Работа педагога - постоянное творчество, а мое вдохновение в работе - это моя Родина, мой язык. Будучи носителем такого прекрасного, богатого языка, я хочу сохранить его, хочу, чтобы мои ученики познали всю его красоту, научились им правильно пользоваться. Каждый день они открывают для себя что-то новое в родной речи, учатся выражать свои мысли, общаться, писать.
Дети учатся читать, я учу их любить читать, в первую очередь произведения, написанные носителями нашего языка. Сколько всего каждый из них может почерпнуть для себя. Чего стоят одни имена - А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С.В. Михалков, С.Я. Маршак, А.Л. Барто! И ведь это только капля в море имен выдающихся авторов нашей родной литературы.
Конечно, моя педагогическая деятельность не ограничивается обучением родной речи и культуре и другим предметам. Каждый день я учу ребят дружить, понимать и уважать друг друга. Сейчас мы еще только учимся учиться: добывать знания и самостоятельно мыслить - это большой труд. Мне хочется раскрыть талант и способности каждого ученика, кому-то, может быть, даже осуществить свою мечту. Я чувствую на себе весь груз ответственности, четко понимаю, что в моих руках будущее этих ребят, а значит, будущее моей страны.
Работа педагога для меня еще и самовоспитание. Учитель - эталон для ученика, поэтому нужно быть примером во всем. К каждому нужно быть приветливым и доброжелательным, беспристрастным, справедливым, чутким, ведь ребенок - тонкая, хрупкая душа.
Многие, наверное, считают, что самое сложное - начать, но я очень долго ждала того дня, когда первого сентября скажу целому классу ребят фразу: «Здравствуйте, я ваша первая учительница». Все волнение куда-то ушло, я держалась уверенно, вела себя спокойно, естественно, твердо осознавала: я учитель, а это мои ученики. Конечно, был страх, что не получится наладить контакт с детьми.
Когда проходит учебная неделя, дети начинают уже привыкать, даже привязываться к тебе, тогда начинается анализ, анализ всего того, что было сделано за эти дни. На первых порах, когда твоя подготовка - это в основном теория, все, что ты делаешь, может казаться идеальным - конспекты уроков, вплетенные в них занимательнее физминутки, какие-то поучительные разговоры на переменах и просто общение с детьми. Но, анализируя уже прошедший практический опыт, начинаешь невольно задумываться о главном, порой даже замираешь от вопроса, который так и крутится в голове: «Действительно ли все, что я делаю, идет на пользу? Я учу этих детей, но смогу ли их научить?»
Важнейшую роль в работе играет тот опыт, что был накоплен в период обучения в колледже или вузе. На мой взгляд, мне очень повезло в этом плане, так как мои преподаватели не скупились на свои знания и опыт и делились ими в полной мере, поэтому я и чувствовала в себе такую уверенность при первой моей встречей с классом и в работе с ним.
Действительно, нелегко быть молодым педагогом, да разве и немолодым педагогом быть легко? Ведь это взаимодействие с множеством абсолютно не похожих друг на друга личностей, к каждой из которых нужно найти свой подход, уметь найти общий язык, отдать всего себя. Быть педагогом, направить ребенка на жизненный путь, достойный человека, стать первой ступенькой на его образовательном пути и в будущем получить успешного образованного человека - вот моя цель, цель учителя начальных классов. Да, достичь ее очень нелегко, но разве иначе было бы все так захватывающе? Плоды своей первой работы я увижу только спустя годы, но это будет, наверное, одно из самых приятных ожиданий в жизни.

Елизавета ГРОХОВСКАЯ, учитель начальных классов школы №123, выпускница педагогического колледжа №1, студентка МГГУ имени М.А.Шолохова:

- Мне всегда казалось, что молодым быть легко, по крайней мере значительно легче, чем любым иным возрастам, и на то есть множество причин. Перед тем как стать педагогом, я работала в социальной сфере, помогала пожилым людям. Мне приходилось видеть, чувствовать, как им тяжело и физически, и морально. Работая второй год учителем, я вижу, как порой непросто бывает детям, какими уставшими зачастую выглядят их родители. Мы, молодые, сильнее, здоровее, выносливее, крепче, нам ли жаловаться на трудности бытия, ведь перед нами открыты все двери, были бы только желание и трудолюбие?! А вот как раз в этом, по-моему, кроется корень всех проблем.
Мне сразу вспоминается первая и самая, наверное, большая проблема - преодолеть себя. Как справиться со страхом перед родителями, детьми, коллегами? Чем восполнить отсутствие опыта? Начало учебного года неотвратимо приближается, вот-вот твое 1 сентября. Стоишь перед классом и партами, за которыми сидят смешные малыши. Двадцать пар испуганных глаз смотрят на тебя, это такой трогательный момент - непростое испытание даже для мамы, которая сама нервничает, не может скрыть своего волнения. Только в этот миг ты вспоминаешь все, чему тебя учили, смотришь в глаза своим страхам и понимаешь - тебе уже не до них! Глубокий вдох... и понеслось! Потом сидишь в кабинете, утопая в море цветов, уже влюбленная во всех своих учеников, и понимаешь наконец, что проблемы нет, она исчезла, нужно было просто отпустить все свои страхи и уйти с головой в профессию! С этого все только начинается, а дальше: не знаешь, как распределить время, чтобы на все тебя хватило, ведь есть еще и помимо школы дела - заботы, увлечения, не спишь ночи напролет, переживаешь, ломаешь голову, но, парадокс, обязательно найдешь выход, да еще и второе дыхание откроется.
Темп жизни очень высок - если хочешь стать настоящим профессионалом, необходимо быть в курсе последних событий, иметь множество источников для получения знаний и опыта. Если выпадаешь из процесса на краткий период, можно вернуться в свою профессию, как на другую планету. Но нельзя и тонуть в суете, которая часто возникает из-за мелких проблем и недоработок, особенно от тебя не зависящих. Ведь всех на свете проблем в одиночку не решить. Не забывай: ты в первую очередь педагог, ты в ответе за своих подопечных - учеников, остальное - лишь сопутствующее. Надо всегда чувствовать тонкую грань, когда можно и нужно, не абстрагируясь от процесса, позволить себе встать на ступень выше трудностей и рассмотреть их с «холодной головой», а когда это излишне.
Я очень благодарна судьбе, что определилась с делом всей жизни еще в третьем классе, сразу после того как отказалась от карьеры балерины. И о чудо! Я действительно пробежала легкая, как перышко, через все ступени обучения, я в школе, где мне все очень нравится, с учениками, которых очень люблю. А проблемы? Проблемы, конечно, есть и будут, но я верю в свои силы, знаю, что мне всегда придут на помощь более опытные коллеги, подскажут правильный выход из проблем. Я очень надеюсь на то, что мне и моим единомышленникам удастся постоять за честь нашей профессии - помочь нашим детям на их нелегком жизненном пути. Нам, учителям, во много раз легче, ведь мы точно знаем, ради чего все это.

Сергей МИХАЙЛОВ, учитель школы №958:

- Когда я оканчивал педагогический факультет, передо мной вроде бы открылся весь мир: я был предоставлен сам себе, обрел свободу, но в то же время стал несвободен от самого себя, так как мне нужно устраиваться на работу. За месяц я должен найти себе работу, если не буду устраиваться в школу (я ограничил себя во времени, чтобы «успеть» в школу, если не выйдет ничего с поисками). Но существовала проблема, что мне ничего не нравилось: в офисе сидеть, по-моему, это превращение человека в офисный планктон, что меня вообще не устраивает; работа, где необходимо ездить - перемена места, вроде бы не так плохо, однако нужно переквалифицироваться, пройти обучение, чтобы разбираться в том, что в принципе неинтересно. Я задавал себе вопрос: а для чего пять лет учился в одном из лучших педагогических вузов страны - чтобы переквалифицироваться за несколько месяцев в стандартного, типичного работника? Если получил диплом учителя, то почему не попробовать свои силы в школе? Молодость дана не для того, чтобы тратить ее на то, что тебе неинтересно и в чем ты просто не хочешь разбираться. Поиски школ пока не приводят ни к чему, звоню, говорят, обратитесь в конце августа - «кто-то может не вернуться из отпуска». Я попробовал, повезло - нашлась школа в моем районе. И так моя эпопея и началась.
Начало года выдалось весьма суматошным: я не мог быстро оформить бумаги, приходилось вести два вида журнала, подготовка к уроку занимала дни, необходимо было сдать рабочие программы, еще повезло, что классного руководства не дали. Уроки первые не шли, я присматривался к детям, они - ко мне. На практике нам попадались «идеальные» школы (гимназии), где учились «идеальные» ученики (как на подбор). Условия там немного отличались от того, на что я подписался сейчас: это типичная районная школа с типичными районными детьми, а не отобранными умниками и умницами. Это дети, каждый из которых настолько разный, что порой даже не хватает понимания, ума, как столько не похожих друг на друга детей учатся вместе в одном классе. И таких классов по школе уйма, у каждого свой темперамент, характер, настроение, каждый из них - определенная личность, к каждому необходим свои подход. Я не сторонник повышения голоса на детей, для меня они в первую очередь личности, но эта моя установка, к сожалению, порой выходит мне боком. Некоторые дети просто не приемлют хорошего отношения (все гораздо глубже: все идет из семьи, вопрос воспитания), воспринимают только крик и обращение не как человеку. Школа - это в то же время для некоторых отдых от строгости семьи, здесь просто отрываются в поведении.
Школа - это как военные действия: учили одним образом, а на передовой приходится туго, нужно экстренно переучиваться самому, чтобы не проиграть бой. Каждый урок для меня был как битва: битва за донесение до учеников материала урока, за понимание ученика, но не всегда битвы завершаются успешно, иногда бывают проигрыши, иногда битвы вообще не заканчиваются. Все было: швыряния учебника, сильный стук ладонью о стол (вплоть до синяка во всю ладонь) и доску, срывы, даже слезы. Каждый класс - новая битва, в которой ты должен победить, не ударить в грязь лицом. В то же время школу можно сравнить с театром. «Спектакль» длится 45 минут, «актер» один, а удался «спектакль» или нет, отражает не столько количество «зрителей», пришедших на следующий «спектакль», а отдача, которая есть либо ее нет. Я противник театра одного актера, когда человек стоит у доски и проговаривает материал, необходимо подключать детей к деятельности, чтобы они участвовали в обсуждении и сами выводили цели, формулировали понятия. Под отдачей я подразумеваю заряд, который идет от детей в ответ на энергию, которой заряжает детей учитель. Только в школе я столкнулся с тем, что отдачи-то нет, я тратил колоссальное количество энергии, а обратно возвращалась такая ничтожная часть, которая не подпитывала меня, на это я не рассчитывал. Получался такой дисбаланс, который выравнивался разве что только в каникулы. Было очень трудно, я часто чувствовал себя как выжатый лимон, к такому я точно не был готов.
Проблема самоопределения еще никуда не уходит, очень много идей, планов, все хочется осуществить. Хочу сделать мир чище и образованнее, школа - идеальное место для улучшения окружения. Через тернии к звездам, через трудности к лучшему будущему. Нужно начать с себя, так как без изменения твоего отношения к себе, ощущения мира все будет оставаться только в негативном свете, а дети без всестороннего развития никогда не станут приличными людьми, а нам хочется, чтобы нас окружали приличные люди. Не так ли?
Оглядываясь на то время, что я провел в школе, всегда удивляюсь, как многому научился, в первую очередь способности слушать другого человека. Ведь мы должны уметь общаться и с коллегами, и с детьми, и с родителями. И это даже не разные уровни общения, а разные миры. Как сохранить отношения коллегой, но при этом поставить ее в известность, что от родителей слышатся жалобы? При этом надо учитывать, что жалобы могут быть обоснованны, мы уже не учителя, а разведчики на вражеской территории. Как тактично выяснить, кто стал зачинщиком драки в пятом классе? Тут мы уже следователи, а еще чаще психологи, друзья, старшие братья и сестры. Великое искусство дипломатии мы тоже осваиваем в полной мере.
Как страшно иногда бывает от той ответственности, что лежит на учителе. Дети приходят к нам уже личностями, это так, но в наших силах их воспитать, развить у них интерес к знаниям, а в идеале превратить в сильных, зрелых, самостоятельных людей, способных изменить наш мир. Кто-то может сказать, что это невозможно. На мой взгляд, всегда стоит попытаться, даже если мы не добьемся поставленной цели, мы будем стараться к ней приблизиться, а это уже немало.

Екатерина СНЫЧЕВА, учитель русского языка и литературы школы №868:

- Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень, одно любит берег ручья, другое - высокую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии (восточная мудрость).
Знаете, как это трогательно - входить в школу новичком? Душу раздирали сомнения, главным из них было - справлюсь ли? Сотня глаз на тебя направлена; одежка, конечно, первая, по ней встречают, но в школе ждут от новичка первой фразы и улыбки, именно они, как заговор, определяют твою трудовую судьбу. От души поздоровалась, спросила, улыбнулась, получила в ответ такой же заряд доброты и понимания, значит, к хорошим людям пришла, значит, все сложится замечательно. Мне повезло абсолютно, с первого шага, вот я подхожу к крыльцу, уже ставшему мне родным, вхожу в школу, театр начинается с вешалки, а школа для всех начинается с кабинета директора.
Я была, входя в школу, твердо уверена, что директор - главный педагог в школе, и убедилась в этом, когда нас, молодых специалистов, под свое крыло взяла наш директор Татьяна Визер. Эта поддержка важна так же, как помощь мамы. Знаю, что многие молодые специалисты не стали учителями, окончив вузы, именно потому, что такой поддержки не встретили. Жаль, хотя надо признать, что в педагогические институты приходит много случайных людей, которые не ТАК входят в школу или вообще не входят в нее. Нам повезло: заботы, которой окружили нас директор и по ее примеру весь коллектив, хватило с лихвой. Работать и дерзать хотелось не покладая рук. Наставники приходили на наши уроки не для того, чтобы пофыркать «какая молодежь идет в школу, вот мы в их годы...», а для того, чтобы посмотреть со стороны, что получается, а что надо подделать или переделать. Методсоветы не чтиво лекций нравоучительного характера, а практический обмен опытом. Опять же курсы молодого специалиста - я впитывала столько нового, полезного и не перестаю это делать.
Вначале меня пугала работа с документацией. Как я справлюсь с огромным количеством бумаг? Это проблема не только для молодого учителя, но и для умудренного и опытного, но для молодого это, пожалуй, проблемище. Однако планирование и отчетность просто необходимые части любой работы, со временем приходит навык и привычка все расписывать на бумаге, написанное лучше видно со всех сторон, и когда разберешь все до строчки, оформишь, запишешь, таким понятным становится каждый шаг. Никогда я не слышала грубых замечаний, если были какие-нибудь погрешности, их корректно лишь исправляли. И так во всем.
Современный молодой учитель - носитель всего современного в школе, от молодого специалиста этого ждут в коллективе учителя, ученики, родители. Я не представляю своих уроков без ИКТ, без интерактивной доски, да и электронный журнал экономит время, ведь нужно успевать, вернее, уметь успевать. Любой учитель учится сам всю жизнь и не устает это делать, как не устает хирург оперировать, как не устает кондитер печь. Я успеваю и учиться в аспирантуре, и работать, а работая, учиться - чтобы добиться в чем-то успеха, нужно много работать! Я не ищу легких путей, даже тема моей диссертации «Художественный мир П.С.Соловьевой» никем еще не была исследована. Интересно быть «первопроходцем», но очень сложно в поисках материала. Недостаточно окончить престижный вуз и стать хорошим специалистом, это процесс длиною в жизнь. Мы учим и учимся сами, учитель обязан быть разносторонним, интересным, чтобы увлечь. «Педагог» в переводе означает «ведущий ребенка», но ведь вести можно по-разному: можно силой тянуть за руку - не хочет, а ты тянешь; можно заинтересовать чем-то, зажечь любопытство, и тогда - идем «рука в руке». Безусловно, бывают ситуации, в которых молодым специалистам нелегко найти общий язык с подрастающим поколением. Молодость - единственный недостаток, который проходит с годами: нет житейского опыта, советчик из тебя никакой.
Говорят, что дети чувствуют фальшь взрослых безошибочно, так вот подростки эту фальшь выискивают, и чуть что не так, все, не вернешь доверие. Не хватает опыта, у меня в 8-м «Б» классе, где я классный руководитель, 28 человек, есть дети из неблагополучных семей, у каждого свои проблемы, попробуй сфальшивь - не посмотрят даже в твою сторону и, что страшнее, по жизни пойдут с этим неверием. Этот ключ от детской души надо заслужить, это «ключ без права передачи». Поэтому мы не должны таких ребят отталкивать словом, взглядом, поведением. Учителя, наоборот, должны быть к ним внимательнее, добрее, тогда наша доброта сделает этих детей лучше. Я думаю, что к каждому ребенку можно найти подход, стоит лишь понять его душу и отыскать в ней ту обиду или боль, которая заставила его быть таким. Если нам удастся найти этот ключ - это победа.
В моей школе авторитарной педагогики осталась малая толика лишь для того, чтобы дисциплину на уроке поддерживать, а в остальном - творчество и воспитательная работа расцветают в интересной и многогранной деятельности. Поведение детей подсказывает и направляет, как их «воспитывать» - в смысле, чего бы им хотелось. Я преподаю русский язык и литературу, наверное, не открою секрета, что главная функция языка и литературы воспитательная. Надо строить урок так, чтобы вся мощь нашей культуры открывала возможности для патриотических бесед, для философских рассуждений: «Кто я, зачем я?» Очень люблю стиль урока - сократовские беседы, где-то прочитала, что настоящая педагогика - тихий разговор с ребенком о ребенке, его делах, успехах и неудачах за прошедший день, с ребенком о себе, о своих проблемах. Протягивается ниточка, тонкая, но прочная. Нас, молодых учителей, учили в институте дифференцированному обучению, вот в жизнь знания и воплощаю.
Кому, как не молодому специалисту, знать о всех подростковых группах, группочках или группировках? Чуждая идеология существует в обществе и насаждается в первую очередь в умы подростков. Учитель просвещать обязан, предупреждать о вредной сущности. Я, как молодой учитель, ближе к молодежной субкультуре, стараюсь быть в курсе всех новостей, умею сделать анализ, противопоставление настоящему. Например, дети очень любят анализ текстов современных эстрадных хитов, смеются до потери пульса и потихоньку охладевают к такому «искусству», а я им в этот момент стихи Высоцкого, Есенина как пример истинного. Можно перефразировать: «Глаголом жгу сердца... детей...»
Часто мои друзья задают вопрос: «Легко ли быть молодым... педагогом?» Быть, а не существовать вообще нелегко, но интереснее. Быть учителем нельзя по приказу, быть молодым учителем тем более. В школе работают педагоги, для кого дело обучения - призвание, смысл жизни. Когда ты увлечен любимым делом, когда ты просыпаешься с мыслью, что хочешь идти в школу, где тебя ждут, то все трудности отступают на второй и третий план. Ведь это твоя жизнь - жизнь в школе, по-другому не бывает. И на вопрос «Легко ли быть молодым... педагогом?» я могу дать ответ: «Надо им прежде всего БЫТЬ!»

Анастасия КОПТЕВА, учитель истории школы с углубленным изучением английского языка №1268, выпускница МПГУ:

- 8.15. Подъезжаю к школе, в голове мысли: «Ура, не опаздываю! А какой первый урок? Ага, мой класс. Так, как бы решить известную проблему - материал урока или жизнь класса? Надо пару вещей сказать, но ведь потом так и пойдет... Тему не успеем пройти. Ладно, на месте разберемся».
8.25. При входе в школу мне сообщают: «Надо разобраться с питанием! Дети плохо ходят в столовую!» Хорошо, еще одна задача в список бесконечных дел. Не успеешь дойти до кабинета, поздороваешься первые раз пятьдесят. Дети любят здороваться в коридоре, даже если только что был с ними урок, не уверена, что это значит, но надеюсь, что это проявление уважения, а не плохой памяти.
10.10. Прошло два урока, а как будто уже полжизни. И как люди могут сидеть весь день в офисе? У нас жизнь бьет ключом, а ведь кто-то только проснулся.
12.15. Отлично, время сходить пообедать, можно пообщаться с учителями, узнать последние новости. Но как это можно сделать, если дети смотрят на тебя в столовой как на инопланетянина? В глазах искреннее недоумение и вопрос - неужели наши учителя тоже потребляют пищу? Так и приходится сидеть, как звезды в ресторане в окружении папарацци.
14.15. Неужели прошли все 6 уроков? Ведь только что сражалась на первом со своим 7-м «А». Итак, что надо: все проверить, выставить, расписать, приготовиться, позвонить родителям, не забыть вернуться домой, кто-то в офисе сейчас мирно дремлет у своего компьютера - бедняги, мне их искренне жаль.
Наша жизнь полна сюрпризов и опасностей. И нет другой такой профессии, где нужно было бы напрягать так много интеллектуальных и физических сил, как в профессии педагога. Количество наших обязанностей превышает все разумные рамки, а понятия «сверхурочная работа» не существует, ведь мы работаем всегда. Но когда общаешься с детьми, забываешь обо всех проблемах. Дети - это наш главный наркотик. Мы можем кричать на них, спорить, ставить плохие оценки. И при этом мы можем на них положиться. Иногда, придя на работу с плохим самочувствием, к концу уроков уже понимаешь, что все уже хорошо. Дети - это магниты, которые принимают на себя все плохое, а взамен отдают чистоту и тепло, но при условии, что мы тоже готовы отдавать и принимать. Вообще в нашей работе много условностей и «подводных камней». Со временем начинаешь к ним привыкать, и вырабатываются специальные механизмы, которые реагируют на каждый тип опасности. Но подобную броню можно заработать только упорным трудом, учась на своих собственных ошибках.
После института я была готова делиться со всем миром с таким трудом добытыми знаниями, на первых уроках выдавала детям огромное количество научной информации, стараясь сделать из них великих историков, очень расстраивалась, когда они не могли запомнить все генеалогическое древо династии Рюриковичей. Сейчас я стала мудрее, в первую очередь стараюсь научить детей думать, выражать свою точку зрения.