Наша российская команда 12 лет подряд выигрывает Олимпийские игры, сейчас даже хотят закрыть гимнастику как олимпийский вид спорта, так как все соревнования выигрывает Россия. Я, конечно, зациклена на высшем спортивном мастерстве, но всегда говорила и говорю, что взрослые чемпионы вырастают из маленьких детей, поэтому чем больше детей будет заниматься гимнастикой, тем больше у нас будет выбор талантливых мастеров. Много лет назад мы сделали программу занятий с детьми по просьбе Международной федерации гимнастики для всего мира, которая занимается теперь по нашей базе. В России пробить это было нелегко, но недавно выяснилось, что у нас в стране сейчас занимается гимнастикой больше народа, чем футболом, я сама была поражена, когда узнала такие данные.
В октябре мы показали открытый урок в школе №705, и все смогли увидеть, как детям нравятся занятия гимнастикой. Причем это не художественная гимнастика в том виде, в каком мы привыкли ее видеть на соревнованиях различного уровня. (Кстати, в мире вообще нет такого термина «художественная гимнастика», есть термин «ритмическая гимнастика». Художественная гимнастика - словосочетание, рожденное, как и сама гимнастика, в Советском Союзе.)
Чего же мы добиваемся, занимаясь с детьми ритмической гимнастикой? Нам нужно, чтобы они стали раскрепощенными, научились владеть предметами, что поможет им заниматься волейболом, баскетболом, если они захотят уйти в эти виды спорта, скакалкой, если они пойдут в бокс, где без конца нужно прыгать через скакалку. Сегодня от Москвы до самых до окраин России множество девочек занимаются ритмической гимнастикой, это для нас и для них очень важно. Но нужно, чтобы гимнастикой занимались и мальчики, потому что для них это тоже раскрепощение, это ритмика, пластика, грация, общение. Но если не получается, они могут уйти в разные виды спорта: растяжка нужна в легкой атлетике, ловкость - в фехтовании. То, что есть в гимнастике, необходимо во всех видах спорта, я считаю, что она начало начал. Какой вид спорта ни возьми, все начинается с разминки и гимнастики, поэтому свою программу занятий гимнастикой мы адаптируем для мальчиков и стараемся ее использовать для занятий в массовых школах и для девочек, и для мальчиков. У детей во время занятий с гимнастическими предметами вырабатывается еще ловкость. Все это качества, которые лучше всего закладывать у детей в детском саду и первых-вторых классах начальной школы.
Мы понимаем, что ребенок идет заниматься туда, где ему интересно. При этом очень многое зависит от преподавателя. В большом спорте для юных спортсменов Родина по большому счету начинается с тренера, в школе для ребенка все начинается с учителя, который умеет увлечь. Учитель должен быть с детьми в полном контакте, причем не на уровне высоты своего полета и своего возраста. Учитель должен зажигать в детях искру. Но у одного она зажигается сразу, а другого для этого нужно раскачать. Для этого учителя нужно обучать. Преподаватель должен быть профессиональным, всем, конечно, нужен результат: в нашей стране судят не по тому, как преподаватель ласково гладит ребенка по головке, не по щебетанию с ним, а по тому, какой результат показывает ребенок. Поэтому нам надо учить в первую очередь преподавателей, но не только профессионализму, технике, но еще и любви к детям. Учитель во всех видах спорта учитель. Не случайно Президент России Владимир Путин входит в класс дзюдо и кланяется тренеру, уходит и тоже кланяется, потому что его так воспитали, потому что у него был такой учитель. С одной стороны, занятия спортом должны быть системой, а с другой стороны, ребенка не заставишь ни кланяться, ни говорить спасибо просто так: он должен научиться говорить спасибо учителю внутри, это должно быть его потребностью, он должен чувствовать, что человек, который учит, его любит. Весь вопрос в том, где найти таких педагогов, которые любят детей. Это большая проблема.
Учитель должен быть вместе с детьми, и они должны уметь раскрепощаться, потому что иначе они так и будут закомплексованы. Детям не нужно чего-то бояться, они должны быть свободными людьми. Все это должно быть раскрыто в гимнастике под музыку, дети должны уметь слышать и слушать музыку, они должны выдерживать ритм движений, становиться будущими мужчинами и женщинами, быть вместе, уметь перестраиваться. У них на занятиях появляется не только раскрепощение, но и возможность общения, что очень важно для наших детей. Для ребят с ограниченными возможностями здоровья урок гимнастики тоже можно сделать интересным, может быть, дозировка будет меньше, можно исключить бег, но наша программа для всех детей. Тут уже преподаватель должен посмотреть характеристику ребенка по здоровью и регулировать нагрузку для него.
Если занятия для учеников младших классов заинтересуют и старшеклассников, мы готовы предложить такую программу, в наших планах выпуск учебников для старшей школы, ведь и старшеклассники тоже должны учиться танцевать, тоже должны быть раскрепощенными, ведь нынче они идут раскрепощаться пивом и наркотиками, потому что не могут и не умеют по-другому. Занятия гимнастикой нужны еще и потому, что они уводят детей с улицы, учат их разговаривать, смеяться, танцевать.
Моя хрустальная мечта - заинтересовать в занятиях родителей. В американском Лос-Анджелесе в зал, который можно назвать овощной базой, в маленьком тесном помещении положили маты, ковер для гимнастики, и туда приходят родители с детьми. Они помогают детям тренироваться, что-то им подсказывают, вместе с ними тренируются.
Сейчас у нас есть заявки от фитнес-клубов, чтобы мы дали им свою программу, чтобы родители и у нас могли приходить с детьми, чтобы дети занимались рядом с родителями. У нас ведь людям предлагают или танцы, или занятия на тренажерах, а нужно предлагать им заниматься спортом под музыку, двигаться, развиваться физически.

Мнения по поводу

Татьяна ВАСИЛЬЕВА, заместитель руководителя Департамента образования:
- Программа Ирины Винер - это спортивная и культурная программа, именно культурная, так как человеку очень важно, и как он двигается, и как говорит, и как сидит, и как ведет себя в обществе. Для программы издан красивый учебник, причем он не только для занятий: этот учебник интересно почитать родителям.
Многие учителя физической культуры знакомятся сначала с программой как явлением, а потом уже приходят в школу и начинают реализовывать ее на практике. Несколько школ Москвы уже не первый год используют опыт уроков гимнастики и акробатики Всероссийской федерации художественной гимнастики на уроках физкультуры. Программа Ирины Винер интересная, целостная, уже есть не только учебник, но и курсы со всеми методическими рекомендациями, не только практические наработки, но и курсы повышения квалификации, переподготовки, постоянного сопровождения для учителей. Этот опыт приносит пользу не только в школах, но и в их дошкольных отделениях и детских садах. Детям интересно, школам и ДОУ интересно, значит, будем повышать квалификацию учителей.

Людмила КАЛИНИНА, директор школы №705:
- С программой занятий гимнастикой я ознакомилась недавно, когда к нам присоединилась школа №70, в которой эта программа уже была. Я вижу, что детям очень нравится заниматься гимнастикой, теперь мы хотим, чтобы начиная с первого класса по четвертый шли такие занятия. Более того, в наш комплекс сейчас входят два детских сада, и мы хотим отрабатывать эту программу на воспитанниках этих ДОУ.

Анастасия ПУХОВА, тренер-педагог Международной академии спорта Ирины Винер:
- По программе Ирины Винер я занимаюсь уже третий год, начиная с детей в возрасте трех лет. Ко мне часто подходят родители и говорят: «Мы видим, как наши дети, занимаясь гимнастикой, расправляют плечи, выпрямляют спину, ноги, садятся на шпагат». То есть на занятиях ребенок преображается, и это я замечаю постоянно. Детям нравятся занятия, они, приходя домой, о гимнастике не забывают, постоянно занимаются и дома, каждое утро спрашивают родителей, когда будет следующее занятие по гимнастике. Программа действительно положительно влияет на детей, и я хочу, чтобы они и в школах, и в детских садах занимались по этой программе, потому что она им нужна.

Алексей МОНАХОВ, учитель физкультуры школы №705:
- Этой программой я начал заниматься в прошлом учебном году. Занимался на курсах у мастеров, мне самому очень понравилось то, что в ней предложено для мальчиков. Могу подтвердить слова Ирины Винер, что занятия гимнастикой полезны для всех видов спорта. Нашим детям с первого по четвертый класс, которые занимаются гимнастикой, это крайне необходимо. Комплекс занятий гимнастикой рассчитан на весь контингент наших детей, ею можно заниматься на ЛФК детям, которым это показано, за год занятий программа помогает решать проблемы со сколиозом, лордозом, кифозом, а также с плоскостопием.
Для детей начальной школы это большая база, я очень рад, что нам дали такую программу и мы можем по ней заниматься.