательного учреждения по распределению стимулирующего фонда оплаты труда, с учетом мотивированного мнения председателя первичной профсоюзной организации.
19. Председатель Совета молодых педагогов имеет дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 7 календарных дней.
20. Порядок формирования, структура и срок полномочий Совета молодых педагогов образовательного учреждения определяются его Уставом.

Программа выездной сессии ВПШ раскрывала значение профсоюза не только в сфере социальной защиты и культурно-массовой работы, но и в содействии профессиональному росту педагогов. На правах соучредителя главных конкурсов профессионального мастерства профсоюз организовал для молодых педагогов Калининградской области выездные мастер-классы финалистов «Учителя года России» Владимира Обласова (по географии), Евгения Синицкого (по музыкальному искусству) и Сергея Шадрина (по интеграции истории, обществознания и мировой художественной культуры). Наглядная и доступная демонстрация ими современных (в том числе авторских) методов, приемов и техник обучения в различных предметных областях, нестандартность постановки и алгоритма решения образовательных задач, глубина содержания, высокий уровень преподавания произвели яркое впечатление на аудиторию, побудив к активному участию в фокус-группах.
В завершение выездной сессии ВПШ молодые педагоги Калининградской области обсудили и внесли коллективные предложения в концепцию деятельности Совета молодых педагогов при ЦС профсоюза. «Я не состою в профсоюзе, - призналась по итогам форума одна из его участниц, - но теперь обязательно в него вступлю».